Использование нетрадиционного оборудования в работе с детьми с ОНР

Усова Марина Васильевна

Учитель-логопед, МКДОУ "Детский сад № 15", г. Зима, Иркутская область

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Усова М.В. Использование нетрадиционного оборудования в работе с детьми с ОНР // Совушка. 2021. N4 (26). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/26/ (дата обращения: 22.02.2025).

Заказ № 1205920


 

В последние годы все больше детей страдают ОНР (общим недоразвитием речи): их словарный запас ограничен и беден, речь эмоционально и интонационно невыразительна, планирование высказываний затруднено, последовательность изложения нарушена, в речи используются короткие и простые предложения. Во всевозможных методических и научно – популярных публикациях, в журналах, логопеды, дефектологи, учителя и специалисты по психологии предлагают свежие нетрадиционные формы работы с логопатами в дополнение к академическим способам.

Актуальность выбранной темы определяется тем, что среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста развитие всех сторон речи – одна из главных. Этот процесс очень длительный. И как сделать занятия интересными, разнообразными и в то же время продуктивными для ребёнка? Для решения этой задачи учителями – логопедами используются различные приёмы при проведении образовательной деятельности.

На индивидуальных занятиях мною используется нетрадиционное оборудование: мозаика, пирамидки, массажные шарики су-джок, декоративные камни.

Так элементы мозаики (красного, синего, зелёного цветов) используются при составлении звукового анализа слова.

При работе над формированием правильного звукопроизношения применяются пирамидки. Учитель-логопед называет слова с определённым звуком, ребёнок повторяет, и одновременно собирает пирамиды. Собранную пирамиду нужно разобрать – для этого используется игра «Логопед». Ребёнок «становится» логопедом: он должен назвать слова с определённым звуком, а учитель-логопед повторяет слова за ребёнком. На каждое правильно названное слово пирамиды разбираются. Еще одна игра «Придумай слово»: ребёнок собирает пирамиду, придумывая и называя слова с определённым звуком.

Пирамидки используются также при работе над дифференциацией звуков. Например, для дифференциации звуков [Л] и [Р] берутся стаканчики от пирамиды белого и розового цвета. Услышав от учителя-логопеда слог или слово со звуком [Л] ребёнок повторяет слово и кладёт бусину в беЛый стакан, а если услышит слово со звуком [Р], то повторяет слово и кладёт бусину в Розовый стакан.

Массажные шарики су-джок используются в играх на дифференциацию звуков. Выкладываем половинки шариков, чередуя синяя, зелёная, синяя, зелёная. «Шагаем» пальцами по половинкам шариков, проговаривая слоги, слова или словосочетания (на синей – речевой материал со звуком [С], на зелёной – речевой материал со звуком [Ш]). Затем меняем половины шариков местами. Игра на закрепление правильного звукопроизношения: ребёнок называет слоги или слова с определённым звуком, надевая на палец кольца су-джок.

Ещё одним из игровых приёмов в развитии речи детей дошкольного возраста является использование декоративных камней. Они разнообразной формы: в виде различных предметов и объектов – рыбы, бабочки, цветы, яблоки, грибы, листья, звёзды и камни различной огранки.

Декоративные камни в виде различных предметов и объектов используются при закреплении правильного звукопроизношения и одновременно для формирования грамматического строя речи. Например, игра «Посчитай до 5»: одна бабочка, две бабочки и т. д. Применяются камни также для игры «Один – много» – образование И. п. множественного числа существительных, в игре «Чего или кого не стало?» (для закрепления Р. п. единственного или множественного числа существительных). Декоративные камни используются при развитии связной речи для составления рассказов или сказок с участием данных персонажей. Подводя итог, учитель-логопед задаёт вопрос: «О ком или о чём рассказывали?» т. е. закрепляем употребление ребёнком П. п. существительных. Декоративные камни различной огранки определённых цветов (красного, синего, зелёного) используются при составлении звукового анализа слова. 

А также для массажа кистей рук с одновременным проговариванием различного речевого материала (слогов, слов, словосочетаний, предложений).

Анализ выполненной работы показывает, что использование данного оборудования способствует развитию у детей познавательной активности, и дошкольники с большим интересом участвуют в образовательной деятельности.

Таким образом, предложенные выше игры способствуют формированию правильного звукопроизношения; пополнению, обогащению и активизации словаря; формированию грамматического строя речи; развитию связной речи; развитию мелкой моторики; развитию у детей психологической базы речи.

Вышеназванные игры и упражнения могут легко применяться как педагогами в условиях дошкольных образовательных учреждений, так и родителями при выполнении домашних поручений. 

 

Литература:

  1. Акименко В.М. Новые логопедические технологии: учебно-методическое пособие. Ростов н / Д: Феникс, 2009.
  2. Воробьева Т.А., Крупенчук О.И. Мяч и речь. СПб.: Дельта, 2001.
  3. Ивчатова Л.А. Су-джок терапия в коррекционно-педагогической работе с детьми // Логопед. 2010. №1. С. 36-38.
  4. Крупенчук О.И. Уроки логопеда: Пальчиковые игры. Литера, 2008. С. 32.
  5. Лопухина И.С. Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи: пособие для логопедов и родителей. М.: Аквариум, 1995.
  6. Пак Ч.В. Вопросы теории и практики Су Джок терапии: серия книг по Су Джок терапии / Чжэ Ву Пак. М.: Су Джок Академия, 2009. С. 208.
  7. Филичева Т.Б., Соболева А.Р. Развитие речи дошкольника. Екатеринбург: Арго, 1996.
  8. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. М., 1983.