Поневажева Елена Михайловна
Воспитатель, МБДОУ детский сад комбинированного вида № 47, г. Белгород
Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):
Поневажева Е.М. Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста // Совушка. 2021. N4 (26). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/26/ (дата обращения: 22.02.2025).
Заказ № 1203068
Ведущим видом деятельности ребенка младшего дошкольного возраста является игра, которая отражает внутреннюю потребность детей в активной деятельности.
Игра – это метод познания окружающей действительности, в игре дети пополняют свой чувственный и жизненный опыт, вступают в обусловленные отношения с ровесниками и старшими. Упор на игру (игровую деятельность, игровые формы, приемы) должен осуществляться и при сенсорном развитии. Сенсорное развитие ребёнка (ощущение) – формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, их форме, цвете, величине, положение в пространстве, запахе и вкусе, объектах и явлениях окружающего мира. Сенсорный, чувственный опыт - источник познания мира. От того как ребенок мыслит, видит, как он воспринимает мир осязательным путем, во многом зависит его нервно-психическое развитие.
В младшем дошкольном возрасте ребенок делает качественный скачок в своем психическом развитии. К началу этого периода у него сформировались такие познавательные процессы, как ощущения, непроизвольное внимание, активная речь, предметное восприятие. В процессе действия с предметами он накопил опыт, словарный запас, ребёнок понимает обращенную к нему речь. Благодаря этим достижениям младший дошкольник начинает активно осваивать окружающий его мир, и в процессе этого освоения формируется восприятие. Одним из видов игровой деятельности выступает дидактическая игра, позволяющая приобщать детей к протекающей жизни понимаемыми ими формах умственной и активной игровой деятельности, моральных и эстетических переживаний. Осваивая сенсорный опыт стихийно, без систематического руководства со стороны взрослых, ребенок длительно идет путем проб и ошибок. И только посредством различных дидактических игр ребенку наиболее легко усвоить признаки предметов.
Дидактические игры – это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей.
Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности. В непосредственной образовательной деятельности сенсорные и умственные задачи воспитатель ставит перед детьми в игровой форме, связывает с игрой. Развитие восприятий и представлений ребенка, освоение знаний и формирование умений происходит не в процессе воспитательно-образовательной деятельности, а в ходе увлекательных игровых действий (прятанья и поиска, отгадывания и загадывания, изображения всевозможных жизненных ситуаций, соревнования в достижении результата). Но применять их необходимо не от случая к случаю, а в установленной системе, в тесном взаимоотношении с общим ходом сенсорного развития и воспитания младших дошкольников. В отличие от учебной сущности образовательной деятельности в дидактической игре действуют одновременно два начала: учебное, познавательное и игровое, занимательное. Учебное, познавательное начало в каждой игре выражается в определенных дидактических задачах, преследующих, например, цели сенсорного и умственного воспитания детей. Наличие дидактических задач, ради которых создаются и проводятся с детьми обучающие игры, придают игре целенаправленный, дидактический характер. Но дидактическая игра становится настоящей игровой формой обучения лишь в том случае, когда учебные задачи ставятся перед детьми не прямо, а через игру, тесно связываются с игровым, занимательным началом – с игровыми задачами и игровыми действиями. Дидактические игры могут выполнять еще одну функцию – контроль за состоянием сенсорного развития детей.
1-й уровень: хаотичные пробы и ошибки.
2-й уровень: целенаправленные пробы.
3-й уровень: безошибочный подбор деталей.
В каждой дидактической игре должно существовать подробное игровое действие.
Дидактическая игра становится игрой благодаря наличию в ней разных игровых моментов: ожидания и неожиданности, элементов загадки, движения, соревнования, распределения ролей и др. А.Н. Аванесова, отталкиваясь из опыта сенсорного развития, советует следующие виды дидактических игр по игровому действию:
При организации дидактических игр необходимо пользоваться следующими правилами:
Таким образом, можно сделать вывод, что, применяя дидактические игры в воспитательно-образовательном процессе, реализовывается сенсорное развитие младших дошкольников, формируются познавательные процессы: мышление, речь, воображение, память, расширяются и закрепляются суждения об окружающей действительности.
Дети играют, не думая, что приобретают новые знания, закрепляют навыки действий с всевозможными предметами, учатся контактировать со своими ровесниками и со старшими, учатся побеждать негативные эмоции.
Литература: