Интерактивное учебное пособие «От классики до современности»

Косухина Ирина Викторовна
Котарева Наталья Ивановна
Косинова Анастасия Павловна

Методист, МБУ ДО "ЦДО "Одаренность", г. Старый Оскол, Белгородская область
Методист, МБУ ДО "ЦДО "Одаренность", г. Старый Оскол, Белгородская область
Педагог-организатор, МБУ ДО "ЦДО "Одаренность", г. Старый Оскол, Белгородская область

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Косухина И.В., Котарева Н.И., Косинова А.П. Интерактивное учебное пособие «От классики до современности» // Совушка. 2021. N4 (26). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/26/ (дата обращения: 22.02.2025).

Заказ № 1204512


 

Одна из важных проблем современности – утрата роли чтения в жизни социума, снижение уровня читательской культуры детей, школьников, молодежи и общества в целом.

Реальность современной жизни требует от человека умения ориентироваться в большом потоке информации, умения ее интерпретировать и использовать в жизни. 

Чтение представляет собой неотъемлемую часть освоения жизненно значимой информации. Интеграция личности, включающая в себя набор значимых человеческих ценностей: духовных, материальных, интеллектуальных, мировоззренческих,  характеризующих общество, немыслима без чтения. Не читая, человек не развивается, не совершенствует свой интеллект, память, внимание, воображение, не усваивает и не использует опыт предшественников, не учится думать, анализировать, сопоставлять, делать выводы. 

Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей и молодежи, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи, грамотное изложение мыслей.

Использование современных интерактивных и мультимедийных технологий в современной образовательной среде позволяет повысить наглядность и эргономику восприятия учебного материала, что положительно отражается на учебной мотивации и эффективности обучения.

Внедрение информационно-коммуникационных технологий в процесс обучения позволяет значительно разнообразить методические приемы и средства педагогической деятельности, включить новые формы работы с обучающимися на занятиях, позволяющими сделать информацию наиболее интересной, запоминающейся.  

Эффективным инструментом для создания привлекательной «упаковки» и визуализации учебного материала может стать один из видов инфографики – таймлайн (временная шкала). 

Таймлайн (timeline – лента времени) – это графическая интерактивная шкала, которая содержит метки с информацией о событии, процессе, явлении, является инструментом для группировки информации в хронологической последовательности, чаще всего представляет собой горизонтальную линию с разметкой по годам (или периодам). Таймлайн включает заголовок и подзаголовок с объяснением того, какой теме он посвящен, отметки с датами и изображения, может включать текстовые пояснения, фото и иллюстрации, аудио и видеоматериалы, а также гиперссылки на сторонние ресурсы в сети Интернет. 

Таймлайн как инновационный способ подачи учебного материала идеально подходит для организации образовательного процесса по различным школьным предметам и во внеклассной работе. Единственным условием для этого является наличие в содержании изучаемого материала какой-либо хронологии. 

В образовательных целях таймлайны используются для формирования у обучающихся системного взгляда на изучаемые события (исторические процессы, биографию или творчество писателя). Формат таймлайна позволяет объемному учебному материалу придать лаконичную законченную форму, «упаковав» в короткие мультимедийные интерактивные объекты, визуализировать его; сочетание текста с другими элементами (видео, аудио, фото и др.) создает занимательный материал. 

Электронное учебное пособие «От классики до современности» представляет собой интерактивный таймлайн, который составлен на основе материалов, изучаемых на уроках литературы в средней и старшей школе, а также произведений, рекомендованных для внеклассного чтения. 

Цель: развитие у обучающихся интереса к чтению произведений художественной литературы посредством использования современных мультимедийных технологий. 

Задачи:

  • расширить знания обучающихся о русских писателях и их творчестве;
  • формировать навыки работы с информацией посредством нестандартного интерактивного учебного пособия; 
  • воспитывать любовь к творчеству русских писателей;
  • развивать стремление обращаться к книге, как к источнику содержательного и занимательного досуга.

Интерактивный таймлайн «От классики до современности» предназначен для работы на уроках/занятиях по литературе в 6-11 классах, в воспитательной работе, во внеурочной и проектной деятельности, может быть использован в условиях дистанционного обучения, актуального в настоящее время. 

Данное электронное учебное пособие можно применять как на этапе знакомства с новым материалом, так и на этапе закрепления, а также как дополнительное пособие для выполнения домашнего задания, самостоятельной работы по обозначенной теме. Подходит для работы с детьми с РАС и ОВЗ.

Интерактивный таймлайн будет полезен в работе учителей русского языка и литературы, педагогов дополнительного образования. 

 

Рис. 1. Таймлайн «От классики до современности»
Доступ к интерактивному пособию:
 https://cloud.mail.ru/public/6Pw6/ubbTqqEaK 

 

Таймлайн «От классики до современности» представляет собой горизонтальную шкалу, на которой в хронологической последовательности (по годам жизни) нанесены портреты наиболее читаемых и публикуемых русских писателей: А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, И.С. Тургенева, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, А.М. Горького, М.А. Булгакова, М.А. Шолохова, Б.Л. Васильева.

Портрет – это своеобразная кнопка для перехода на сторонний ресурс в сети Интернет, где можно ознакомиться с биографией выбранного писателя.

Обучающиеся могут проследить пересечение биографий писателей, основные события жизни писателя, соотнести их с ключевыми событиями эпохи, сопоставить особенности литературы.

Вертикальные ленты времени, расположенные у портретов писателей, наглядно показывают хронологию выхода в свет произведений одного и того же автора (представлены произведения, изучаемые в школе и рекомендованные для внеклассного чтения). 

Значки «Книга» () и «Наушники» ( ) около названий произведений символизируют возможность прочтения (электронная книга) и прослушивания (аудиокнига) полного произведения выбранного автора. При нажатии на любой из значков осуществляется переход по гиперссылке.

Данное учебное пособие является динамическим, и в дальнейшем возможно добавление новой информации.

Таймлайн как простой и не требующий определенных знаний инструмент позволяет сделать обучение более творческим и результативным процессом.

 

Литература:

  1. https://librebook.me
  2. https://litravuhe.ru/
  3. https://ru.wikipedia.org