Музыкальные приключения в мире сказки

Белова Елена Владимировна

Музыкальный руководитель, ГБОУ СОШ № 10 СП "Детский сад № 17", г. Сызрань

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Белова Е.В. Музыкальные приключения в мире сказки // Совушка. 2021. N4 (26). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/26/ (дата обращения: 22.02.2025).

Заказ № 1204179


 

Музыкально-эстетическое воспитание – это целенаправленный процесс чувственного и рационального познания эстетических явлений в искусстве и окружающей жизни, формирование творческой личности, способной воспринимать, чувствовать, и оценивать красоту и выразительность музыки, создавать эстетические образы в музыкальной, игровой и художественной деятельности. 

Игра – самый приемлемый, доступный и любимый вид деятельности для ребенка. Она является естественной формой подготовки музыкальных сказок. При этом происходит удвоение художественных впечатлений ребенка.

Музыка, эмоционально окрашивая восприятие сказки, рождает эмоционально-оценочное отношение к персонажам и действиям, а сказка помогает восприятию музыки, углубляя и усиливая её воздействие на ребенка» (О.П. Радынова). 

Музыкальная игра – сказка представляет собой развернутую творческую сюжетно-ролевую игру, являющуюся высшим интегрированным видом игры, объединяющим разные виды искусства (музыку, литературу, изобразительное искусство, театр). Встреча с игрой-сказкой всегда желанна. Именно в ней ребёнок погружается в мир, где реальность и фантазия мирно сосуществуют; открывают перед ним маленькие и большие чудеса. Такое же чудо открытия, удивления, красоты для ребёнка – встреча с музыкой (народной, классической, современной).

Музыкально-эстетическое воспитание через игру-сказку представляет собой процесс приобщения детей к ценностям музыкального искусства, как способа чувственно-образного постижения мира в организованной взрослыми музыкально- эстетической деятельности. Игра-сказка позволяет осуществить в процессе воспитания не только новый уровень содержания, но и раскрывает свои полифункциональные возможности: развивает творчество и музыкальные способности ребёнка, обогащает опыт музыкально-эстетической деятельности, тренирует представления о красоте, выразительности искусства окружающего мира и человеческих отношений. Музыкальная игра-сказка в полной мере подходит для того, чтобы развивать в детях творческую активность, самостоятельность и инициативу, что в настоящее время требует от нас ФГОС ДО. 

Работа по игре – сказке включает интеграцию практически всех образовательных областей по ФГОС ДО: познавательное, речевое, социально-коммуникативное и художественно-эстетическое развитие, где музыка является главным стержнем побуждающим ребёнка выразить своё отношение к ней , с помощью разных видов музыкальной деятельности. Музыкальные игры-сказки занимают большое место в жизни детского сада. По ходу сказки дети слушают музыку, передавая характер в ритмопластических импровизациях, в танцах (с фиксированными движениями и свободных), песнях и песенных импровизациях, в игре на музыкальных инструментах.

В процессе музыкальной игры-сказки дети накапливают опыт восприятия музыки разных эпох, в привлекательной для них в игровой деятельности, что пополняет их музыкальный запас, осваивают средства художественной выразительности, характерные для музыки и речи – ритм, динамику, темп, высоту. С помощью музыкальных игр-сказок ребята вовлекаются в деятельность, требующую фантазии: комбинируют движения танца, ищут выразительные средства для передачи игровых образов, опираясь на имеющийся опыт, выразительно передают поведение и развитие действия. В результате они могут оценить свои действия и действия всех участников игры.

Игра-сказка относится к музыкально игровой деятельности. Она создает эмоциональное поле (фантазийность, образность, мнимость ситуации, независимость от внешнего пространства, создает свободу игровой деятельности).

Музыкально-эстетическая деятельность в форме игры-сказки может быть не только НОД, но может быть в опере, балете, карнавале, музыкально-драматической постановки. Содержание музыкальных игр-сказок основывается на близких и понятных ребёнку темах. Она легко включается в повседневную жизнь детского сада, досуга и семьи. Игра-сказка позволяет решать задачи музыкально-эстетического воспитания в доступной и интересной для детей форме, соотносить музыкально-эстетическую деятельность с потребностями и интересами детей, вовлекать взрослых и детей в новые формы игры и творчества.

В своей педагогической практике я недавно начала проводить работу по игре-сказке. Для меня это новое направление. И сегодня я хочу вам представить НОД, которую я проводила в старшей группе «Музыкальные приключения в мире сказки». На занятии были показаны все виды музыкальной деятельности, с помощью которых мы с ребятами погрузились в игру-сказку.

Занятие начиналось с музыкального приветствия. Ребята отправились с помощью волшебного клубочка в приключение по сказке, которую им нужно отгадать.

При встрече с первым персонажем нашей игры «Петушком» ребята распелись с помощью попевки «Кукареку» с до мажора по полутонам вверх до соль мажора. Затем спели песню А. Головыриной «Петушок». Петушок подарил картинку со своим изображением, которую мы положили в волшебную корзиночку. 

Далее наш волшебный клубочек привел нас к следующему сказочному персонажу. Ребят ждали шумовые и ударные инструменты (маракасы, ложки, трещотка, металлофоны, бубны). После того, как мы с ребятами проговорили о каждом музыкальном инструменте, на мультимедийном экране появилось изображение собаки. Она предложила ребятам сыграть на инструментах в оркестре. Под фонограмму мелодии «Как у наших у ворот» (р.н.м). После игры в оркестре «Собака подарила картинку со своим изображением, которую мы с ребятами положили в волшебную корзиночку.

Далее прозвучало произведение французского композитора Камиля Сен-Санса из цикла карнавала животных «Осел». По звучанию музыки ребята пытались отгадать о каком животном идет речь, после чего на мультимедийном экране появилось изображение осла (далее я кратко рассказала о композиторе и его произведении). С «Ослом» мы играли в игру «Настроение» (с помощью волшебных зеркал). Ребята мимикой показывали эмоции: осёл сердится, смеётся, задумался, огорчился, удивился. Персонаж подарил ребятам картинку со своим изображением, которую мы положили в нашу корзиночку.

Последнего персонажа «Кота» мы угадывали с помощью загадки. Данный персонаж предложил ребятам исполнить музыкально-танцевальную композицию «Мы к вам заехали на час» и оставил картинку со своим изображением, которую мы положили в нашу волшебную корзиночку.

Далее мы с ребятами вспомнили с какими животными мы сегодня встречались; одновременно я доставала изображения этих животных и прикрепляла их на магнитную доску. По собранным картинкам ребята угадали сказку «Бременские музыканты». И в конце нашей встречи персонажи из сказки подарили ребятам эмблемы с изображением музыкальных инструментов. 

Данную форму игру-сказку я планирую использовать в дальнейшем не только на НОД, но и в работе с родителями, также в досугах. Такая форма работы увлекла и меня и ребят. Игра-сказка оказывает огромное влияние на ребят, способствуют развитию художественного вкуса, певческих навыков, вызывает радостные эмоции. С помощью такой формы работы я добилась решения поставленных задач.