Методическое сопровождение инновационного проекта на базе региональной инновационной площадки дошкольного образовательного учреждения «Снежинка»

Хозяйкина Анастасия Валерьевна

Старший воспитатель, МКДОУ детский сад "Снежинка" п. Восточный, г. Омутнинск

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Хозяйкина А.В. Методическое сопровождение инновационного проекта на базе региональной инновационной площадки дошкольного образовательного учреждения «Снежинка» // Совушка. 2021. N4 (26). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/26/ (дата обращения: 22.02.2025).

Заказ № 1206737


 

В соответствии с приказом Министерства образования Кировской области «О региональных инновационных площадках (№153 от 16.02.2021 г.) нашей образовательной организации присвоен статус региональной инновационной площадки.  С января 2021 года мы реализуем инновационный проект по теме «Развитие трудовой активности как условие успешной социализации детей старшего дошкольного возраста».

Данная тема проекта была выбрана не случайно. Это обусловлено рядом причин: во-первых, дошкольный возраст рассматривается как сензитивный период в формировании начальных форм трудовой деятельности. Во-вторых, в методической литературе недостаточно внимания уделяется вопросам развития трудовой активности детей старшего дошкольного возраста. В-третьих, наблюдения за организацией и руководством трудовой деятельности детей показали, что педагоги в основном используют традиционную методику трудового воспитания, чаще прибегают к словесным методам, забывая о формировании трудовых навыков и умений у детей дошкольного возраста, а также о воспитании таких качеств ребенка, как инициативность, радость труда, активность и самостоятельность.  

Современная образовательная ситуация подтверждает необходимость обновления подходов к приобщению дошкольников к труду и в первую очередь позиции взрослого в управлении трудовой деятельностью детей, ориентируя ее на построение субъект-субъектного взаимодействия с ребенком, поиск актуальных средств и методов организации труда дошкольников, изменение образовательной среды, установление партнерского взаимодействия семьи и детского сада по вопросам развития трудовой активности детей. Все это подчёркивает необходимость методического сопровождения педагогов детского сада в рамках региональной инновационной деятельности. 

Поэтому основная цель методического сопровождения старшим воспитателем направлена на поэтапное развитие профессиональной компетенции педагогов по проблеме развития трудовой активности детей старшего дошкольного возраста.  

1 этап. На педагогическом совете педагоги были ознакомлены с приказом «О деятельности региональной инновационной площадки», с программой инновационного проекта.  Организовали работу рабочей группы, куда вошли педагоги, желающие участвовать в реализации инновационного проекта. Запланировали создание творческих мастерских, обеспечивающих внедрение технологического подхода к процессу приобщения дошкольников к труду.

В связи с тем, что кадровый состав педагогических работников обновился, было проведено анкетирование для оценки инновационного потенциала педагогического коллектива. Анализ анкетирования с педагогами показал достаточный инновационный потенциал: 32 % педагогов – имеют восприимчивость к новому, 93 % педагогов имеют высокий уровень новаторства, 43 % педагогов имеют мотивационную готовность, 57 % - имеют творческий потенциал (Диаграмма 1). 

Учитывая результаты анкетирования по выявлению уровня профессиональной компетентности педагогов по развитию трудовой активности детей старшего дошкольного возраста, определила, что задачи методического сопровождения будут следующие: 

  • оказать методическую помощь педагогам в освоении основных теоретических положений по трудовому воспитанию (понятия, принципы, подходы, признаки);
  • вовлекать педагогов в создание условий для развития ребенком позиции субъекта трудовой деятельности;
  • подготовить воспитателей и оказать им помощь по привлечению родителей к участию в образовательном процессе по развитию трудовой активности детей. 

2 этап. Для решения этих задач спланировали образовательный процесс так, чтобы в содержании календарного плана отражались задачи по развитию трудовой активности дошкольников, новые формы организации трудовой деятельности в соответствии с возрастом детей (Таблица 1).

Поэтому я обратила внимание педагогов на более актуальную (по мнению М.В. Крулехт, Л.И. Сайгушевой, Д.В. Сергеевой) классификацию в соответствии с позицией взрослого к труду, которая отражает современную концепцию о дошкольнике как о субъекте трудовой деятельности. Внедрение в образовательный процесс данных форм организации трудовой деятельности предоставит широкие возможности для развития трудовой активности ребенка. 

З этап. Затем с педагогами провела ряд методических семинаров, на которых педагоги познакомились с такими понятиями, как трудовая деятельность, «трудовая активность», методы стимулирования, образовательная и оценочная ситуация, субъект трудовой деятельности и другие.  

Изучили историю возникновения понятия «трудовая активность», ведущие характеристики позиции субъекта в трудовой деятельности у старших дошкольников (компетентность, самостоятельность, инициативность, произвольность, самооценка, креативность). 

С точки зрения технологического подхода, проанализировали технологии приобщения дошкольников к труду, построенные на субъект-субъектных отношениях ребенка и взрослого в процессе организации трудовой деятельности дошкольников: технология развития трудовой активности у детей старшего дошкольного возраста (Л.И. Сайгушева); педагогическая технология вхождения ребенка в реальные трудовые связи (М.В. Крулехт); технология развития индивидуальности старших дошкольников в труде (Ю.А. Мичурина); технология организации досуговой трудовой деятельности дошкольников. 

Теоретические знания подкрепили в процессе проведения Недели педагогического мастерства, где апробировали указанные выше технологии. Также в рамках Недели педагогического мастерства педагоги представили педагогические проекты по проблеме развития трудовой активности дошкольников, рассказали о методах развития трудовой активности. 

Ознакомившись с закономерностями становления трудовой деятельности на разных возрастных этапах сделали вывод, что возраст пяти-семи лет является сензитивным периодом формирования первоначальных основ собственно трудовой деятельности, для развития трудовой активности.

4 этап. В ходе изучения особенностей трудовой активности детей старшего дошкольного возраста выявили, что 16 детей (34%) имеют низкий уровень сформированности трудовой  активности детей. Это обусловлено ограниченным содержанием их трудовой деятельности в дошкольном учреждении (труда по самообслуживанию и хозяйственно-бытовому труду).

Поэтому для развития трудовой активности старших дошкольников после изучения теоретического аспекта непосредственно перешли к практической деятельности с детьми.  Для этого вместе с педагогами наметили следующие этапы работы по развитию трудовой активности детей старшего дошкольного возраста.

Процесс формирования трудовой активности в дошкольном возрасте включает три этапа:

  • вынужденная трудовая активность.
  • потенциальная трудовая активность.
  • инициативная трудовая активность.

Главная задача 1 этапа заключалась в том, чтобы создать основу для проявления трудовой активности в доступных и близких видах труда (труд по самообслуживанию и хозяйственно-бытового труда). Наши педагоги расширили его содержание за счет обогащения знаний о труде взрослых, в частности работников сферы обслуживания. 

Проведение тематических экскурсий и наблюдений за трудом работников детского сада позволили сформировать у детей эмоционально-положительное отношение к труду взрослых, а это к тому же сформировало у детей адекватное отношение к собственному труду по самообслуживанию и хозяйственно-бытовому труду.   По каждому виду трудовой деятельности педагоги разработали технологические карты в соответствии с компонентами трудовой деятельности дошкольников. 

На первом этапе основной формой организации является совместная деятельность детей и взрослых в трех сочетаниях: взрослый-дети, младший воспитатель – дети, родители – дети. Как только воспитатель и младший воспитатель научили детей: показали и объяснили способы выполнения работы, данную деятельность предложили родителям. Так, например, детям предлагалось навести порядок дома в игровом уголке, постирать свой носовой платок, кукольное белье и т.д. 

5 этап. Поэтому перспективный план, составленный нами на квартал (сентябрь-ноябрь) для воспитателей старшего дошкольного возраста, предполагает формирование трудовой активности в определенной системе. Эта работа планировалась на каждую неделю как часть, формируемая участниками, образовательных отношений. 

