Назарычева Светлана Александровна
Учитель-логопед, ГБОУ СОШ № 9 СП "Детский сад № 23 "Улыбка", г. Чапаевск
Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):
Назарычева С.А. Использование современных технологий в речевом развитии детей с ТНР // Совушка. 2021. N4 (26). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/26/ (дата обращения: 31.05.2025).
Заказ № 1204787
В игре проявляется связь речи и деятельности, «игра развивает язык, а язык организует игру», в ходе игры активизируется словарный запас, лексико-грамматические категории, формируется связанная речь. Играя, дети учатся самостоятельно решать игровые задачи, находить лучший способ осуществления задуманного, пользоваться своими знаниями и все это выражать словами. Они сопровождают речью свои игровые действия, организуют игру с товарищами, объясняют и уточняют замысел, распределяют роли, самостоятельно разрешают возникшие конфликты. Однако речевое развитие, диалог, формируются в первую очередь при общении детей со взрослыми, помогающими включать в игровую деятельность слова, направляющими выбор игрушки как «настоящей вещи» и формирующими отношение к ней.
Одним из современных средств, развития речевой активности дошкольников, и речетворческой деятельности, может быть применение конструкторов «ЛЕГО»
«ЛЕГО» – конструктор позволяет учиться, играя и обучаться в игре. Применение конструктора в работе с детьми сделает процесс обучения более результативным. Конструкторы «ЛЕГО» могут быть разными, а их роль в развитии речи ребенка-дошкольника очень велика.
Использование «ЛЕГО» конструктора является великолепным средством для познавательного развития дошкольников: развивает мыслительные процессы (анализ, синтез, сравнение, обобщение и т.д.), способствует речевому развитию.
В процессе деятельности используем разные детали «ЛЕГО» конструктора, в ходе чего дети запоминают название, назначение, называют форму, цвет деталей, что способствует в свою очередь обогащению словаря детей.
Важным условием для развития повествовательной речи является умение составлять рассказы. Педагог помогает детям овладевать языковым материалом, характеризующим качественные стороны предметов и явлений, обозначающим отношения предметов по месту и времени, а также причинные и причинно-следственные связи.
На основе вышеизложенного была разработана модель коррекционно-логопедической работы по формированию навыка составления рассказа по сюжетной картинке у старших дошкольников с общим недоразвитием речи средствами Лего-технологий. Данная модель включает следующие этапы:
Подготовительный этап. Составления рассказа по сюжетной картинке с наглядной опорой на предметные модели из конструктора «ЛЕГО».
1 этап. Рассматривание сюжетной картины. Чтение педагогом и пересказ ребенком готового сюжетного рассказа-образца. На первых ступенях обучения образец рассказа вводила перед рассказом самого ребенка. В последующем образец рассказа педагога демонстрировался в конце после самостоятельных рассказов детей.
Образец рассказа педагога, могут повторить 1-2 ребенка, при этом прямое подражание играет положительную роль, вызывая речевую активность. Не стремилась к дословному повторению образца, наоборот, поощряла элементы самостоятельности.
2 этап. Анализ содержания сюжетной картины с помощью педагога в вопросно-ответной форме. Беседа по картине. Педагог с помощью вопросов помогает ребенку увидеть главные и второстепенные детали на картинке, понять причинно-следственные связи, скрытый смысл картинки. Во время ответов на вопросы следила за четкостью, аргументированностью, полным и грамотным построением ребенком всех предложений
3 этап. Анализ ребенком содержания сюжетной картины по определенной схеме. Предварительно познакомила ребенка с этапами составления рассказа по сюжетной картинке и их предметными обозначениями. Перед ребенком поставила домик, построенный из деталей конструктора «ЛЕГО». В этом домике – 4 этажа и 8 комнат. В каждой комнате должны быть установлены предметные обозначения этапов работы над рассказом: «Время» (будильник), «Место» (город, деревня, детская площадка, лес, поляна), «Герои и объекты», «Связи», «Диалоги героев», «Эмоции героев», «Ощущения», «Смысл», «Сюжет». Они обозначены рядом предметных картинок, расположенных на гранях кубика.
