Современные формы взаимодействия логопеда и родителей в рамках ДОО

Степанова Ольга Дмитриевна
Овсиенко Вера Федоровна

Учитель-логопед, ГБОУ СОШ № 13 СП "Детский сад № 29 "Кораблик", г.о.Чапаевск
Педагог-наставник, учитель-дефектолог, ГБОУ СОШ № 13 СП "Детский сад № 29 "Кораблик", г.о.Чапаевск

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Степанова О.Д., Овсиенко В.Ф. Современные формы взаимодействия логопеда и родителей в рамках ДОО // Совушка. 2021. N4 (26). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/26/ (дата обращения: 22.02.2025).

Заказ № 1204410


 

Основная цель взаимодействия ДОО с семьёй – установить доверие в отношениях с детьми, родителями и педагогами, объединить их в одну команду, воспитать потребность делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать. С введением ФГОС ДО были утверждены требования к психолого-педагогическим условиям и к условиям, необходимым для создания социальной ситуации развития детей. Таким образом должно осуществляться взаимодействие с родителями (законными представителями) путём непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность. Таким образом многие традиционные формы работы потеряли свою актуальность.

В связи с этим для полноценного развития речи ребёнка, для комплексного формирования всех познавательных процессов необходимо не просто транслировать какой-либо опыт, знания учителя-логопеда, а включать родителей в активное и совместное решение проблем, общение на равных.

В любом случае первый и самый главный этап начала взаимодействия – это создание мотивации. Педагог прекрасно знает о всех проблемах ребёнка, о том, какая помощь ему необходима и как должна быть построена работа для получения положительной динамики. Родителей же необходимо замотивировать на сотрудничество. Для этого собирается родительское собрание, но не в обычном его понимании, когда приходят родители и пассивно выслушивают лекцию, а «интерактивное». Все мы живём в веке цифровизации и имея дело с молодыми и современными родителями, должны соответствовать их уровню. Самый простой способ современной трансляции информации, позволяющий обличить её в схемы, таблицы и картинки – это программа PowerPaint. Грамотно структурированный, красочно представленный материал позволит участникам собрания понять и усвоить основные идеи, которые вы будете излагать на слайдах. Если есть возможность, то можно привести конкретные примеры из своего опыта, как осуществлялось взаимодействие с родителями других групп детей, каких достигли результатов, насколько теперь успешны эти дети в школе. Для этого вставляются фотографии с различных мероприятий, проводимых с детьми и родителями, возможно даже включение в презентацию аудиозаписей, либо, по согласию родителей, видеозаписей речи детей в начале и в конце учебного года. В конце обязательно должна быть проведена рефлексия: Чего нового узнали? Что было известно? Над чем задумались? В конце родители получают и заполняют анкеты (анкета для родителей, разработанная Т.С. Шеховцовой).

Следующий этап – постановка проблемы. Форма проведения – круглый стол. Родителейзнакомят с примерами ошибок из речи детей, полученными при проведении логопедического обследования, но не называются имена и фамилии. Каждый из родителей сам найдёт и услышит особенности, которые есть у его ребёнка. Можно использовать метод проблемных ситуаций, во время которых можно выслушать мнение каждого родителя, обсудить или даже устроить дискуссию. Формулируются задачи, которые реально решить к концу года. Эти задачи можно выразить в форме схемы с картинками. Так родителям будет интересно осуществлять работу по достижению этих реальных и понятных задач. Каждый родитель участвует в составлении схемы, называет проблемы, которые он считает важными. 

Далее следует этап повышения родительской компетенции в вопросах речевого развития ребёнка. Следует учитывать, что каждый родитель, пришедший к нам в вечернее время уже успел за день устать от потока речи и вряд ли адекватно воспримет и услышит то, что будем говорить ему мы, поэтому эффективным будет включение не только слухового, но и зрительного и тактильного анализаторов. Таким образом, все мероприятия, проводимые с семьями детей с речевыми нарушениями, должны быть практикоориентированными: это открытые занятия, на которых родители наглядно знакомятся с различными методами, приёмами, конкретными играми и упражнениями, это семинары-практикумы, на которых родители могут применить на практике данные методы и приёмы. На этих мероприятиях родителям даётся возможность показать для аудитории какое-либо упражнение артикуляционной гимнастики, которое заранее отрабатывается и выполняется под контролем логопеда, либо проводится какая-то речевая игра. Главная задача здесь, задействовать каждого родителя и дать ему возможность применить знания о работе над речью с ребёнком в реальной ситуации.

Следующим этапом будет осуществление «промежуточного контроля», который проводится примерно в январе, после новогодних праздников. Самым эффективным способом здесь будет организация индивидуальных консультаций и бесед. В рамках данной формы работы родители могут обсудить с логопедом проблемные вопросы, рассказать о проделанной работе и об успехах своего ребёнка. По результатам консультации или беседы каждый родитель должен получить слова благодарности и поддержки от логопеда, получить рекомендации для дальнейшей работы. Параллельно организуются семейные клубы. В рамках их работы в зависимости от выбранной тематики проводятся: народные игры, мастер- классы, презентации и слайд-шоу, праздники, совместные акции, выставки, творческие конкурсы, консультации. Также может быть организована проектная деятельность на одну из тем: «Я дружу со звуком», «Что такое слово?», «Предложение – мой друг», «Зимние развлечения», «Весна-красна», «Птичьи правила», «Такие разные профессии» и т.д. на выбор участников клуба.Есть даже особая разновидность проектов, так называемые семейные проекты: «Мое генеалогическое древо», «Наши семейные традиции», «Великая Отечественная война в истории моей семьи» и др. Встречи клубу проходят не менее 1 раза в месяц.

В начале мая подводятся итоги работы семейных клубов: проходит выставка конечного продукта деятельности, родители вместе с детьми выступают с проектами и делятся своими впечатлениями, рассказывая о трудностях и успехах при осуществлении проекта. В конце мая проходит праздник «Выпускной бал», после которого логопед вместе с родителями обсуждают вопрос о решении задач, поставленных в начале года.

Также на протяжении всего времени остаются такие формы взаимодействия как папка-передвижка, в которой логопед размещает необходимую информацию, логопедическая почта – ящичек, в котором родители могут анонимно оставить свои вопросы, ведение тетради взаимодействия, индивидуальные очные консультации или дистанционные, посещение родителями странички логопеда на сайте ДОУ, открытые занятия.

Таким образом, применение современных форм работы с родителями, признание их полноценными участниками и сотрудниками образовательной деятельности позволяет родителям, детям, педагогам не только принять участие в совместной деятельности, но и увидеть результат совместного труда, что способствует эмоциональному сближению детей, педагогов, родителей в процессе совместной деятельности, формированию целостного чувственного опыта.

 

Литература:

  1. Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ: методический аспект. М.: ТЦ Сфера, 2005. 80 с.
  2. Шеховцова Т.С. Формы логопедической работы: учебное пособие. Ставрополь: СКФУ, 2016. 120 с.