На выходные детям давали поручения, связанные либо с одним, либо с различными видами труда. Дети упражнялись в совершенствовании трудовых умений и навыков, что подготавливало их ко 2 этапу – формировании потенциальной трудовой активности. 

На данном этапе круг взрослых, с которыми организовывалась деятельность, был расширен. Посредством организации проектной деятельности со старшими дошкольниками, была апробирована такая форма организации детского труда, как дежурство по выполнению полезных дел. Здесь детям необходимо было по просьбе сотрудников детского сада помочь, например, в выполнении ремонта книг в методическом кабинете, раздевании малышей с прогулки, наведение порядка и др. То есть на основе уже имеющегося положительного опыта детей проявления заботы о близких людях (например, когда дети помогали по дому маме), бережного отношения к вещам, дети уже осознавали необходимость труда ради других людей. 

Конечно, все эти задачи по развитию по трудовой активности детей невозможно решить без участия семьи. Поэтому особое внимание уделили изучению семейного опыта по трудовому воспитанию детей. Результаты проведенного анкетирования с родителями, показали, что родители редко привлекают детей к труду, не занимаются совместным ручным и хозяйственно-бытовым трудом, считают, что дети еще маленькие и им непосильно выполнить трудовые поручения. 

Данные результаты дали основание для пересмотра значимости труда в жизни детей дошкольного возраста. Для начала мы предложили родителям познакомить детей со своим трудом на производстве, рассказать о том, что делают и какую пользу приносят людям, а также предложили родителям ввести трудовые поручения и обязанности. Ведь родитель – это соцерзательный пример того, как это нужно делать, чтобы пример членов семьи стал для ребенка руководством к действию. 

При работе с родителями использовали такие формы работы, которые вызывали наиболее эмоциональный отклик у дошкольников (радость труда). Например, совместной ремонт технических игрушек со своим папой, у ребенка вызвали такие эмоции. Придя в детский сад, он гордо заявил: «А я с папой сделал машину! У нее не было колес», у меня был пластмассовый конструктор. Папа предложил взять оттуда взять колесо, и я приделал его к машине. Папа мой удивился. А маме понравилось!

Особое значение имели комплексные поручения, когда воспитатель на выходные, например, предлагал детям навести порядок дома: помочь маме пропылесосить, папе закрутить винт.

Подытожить работу, которую вели родители на дому с детьми, организовали с помощью конкурса фотографий «Как я помогаю». Хочется отметить положительные эмоции родителей, когда они испытывали гордость за своего ребенка. 

Новые формы совместной деятельности в триаде «педагоги-родители-дети» станут результатом работы педагогического коллектива: семейная гостиная, объединяющая семьи воспитанников для занятия домоводством; проект «Семейный календарь», основанный на семейных традициях и совместных трудовых праздниках детского сада и семьи; создание «Альбома полезных и нужных дел» и др.

В перспективе в результате проекта должны получиться следующие методические продукты, направленные на апробацию форм, методов, технологий, способствующих развитию трудовой активности детей:

  • методические рекомендации по организации образовательной среды, способствующей развитию активности в трудовой деятельности дошкольников;
  • дополнительная общеразвивающая программа по домоводству для детей 6-7 лет.

Таким образом, организованное в ДОО методическое сопровождение будет способствовать повышению профессиональной компетентности педагогов:

  • в проектировании образовательного процесса по трудовому воспитанию дошкольников;
  • создании развивающей предметно-пространственной среды, способствующей развитию трудовой активности детей старшего дошкольного возраста;
  • взаимодействии с родителями через новые формы работы совместной трудовой деятельности;
  • овладении новых форм организации трудовой деятельности, направленных на освоение ребенком позиции субъекта трудовой деятельности. 

 

Литература:

  1. Маханева М.Д., Скворцова О.В. Учим детей трудиться: Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2013. 64 с.
  2. Павлова М.В. Воспитание у дошкольников позитивного отношения к трудовой деятельности // Дошкольная педагогика. 2011. № 1.С. 37 – 39 
  3. Сайгушева Л.И. Технологии приобщения дошкольников к труду: учебное пособие. Ростов н/Д: Феникс, 2013. 221 с.