Косухина Ирина Викторовна
Котарева Наталья Ивановна
Косинова Анастасия Павловна
Методист, МБУ ДО "ЦДО "Одаренность", г. Старый Оскол, Белгородская область
Методист, МБУ ДО "ЦДО "Одаренность", г. Старый Оскол, Белгородская область
Педагог-организатор, МБУ ДО "ЦДО "Одаренность", г. Старый Оскол, Белгородская область
Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):
Косухина И.В., Котарева Н.И., Косинова А.П. Интерактивное учебное пособие «От классики до современности» // Совушка. 2021. N4 (26). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/26/ (дата обращения: 22.02.2025).
Заказ № 1204512
Одна из важных проблем современности – утрата роли чтения в жизни социума, снижение уровня читательской культуры детей, школьников, молодежи и общества в целом.
Реальность современной жизни требует от человека умения ориентироваться в большом потоке информации, умения ее интерпретировать и использовать в жизни.
Чтение представляет собой неотъемлемую часть освоения жизненно значимой информации. Интеграция личности, включающая в себя набор значимых человеческих ценностей: духовных, материальных, интеллектуальных, мировоззренческих, характеризующих общество, немыслима без чтения. Не читая, человек не развивается, не совершенствует свой интеллект, память, внимание, воображение, не усваивает и не использует опыт предшественников, не учится думать, анализировать, сопоставлять, делать выводы.
Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей и молодежи, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи, грамотное изложение мыслей.
Использование современных интерактивных и мультимедийных технологий в современной образовательной среде позволяет повысить наглядность и эргономику восприятия учебного материала, что положительно отражается на учебной мотивации и эффективности обучения.
Внедрение информационно-коммуникационных технологий в процесс обучения позволяет значительно разнообразить методические приемы и средства педагогической деятельности, включить новые формы работы с обучающимися на занятиях, позволяющими сделать информацию наиболее интересной, запоминающейся.
Эффективным инструментом для создания привлекательной «упаковки» и визуализации учебного материала может стать один из видов инфографики – таймлайн (временная шкала).
Таймлайн (timeline – лента времени) – это графическая интерактивная шкала, которая содержит метки с информацией о событии, процессе, явлении, является инструментом для группировки информации в хронологической последовательности, чаще всего представляет собой горизонтальную линию с разметкой по годам (или периодам). Таймлайн включает заголовок и подзаголовок с объяснением того, какой теме он посвящен, отметки с датами и изображения, может включать текстовые пояснения, фото и иллюстрации, аудио и видеоматериалы, а также гиперссылки на сторонние ресурсы в сети Интернет.
Таймлайн как инновационный способ подачи учебного материала идеально подходит для организации образовательного процесса по различным школьным предметам и во внеклассной работе. Единственным условием для этого является наличие в содержании изучаемого материала какой-либо хронологии.
В образовательных целях таймлайны используются для формирования у обучающихся системного взгляда на изучаемые события (исторические процессы, биографию или творчество писателя). Формат таймлайна позволяет объемному учебному материалу придать лаконичную законченную форму, «упаковав» в короткие мультимедийные интерактивные объекты, визуализировать его; сочетание текста с другими элементами (видео, аудио, фото и др.) создает занимательный материал.
Электронное учебное пособие «От классики до современности» представляет собой интерактивный таймлайн, который составлен на основе материалов, изучаемых на уроках литературы в средней и старшей школе, а также произведений, рекомендованных для внеклассного чтения.
Цель: развитие у обучающихся интереса к чтению произведений художественной литературы посредством использования современных мультимедийных технологий.
Задачи:
Интерактивный таймлайн «От классики до современности» предназначен для работы на уроках/занятиях по литературе в 6-11 классах, в воспитательной работе, во внеурочной и проектной деятельности, может быть использован в условиях дистанционного обучения, актуального в настоящее время.
Данное электронное учебное пособие можно применять как на этапе знакомства с новым материалом, так и на этапе закрепления, а также как дополнительное пособие для выполнения домашнего задания, самостоятельной работы по обозначенной теме. Подходит для работы с детьми с РАС и ОВЗ.
Интерактивный таймлайн будет полезен в работе учителей русского языка и литературы, педагогов дополнительного образования.
Рис. 1. Таймлайн «От классики до современности»
Доступ к интерактивному пособию:
https://cloud.mail.ru/public/6Pw6/ubbTqqEaK
Таймлайн «От классики до современности» представляет собой горизонтальную шкалу, на которой в хронологической последовательности (по годам жизни) нанесены портреты наиболее читаемых и публикуемых русских писателей: А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, И.С. Тургенева, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, А.М. Горького, М.А. Булгакова, М.А. Шолохова, Б.Л. Васильева.
Портрет – это своеобразная кнопка для перехода на сторонний ресурс в сети Интернет, где можно ознакомиться с биографией выбранного писателя.
Обучающиеся могут проследить пересечение биографий писателей, основные события жизни писателя, соотнести их с ключевыми событиями эпохи, сопоставить особенности литературы.
Вертикальные ленты времени, расположенные у портретов писателей, наглядно показывают хронологию выхода в свет произведений одного и того же автора (представлены произведения, изучаемые в школе и рекомендованные для внеклассного чтения).
Значки «Книга» () и «Наушники» (
) около названий произведений символизируют возможность прочтения (электронная книга) и прослушивания (аудиокнига) полного произведения выбранного автора. При нажатии на любой из значков осуществляется переход по гиперссылке.
Данное учебное пособие является динамическим, и в дальнейшем возможно добавление новой информации.
Таймлайн как простой и не требующий определенных знаний инструмент позволяет сделать обучение более творческим и результативным процессом.
Литература: