Косарева Виктория Юрьевна
Учитель-логопед, МОУ СШ № 4 "Центр образования", г. Тутаев
Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):
Косарева В.Ю. Использование элементов по социально-эмоциональному развитию детей на занятиях с учителем-логопедом // Совушка. 2021. N4 (26). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/26/ (дата обращения: 22.02.2025).
Заказ № 1201908
Мы живём в эпоху социальных перемен: меняются условия жизни, ценности, характер отношений между поколениями. Сами взрослые часто оказываются не готовыми к переменам, и это не может не сказываться на детях.
При работе с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, имеющими задержку психического развития, применяются различные коррекционно-развивающие, воспитательные, педагогические технологии, позволяющие добиваться положительной динамики в обучении и воспитании. В настоящее время развитие педагогики открывает большие возможности в поиске средств, форм и методов воспитания и обучения.
Благотворительный фонд Сбербанка «Вклад в будущее» в 2016 году в рамках направления «Современное образование» разработал образовательную программу «Социальное и эмоциональное развитие детей». Её авторами стали российские учёные Института психологии РАН под руководством доктора психологических наук, профессора Е.А. Сергиенко.
Цель программы – способствовать социально-эмоциональному развитию детей младшего школьного возраста.
Задачи программы:
В нашей школе программа реализуется для учеников 1-2 и 5-7 классов. Реализация осуществляется с применением базовых модулей программы «Социально-эмоциональное развитие детей» и «Развитие личностного потенциала подростков. Базовый модуль «Я и ты». Курсы имеют модульную структуру, что дает возможность проводить отдельные модули в любой последовательности и позволяет классу включиться в программу на любом году обучения.
Основная концептуальная идея воспитательной работы в школе заключается в том, что воспитание всесторонне развитой личности невозможно без развития личностного потенциала младших школьников и подростков. Добавляется новое направление - социально - эмоциональное, реализация которого осуществляется через систему классных часов, детско-родительских и родительских мероприятий, мероприятий в рамках школьного оздоровительного лагеря во время весенних, летних и осенних каникул , а также включение игровых упражнений в разные этапы урока, на коррекционно-развивающих занятиях, на переменах и др. Я, как учитель-логопед включилась в данную работу, применяю на своих занятиях элементы заданий, упражнений по социально-эмоциональному развитию. При разработке занятий я опираюсь на учебно-методический комплект для начальной школы. Данный комплект включает в себя:
Младший школьный возраст – это сензитивный период формирования эмоционального интеллекта. Дети эмоционально воспринимают окружающий мир, и одновременно происходит активное интеллектуальное развитие. Возрастает способность к идентификации, рефлексии, контролю эмоциональных состояний и поступков, проявлению эмпатии, использованию эмоциональной информации в общении с окружающими, выбору способов достижения цели. Поэтому младший школьный возраст является важным этапом эмоционального и социального развития детей.