Развитие представлений младших дошкольников о свойствах предметов посредством использования обследовательских дидактических игр в совместной деятельности

Лунина Марина Сергеевна
Дробышева Екатерина Владимировна

Воспитатель, МАДОУ "Центр развития ребенка-детский сад № 33 "Радуга", г. Губкин, Белгородская область
Воспитатель, МАДОУ "Центр развития ребенка-детский сад № 33 "Радуга", г. Губкин, Белгородская область

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Лунина М.С., Дробышева Е.В. Развитие представлений младших дошкольников о свойствах предметов посредством использования обследовательских дидактических игр в совместной деятельности // Совушка. 2022. N1 (27). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/27/ (дата обращения: 22.02.2025).

Заказ № 1238494


 

Познание окружающего мира начинается с ощущений и восприятия. Чем богаче ощущения и восприятия, тем шире и многограннее будут полученные ребёнком сведения об окружающем мире. В дошкольном возрасте восприятие превращается в особую познавательную деятельность, имеющую свои цели, задачи, средства и способы осуществления. Совершенство восприятия, полнота и точность образов зависят от того, насколько полной системой способов, необходимых для обследования, владеет ребенок. 

Поэтому главными линиями развития восприятия выступают освоение новых по содержанию, структуре и характеру обследовательских действий и освоение сенсорных эталонов. 

Ознакомление дошкольников с цветом, формой величиной предмета позволило создать систему дидактических игр по сенсорному воспитанию, направленных на совершенствование восприятия ребенком характерных признаков и свойств предметов.

Это значит, что ребенка надо знакомить со всеми разновидностями свойств – всеми цветами спектра, с геометрическими формами – круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник, шар, куб, кирпич. Развивать познавательные и речевые умения - определять цвет, размер, форму предметов путем зрительного, осязательного и двигательного обследования, сравнения. Понимать и использовать в речи слова- названия величин и форм. Следовательно, сенсорное развитие – это развитие ощущений и восприятий, представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира с помощью подсистем организма: зрения, слуха, осязания, обоняния, вкуса.

В своей работе с детьми младшего дошкольного возраста, я опиралась на следующие задачи:

  • развивать восприятие детей в различных видах деятельности, создавая условия для ознакомления детей со свойствами предметов и явлений окружающей действительности;
  • закреплять умение обследовать предмет, выделяя форму, цвет, величину, как особые свойства предметов; 
  • группировать однородные предметы по нескольким сенсорным признакам: величине, форме, цвету; 
  • обогащать чувственный опыт детей и умение фиксировать его в речи;
  • совершенствовать восприятие детей, активно включая все органы чувств;
  • развивать образные представления.

Формирование обследовательских способностей успешно решается в дидактических играх, так как игра является ведущим видом деятельности дошкольников. 

Восприятие цвета отличается от восприятия формы и величины, прежде всего тем, что это свойство не может быть выделено практически, путем проб и ошибок. Цвет нужно обязательно увидеть, то есть при восприятии цвета можно пользоваться только зрительной ориентировкой. Сначала в определении цвета большую роль играет промеривание, сопоставление путем приложения. Когда два цвета вплотную прилегают друг к другу, ребенку не сложно обнаружить их одинаковость или неодинаковость. При этом он может еще и не владеть восприятием цвета, не знать, что оба предмета красные или один из них красный, а другой желтый, но увидит, что цвета одинаковые или что они разные. Когда ребенок научится определять цвета при их непосредственном контакте, то есть путем наложения и приложения, можно переходить к задаче выбора по образцу (к настоящему восприятию цвета), а затем к обучению его названиям цветов. Научить ребенка оперировать цветами спектра, классифицировать предметы по признаку – цвет помогут игры «Спрячь мышку», «Разложи по цвету», «Разноцветные поляны», Дидактическое пособие «Сенсорные деревья», «Накормим птичек», «Бабочки», «Дорожка», «Дидактические игры с прищепками».

При ознакомлении с геометрической формой, важным становится не только компонент зрительного восприятия, но и компонент тактильных ощущений, тактильного восприятия. Для ознакомления детей с геометрическими фигурами, вырезаем из картона плоскостные круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник. Чтобы фигуры стали интересными для детского восприятия. Оживляем их (рисуем глазки, носик, ротик). Знакомим с геометрическими фигурами постепенно. Начинаем с круга.

Научить классифицировать предметы по форме помогут игры «Угостим фигурки», «Найди свой домик», «Чудесный мешочек».

Важно познакомить ребенка и с другими понятиями «высокий» и «низкий», «длинный» и «короткий», «широкий» и «узкий», научить ребенка употреблять эти слова- понятия по назначению. Знакомить ребенка с вышеперечисленными понятиями нужно через действия с предметами. Подскажите, покажите ребенку как правильно сравнить данные ему предметы, используйте приемы приложения и наложения одного предмета на другой. 

Дидактические игры, направленные на усвоение сенсорного эталона «Величина»: «Разложи мишкам мисочки», «Уложим куклу спать» «Спрячем шарики в ладошках» «Домик для зайчика».

Таким образом, благодаря дидактическим играм, дети учатся определять, называть и дифференцировать основные цвета и геометрические формы; называть основные цвета; сравнивать объекты по величине, выделять величину в качестве значимого признака, определяющего действия, на основе обследования и развития глазомера.

 

Литература:

  1. Арсентьева В.П. Игра – ведущий вид деятельности в дошкольном детстве: учеб. пособие / В.П. Арсентьева. М.: ФОРУМ, 2009. С. 100-109.
  2. Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей: учеб. пособие. М.: Просвещение, 2005. 80 с. 
  3. Венгер Л.А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников: книга для воспитателей детского сада. М.: 2004. 109 с. 
  4. Запорожец А.В. Сенсорное воспитание дошкольников: книга для воспитателей детского сада. М.: Просвещение, 2003. 98 с.