Фёдорова Лидия Васильевна
Учитель-дефектолог, МДОУ д/с № 100 «Дюймовочка», г. Люберцы
Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):
Фёдорова Л.В. Обучение детей старшего дошкольного возраста составу числа // Совушка. 2021. N4 (26). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/26/ (дата обращения: 22.02.2025).
Заказ № 1207264
Родители дошкольников часто недоумевают: Зачем учить состав числа? Кому это нужно? Пойдёт в школу – выучит! У родителей учеников первого класса такого вопроса уже не возникает. Они уже всё поняли. И схватились за голову «Почему мы не выучили перед школой состав чисел? Как нам теперь всё успеть? Как решать примеры и задачи?» Для тех, кто ещё пребывает в счастливом неведении, отвечаем: учить состав чисел необходимо для того, чтобы ребёнок мог считать в том темпе, который требует школа, а, следовательно, не отстал от программы и был успешен.
«Зачем учить состав числа?» – для того, чтобы быстро считать.
По современным программам не предусмотрено, чтобы ребёнок решал примеры и задачи, используя свои пальцы или счётные палочки. На это нет времени. Ребёнок должен производить вычисления в быстром темпе, а это возможно только в том случае, если он помнит состав чисел.
В первом полугодии первоклассники будут решать примеры (и задачи) в пределах первого десятка. Решать надо довольно быстро, аккуратно записывать в тетради. Считать на пальцах, счётных палочках и т.д. некогда!
Во втором полугодии первоклассники выйдут во второй десяток (а по некоторым программам (например, по программе Л.Г. Петерсон), будут производить вычисления в пределах 100)
В возрасте 6-7 лет ребенка знакомят с составом чисел от 0 до 10 . Изучение состава числа поможет будущему школьнику легко освоить сложение и вычитание. Обучение составу числа проводится с целью подготовки ребенка к выполнению простейших арифметических действий. Именно арифметика является первоосновой математического мышления дошкольника.
Состав числа – это основа устного счета. Понаблюдайте за собой. Как вы сосчитаете 2 прибавить 3? Вы просто вспомните, что это 5. Ребенок тоже должен просто запомнить состав чисел. Опыт убеждает, что дети с большим трудом усваивают состав числа, и этой теме необходимо уделять особое внимание.
Мы знаем, что дети любят играть, поэтому задания лучше всего преподносить именно в игровой форме.
Нежелательно использовать пальцы, т.к. ребенок постоянно имеет перед собой «счетный материал» и нет необходимости в запоминании. Для запоминания состава числа можно использовать различные геометрические фигуры, игрушки и изображения животных. (Подойдут для этой цели карандаши, конфеты, пуговицы и т.д.). Подготовьте для игры и цифры.
Число – это понятие, обозначающее количество (сколько).
Например, вы берёте себе синие кружки, ребёнку даёте красные. Говорите: «Мы будем составлять число 5».
- Я кладу на стол 1 кружок. Сделай так, чтобы их стало 5 (не торопите ребёнка, пусть он пересчитывает кружки, чтобы не ошибиться).
Когда число составлено, можно записать ваши действия с помощью цифр.
Цифра – это знак (рисунок) для обозначения чисел.
Рассуждаем так. - Сколько кружков я положила?
- Один. Число один обозначают цифрой 1 (кладёте на стол цифру 1).
- Сколько кружков ты добавил?
- Четыре. Число четыре обозначают цифрой 4.
- Сколько всего кружков получилось?
- Пять. Число пять обозначают цифрой 5.
Читаем запись ещё раз: 1 да 4 будет 5 или 5 это 1 да 4.
Состав числа начинают изучать с опорой на наглядный материал. С помощью карандашей, орехов, конфет покажите ребенку все варианты состава чисел в пределах десяти. Можно рисовать кружки (квадратики, треугольники…) в тетради в клеточку и записывать под рисунком выражение с помощью цифр.
Игры на состав чисел.
Игра «Угадай».
Возьмите 5 карандашей. Спрячьте руки за спиной. Покажите одну руку ребенку с 3 карандашами.
- У меня в левой руке 3 карандаша, а в правой сколько? Почему?
Игра «Встречаем гостей».
К нам в гости придут 4 белочки, давай напоим их чаем. Я поставлю два бокала. А ты сколько? Почему? (потому что 2 да 2 это 4 или 4 это 2 да 2).
Игра «Прищепки».
Понадобятся карточки с цифрами от 1 до 10 и прищепки. Если «1» – одна прищепка и так далее. Например, карточка с числом «3». Крепим к карточке три прищепки, а теперь показываем, что три может состоять из 1 и еще 2 прищепок (если прикрепить их противоположно друг другу). Прищепки можно поменять на скрепки. И моторика развивается, и математические знания!
Игра «Весы»
Можно играть в весы, которые с двумя чашечками. На одну чашечку ставим гирю с цифрой 5, например. Чтобы уравновесить, на вторую чашку нужно поставить 2 и 3. Но весы обычно быстро ломают, да и не купишь на каждого ребенка. Поэтому обычные весы я использую только на первом этапе ознакомления с игрой, а потом переходим на бумажные.
Предлагаются вот такие карточки для закрепления состава чисел.
Чтобы довести определение состава числа до автоматизма, решайте как можно больше примеров.
Можно играть в игру: вы называете число, состав которого нужно определить, ребенок как можно быстрее показывает любое уместное количество пальцев, вы показываете оставшееся количество. Потом меняетесь ролями. Эта игра также тренирует навык сравнения, ведь если вы назовете 4, ребенку нельзя показать 5 и более пальцев.
Отличными «помощниками» в усвоении данного материала являются вот такие замечательные тетради, которые разработаны в соответсвии с требованиями ФГОС. Их можно приобрести в любых книжным магазинах.
Главное – заниматься регулярно и для вашего ребенка математика станет любимым предметом.