После того как ребёнок понял предметное обозначение каждого этапа, он по порядку выстраивает предметные обозначения, проговаривает правила каждого этапа и анализирует содержания сюжетной картины по схеме: время, место, герои и объекты, связи, диалоги героев, эмоции героев, ощущения, смысл, сюжет.
4 этап. Активизация психических процессов, необходимых для рассказывания по сюжетной картинке и расширение знаний ребенка по данной теме. На данном этапе обобщаются знания детей по теме, относящейся к картине, и расширяются знания детей по данной теме, вводятся обобщающие понятия, производится классификация объектов.
5 этап. Обучение планированию рассказа по сюжетной картинке. На данном этапе знакомлю детей с трёхчастной структурой композиции рассказа: зачина, кульминации, развязки (начала, середины, конца истории): начало (экспозиция) – знакомство с героями, обстановкой; завязка – с чего начинается повествование, события, где и когда происходят события рассказа; развитие действия – изложение последовательности событий, эпизодов; кульминация – момент наивысшего напряжения; окончание – развязка, итог повествования. На данном этапе дается представление о разных зачинах рассказов («Однажды», «Как-то раз» и т. п.), средствах связи между предложениями и частями высказывания. Для знакомства с трёхчастной структурой композиции рассказа можно использовать конструктор LEGO DUPLO, в частности три вагончика, которые будут обозначать зачин, кульминацию, развязку. Ребенок ставит героя на первый, второй, третий вагончик и с помощью языковый средств обозначает переход к следующей части композиции сюжетного рассказа.
На данном этапе совместно с ребенком составляются «предикативные цепочки» (перечень глаголов, соответствующих последовательно разворачиваемым действиям и называемых ребенком с целью составления программы, плана развернутого высказывания).
На данном этапе учила детей придумывать заголовок к рассказу. Детям давалось представление о том, что в любом тексте есть тема и основная мысль. Тема – это то, о ком или о чем говорится в тексте. Основная мысль – что хотел сказать автор в своем тексте. Озаглавить текст – значит дать ему название. Заголовок может отражать тему или основную мысль текста.
6 этап. Моделирование сюжета с помощью конструктора «ЛЕГО» и составление рассказа по сюжетной картинке. Ребенку предлагается с помощью конструктора «ЛЕГО» смоделировать сюжетную картинку, выбрать необходимые объекты и героев для данного сюжета и рассказать свой рассказ.
7 этап. Анализ и оценка рассказа по сюжетной картинке. Педагог анализирует и оценивает ответы детей сразу же после того, как он будет закончен. В каждом рассказе ребенка педагог старается найти те или иные положительные моменты (точно употребленное слово, выразительное словосочетание, интересный поворот сюжета, лаконичность и т.д.) и поощрять даже самые маленькие удачи рассказчика.
Итак, в рамках коррекционно-логопедической работы по формированию навыка рассказывания по сюжетной картинке предлагаю использовать Лего-технологии. Конструктор «ЛЕГО» – это наглядно-практическое средство, позволяющее моделировать реальное явления, предмет или объект и отражающее его структурные элементы и связи, наиболее существенные стороны и свойства.
Коррекционно-логопедическая работа по формирование навыка составления рассказа по сюжетной картинке с использованием Лего-технологий проходит успешно, если соблюдается ряд условий:
Итак, в рамках коррекционно-логопедической работы по формированию навыка рассказывания можно отметить, что применение Лего-технологий, в частности конструктора «ЛЕГО», мотивирует речевую деятельность детей, усиливает заинтересованность, позволяет моделировать реальные явления и события, что оказывает положительное действие на развитие всех сторон речи.
Литература: