Пирогова Елена Витальевна
Лацук Олеся Юрьевна
Воспитатель, МБДОУ № 122, г. Иркутск
Воспитатель, МБДОУ № 122, г. Иркутск
Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):
Пирогова Е.В., Лацук О.Ю. Применение арт-терапии в коррекционной работе с детьми с РАС и ее практическая значимость // Совушка. 2021. N4 (26). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/26/ (дата обращения: 22.02.2025).
Заказ № 1202207
Провокация желания установить контакт, вызвать ребенка с расстройством аутистического спектра на общение – одна из основных задач при использовании арт-терапевтических техник. Для детей с РАС эмоциональный и когнитивный компонент коммуникации связаны не только с творческим продуктом – результатом занятия, но и с личностью терапевта, с пространством, в котором происходит процесс, и с самим материалом. Прежде чем выбрать техники, которые будут использоваться на занятиях, необходимо понять, какие у ребенка сенсорные особенности. От этого будет зависеть не только выбор техники и материалов, но и организация пространства на занятиях. У многих детей с РАС наблюдается нарушение сенсорного развития, они часто испытывают трудности восприятия сенсорной информации, что вызывает стресс и поведенческие проблемы. Одной из особенностей детей с РАС является высокая чувствительность к сенсорным стимулам: дети чувствительны не только к силе, но и к качеству сенсорного впечатления, демонстрируют отсутствие привыкания к раздражающему стимулу.
Возможно наблюдать в практике работы с детьми дошкольного возраста некоторые противоречия. Первое связано с эффективностью воздействия арт-терапии на развитие детей и необходимостью изучения арт-терапевтических возможностей в работе дошкольных образовательных организаций (ДОО) с детьми, имеющими проблемы социализации, познавательных процессов и психологической стабильности. Второе противоречие вытекает из значимости и необходимости арт-терапевтических возможностей в учебно-воспитательном процессе ДОО и недостаточным применением и реализацией этих возможностей на практике.
Арт-терапия в отличие от других типов терапевтического воздействия отличается тем, что способна оказывать влияние на более высоком уровне взаимодействия – невербального общения. Арт-терапия является средством естественного самовыражения и самопознания. Она имеет спонтанный, креативный характер, ориентирована на создание ситуации доверия, чувства толерантности и внимания к внутреннему миру человека.
В книге А.И. Копытина по арт-терапевтическому практикуму приводится мнение профессора Лондонского Университета и почетного президента Британской ассоциации арт-терапевтов Д. Уоллер, который считает, что самое ценное и важное в арт-терапии то, что при помощи художественных средств (музыка, слово, движение, пантомима, изобразительное творчество) можно актуализировать и выразить осознаваемые и неосознаваемые чувства и потребности, которые с помощью слов выразить бывает сложно. Художественные средства в данном случае выступают посредником между арт-терапевтом и пациентом. По мнению автора книги, арт-терапия способна мобилизовать творческий потенциал человека, включает в работу внутренние механизмы саморегуляции и исцеления. Она способствует процессу самоактуализации, раскрытию возможностей человека и утверждению индивидуально-неповторимого способа бытия в мире.
М.В. Киселёва отмечает, что, взаимодействуя с внешним миром, дети чувствуют свою беспомощность, а реакция взрослых зачастую приводит к осложнениям под воздействием негативной оценки. В своих рисунках дети изображают познаваемое и таким образом находят путь обращения к нему. Искусство соединяет первичный мир воображения ребенка с актуальным миром, в который он погружается.
В условиях ДОО групповые формы (занятия, развлечения, досуги, праздники) арт-терапевтических практик влияют на повышение самооценки и укреплению личной идентичности; формированию социальных навыков; развитию коммуникативных навыков и способности адаптироваться к «нормам» и правилам поведения в группе.
Творческий продукт, выраженный через разные виды искусства (рисунок, песня, танец), является зеркалом, отражающим мысли и желания ребёнка. В этом творческом продукте и через него происходит выражение себя. В творческом продукте находят воплощение сознательные и бессознательные ассоциации, свойственные детскому миру. Творческий продукт включает в себя и личные переживания, которые могут совпадать, но не идентичны переживаниям сторонних наблюдателей (дети, родители, педагог).
Арт-терапевтические возможности искусства имеют социализирующую, развивающую и психопрофилактическую нацеленность. Исходя их этих характеристик арт-терапия должна стать объектом внимательного рассмотрения к применению в деятельности образовательных организациях, в частности ДОО. Сегодня в разных странах разнообразно используют методы арт-терапевтической работы с детьми. Используемые арт-терапевтом художественные средства в процессе общения с ребенком, а также методы вербальной и невербальной обратной связи способны рассекретить и переформулировать высказывания ребёнка, детали, отраженные в его рисунке, действия и мимику чувств.
В практике организации групповых занятий с детьми по арт-терапии особое внимание уделяется спонтанности поведения участников. Миракян Т. отмечает, что действия детей отличаются свободой выбора своих поведения и использования средств искусств. Дети с готовностью используют возможности оборудования и инструментария, творчески организуя свое пространство, чередуя творческую работу с игрой и взаимодействием друг с другом.
В арт-терапевтической работе с детьми, имеющими аутистические черты, нельзя использовать стимулы, вызывающие повышенную чувствительность, – необходимо избирательно подходить к подбору материала. Правильно спланированное занятие позволяет снизить эмоциональное напряжение ребенка с РАС, обеспечить ощущение комфорта, что способствует улучшению взаимодействия, снижению тревожности. Арт-терапия помогает также и обогатить опыт социального взаимодействия. Специальная организация занятий позволяет провоцировать ребенка на контакт с окружающими сверстниками или со взрослыми.