Роль педагога в воспитании патриотизма у детей старшего дошкольного возраста

Вахитова Лариса Николаевна

Старший воспитатель, МДОБУ "Азановский детский сад "Колосок", с. Азаново, Медведевский район, Республика Марий Эл

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Вахитова Л.Н. Роль педагога в воспитании патриотизма у детей старшего дошкольного возраста // Совушка. 2022. N1 (27). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/27/ (дата обращения: 22.02.2025).

Заказ № 1226336


 

Аннотация: В статье раскрывается смысл работы по воспитанию патриотических чувств у дошкольников через проектную деятельность: помочь дошкольникам шире познакомиться с родным краем, понять его историю, культуру и их взаимосвязь с предметами и объектами окружающей действительности и жизни общества, принять участие в созидательной деятельности; описывается один из методов работы: проектный.

Ключевые слова: нравственные ценности, патриотизм, воспитание, детство, дошкольники, краеведение, проектная деятельность

 

В глобальном патриотическом сознании современных детей наблюдается процесс переосмысления ценностей, крушение того, во что верили дети еще каких-то 20-30 лет назад, понимание реалий современного мира. Самоидентификация детей как «патриотов» находится сегодня на весьма низком уровне.

Однако такое пребывание в невесомости не может продолжаться долгое время. К данной деформации природы патриотизма и национальных отношений привело отсутствие должной заботы о воспитании детей. Изменилось отношение молодого поколения и к службе в Вооруженных Силах, защите своего Отечества. 

Личность во все времена развивалась в социокультурном пространстве жизни своего народа, со своей историей, культурой, своим менталитетом. Зарождение личности происходит в детские годы, и важно, чтобы в души и сердца детей была заложена суть нравственных и человеческих ценностей.

Воспитание юного патриота сейчас востребовано как никогда. Ведь «Иваны, родства не помнящие», «неукорененные личности» в современном мире появляются непростительно часто. Мы не знаем своих предков, своей родословной, малой Родины, которую плохо знаем или вообще потеряли связи - родились в одном месте, а живем в другом.

«Понятие «Родина» и «Отчизна» в детском возрасте – это место, где находится дом, школа, родители, друзья, то есть конкретное место, в котором живут ребята. А глубина патриотического чувства зависит от того, насколько хорошо они знают свою Родину. Следовательно, изначально необходимо, формировать у детей знания о родном крае и чувство единства с тем местом, где они родились. Из детских мельчайших впечатлений, из первых ярких и глубоких эмоций вырастает постепенно чувство любви к своей родной стране, к своей Отчизне. Что же может взволновать и вызывать интерес ребенка- дошкольника и что будет доступно его пониманию? Во-первых, место, где малыш живет. Уже четырехлеточка может запомнить название своего села, улицы, где и кем работают его родители. Именно с семейного воспитания, с семейных традиций, уважительного отношения к отцу, матери, дедушке, бабушке начинается чувство Родины. И задача взрослого, отбирать из потока впечатлений, наиболее доступные для того или иного возраста: то, что окружает, родная природа; труд людей, взаимоотношения людей, раскрывающие ребенку народный менталитет (взаимопомощь, оптимизм, вера в человека, гуманное отношение ко всему живому, стремление к миру; общественные события (полеты космонавтов, спортивные праздники, юбилейные даты, праздники - День Победы, День защитников Отечества). Материал, который преподносится ребенку дошкольного возраста, должны быть ярким, образным, конкретным, вызывающим неподдельный интерес. Здесь велика роль различных массовых форм краеведческих мероприятий, организованных в детском саду.

Сформировать представления о родном селе, районе, людях, живущих там, позволяют проекты. Такая форма работы способствует развитию самостоятельности мышления, целеустремленности, настойчивости, креативности, поможет ребенку сформировать уверенность в собственных возможностях, а главное способствует развитию умения взаимодействовать как со сверстниками, так и с взрослыми. Таким образом, проектная деятельность, выступает как средство развития высокого уровня сформированности познавательной, творческой активности, формирования интегративных качеств дошкольника, позволяет вовлечь родителей в образовательный процесс ДОУ.

Предлагаемый проект «Воины села Азаново» может быть применен в работе педагогов детских садов, так как актуален для воспитания нравственно-патриотической личности, развития толерантности, творческих способностей, что очень важно формировать еще в дошкольном возрасте.

Цель: Формирования нравственно-патриотических чувств детей старшего дошкольного возраста в рамках проектной деятельности, при активном участии родителей.

Задачи:

  • создание условий, способствующих нравственно – патриотическому и духовному развитию личности юного гражданина России, воспитание творческой личности. 
  • актуализация представлений детей о современных войнах;
  • обогащение представлений детей старшего дошкольного возраста о военной службе, воспитывать уважение к Российской Армии;
  • привитие чувства уважения к воинам, совершившим героические подвиги во имя Отечества;
  • воспитание патриотизм на примере односельчан, а также своих родных;
  • совершенствование ценностно-ориентированных качеств личности, обеспечение условий для самовыражения дошкольников, их творческо-познавательной активности;
  • осуществлять взаимодействие ДОУ, окружающего социума и семьи направленное на развитие нравственно-патриотических и духовных качеств личности ребенка.

Участники проекта: дети – дошкольники и родители подготовительной группы под руководством воспитателя подготовительной группы Цинцерова Мария Васильевна.

Социальные партнеры проекта: Азановский Сельский совет, МБУК «Азановский КДЦ», МОБУ «Азановская общеобразовательная школа».

Гипотеза проекта: в результате целенаправленной и системной работы в рамках реализации данного проекта, возможно, развитие у детей чувства гордости за односельчан, уважения к своей стране, к окружающим людям. Возможно, что проект способствует возникновению желания совершать положительные поступки. 

Ожидаемый результат: будут созданы условия, способствующие нравственно – патриотическому и духовному развитию личности юного гражданина России, воспитанию творческой личности (предметно-развивающая среда, взаимодействие с социумом, родителями, интеграция образовательных областей). В ходе реализации проекта у детей сформируются представления о воинской службе, военных действиях, о воинском долге, о людях военных профессий; разовьется чувство патриотизма, уважения к взрослым, усовершенствуется ценностно-ориентированные качества личности, творческо-познавательная активность. Повысится уровень социализации дошкольников; 

Разработчики проекта: старший воспитатель, Вахитова Л.Н.

Реализаторы проекта: воспитанники и родители подготовительной группы.

Актуальность: Понятие «Родина» более чем абстрактно для детей. Понимание Родины у дошкольников тесно связано с конкретными представлениями о том, что им близко и дорого. Любить Родину – значит знать её. Для того чтобы ребёнок проявлял интерес к стране, её истории, нужно, чтобы малая Родина – ближайшее окружение стало объектом его познания. 

Проблема: Современные дети знают войну, но в несколько иных образах: в лицах бесстрашных героев художественных фильмов, телевизионных сериалов, историй про шпионов. Мы позволяем играть детям в компьютерные войны с почти реальными видами оружия, покупаем автоматы, пистолеты, сабли и прочее игрушечное оружие. А как часто мы думаем, кто вырастет из наших детей – доблестные защитники Отечества или бездушные солдаты-убийцы? А ведь рядом с нами, рядом с нашими детьми, в родном селе, в соседнем подъезде, в соседней квартире, а порой и в семье живут те, кто воевал, кто не понаслышке знает, что такое война. В каждом поселке, селе есть свои герои, «сыны» Родины, которые вставали на защиту границ нашей страны. И пусть их дела и подвиги не изучают в школах, но они вовеки запечатлены в истории нашей страны. К сожалению, мы постепенно стали забывать о подвигах наших дедов и прадедов, и вообще не затрагиваем тему современных войн. Нам, воспитателям, истинным патриотам своего села, очень хочется привить такую же любовь воспитанникам детского сада. В работе мы стараемся как можно больше рассказать детям об истории села Азаново и о людях, проживающих в нашем селе. 

План реализации проекта

Подготовительный этап.

  • составление плана деятельности
  • сотрудничество с родителями
  • подготовка цикла бесед о современных войнах

Основной этап, организационно-практический

  • Поисковая экскурсия в сельскую библиотеку (работа со словарем Ожегова С.И.)
  • Экскурсия в сельскую администрацию с целью поиска информации
  • Посещение ветеранов боевых действий, сбор информации о них

Заключительный этап

  • Фотовыставка «Вами гордимся»
  • Праздник «23 февраля»
  • Презентация о наших односельчанах - участниках боевых действий.

Презентация проекта

Нам про войну рассказал воспитатель,

Про доблесть солдат в бою на Неве.

Тут друг мой, Никита, чуть слышно промолвил,

А папа мой тоже был на войне…

Тут спор разразился, ребята в сомненьях:

Участник войны? Он что, ветеран?

А нам говорили, что в нашем селе

Уже не осталось тех, кто воевал.

Не ссорьтесь, друзья! Все вы правы.

В далекие годы войны

Прадеды за мир наш сражались

За то, чтоб росли в мире мы!

Но чтобы держать границы

От всех врагов на замке

Вновь сыны Отчизны

На горячем стоят рубеже!

Чтобы всегда жили в мире

Люди всей нашей Земли

С доблестью, мужеством, честью,

В «Горячих точках» служат наши отцы!

Дети подготовительной группы, после рассказа воспитателя о современных войнах задумались над вопросами, что такое «горячие точки»? 

Кто такие ветераны боевых действий?

Сколько таких людей в нашем селе?

Чтобы найти ответы на все вопросы решили провести собственное исследование!

Проект назвали «Воины села Азаново».

Было решено организовать поиск и сбор информации о жителях села Азаново, которые принимали участие в боевых действиях.

Поставили цели, задачи и наметили этапы исследовательской работы

Всей группой посетили сельскую библиотеку. Там помогли узнать значение слов «горячие точки» из словаря Ожегова С.И.

Горячая точка – так говорят о месте, где возникла напряженная или опасная ситуация.

Ветеранами боевых действий называют военнослужащих, участников боевых действий на территории нашей страны и за её пределами.

Чтобы узнать, есть ли такие люди в нашем селе, решили посетить сельскую администрацию.

Во время экскурсии дети узнали, что в нашем селе 19 участников боевых действий! Все эти люди в разные годы принимали участие в боевых действиях в «горячих точках». А значит 19 ветеранов боевых действий!

Собравшись в группе, дети решили, что должны познакомиться с этими людьми, ведь они наши односельчане, наши соседи, знакомые наших родителей, родственники! 

Дети вместе с родителями посетили ветеранов, дети задавали вопросы, а родители записывали. Было очень интересно! Затем дети приходили в детский сад и рассказывали все друг другу!

Мы узнали, что у многих ветеранов имеются государственные награды.

А еще, узнали, что в список, который дети взяли в сельской администрации, не вошел дядя нашей воспитанницы, бывший воспитанник нашего детского сада, но мы побывали у него в гостях и узнали много интересного! 

Много лет проработала младшим воспитателем в детском саду О.А.П. как же нас удивило, что эта маленькая, хрупкая женщина, тоже участник и ветеран боевых действий! О.А. была медицинской сестрой в военном госпитале, но лечила и мирное население. Она имеет благодарственное письмо от Афганского народа!

Всех ветеранов боевых действий мы пригласили на праздничный утренник, посвященный! А кто не смог прийти, к нам мы поздравили дома открытками

Каждому из них мы пожелали здоровья и сказали:

Мы Вас знаем!

Мы Вами гордимся!

А самое главное, мы узнали, что в нашем селе, рядом с нами живут настоящие герои, мужественные защитники нашего Отечества. И нам есть, кем гордиться и с кого брать пример!

 

Литература:

  1. Данилина Г.Н. Дошкольнику – об истории и культуре России: пособие для реализации программы "Патриотическое воспитание граждан РФ". М., 2013.
  2. Краеведческое воспитание дошкольников: практическое пособие / под ред. Л.Н. Прохоровой. М., 2014.
  3. Ковалева Г.А. Воспитание маленького гражданина, М., 2004.
  4. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. СПб., 2000. 
  5. Комратова Н.Г. Патриотическое воспитание детей 4–6 лет / Н.Г. Комратова, Л.Ф. Грибова. М.: Сфера, 2007. 150 с. 
  6. Матова В.Н. Краеведение в детском саду. ФГОС / В.Н. Матова. М.: Детство-Пресс, 2015. 176 с.