Использование элементов по социально-эмоциональному развитию детей на занятиях с учителем-логопедом

Косарева Виктория Юрьевна

Учитель-логопед, МОУ СШ № 4 "Центр образования", г. Тутаев

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Косарева В.Ю. Использование элементов по социально-эмоциональному развитию детей на занятиях с учителем-логопедом // Совушка. 2021. N4 (26). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/26/ (дата обращения: 22.02.2025).

Заказ № 1201908


 

Мы живём в эпоху социальных перемен: меняются условия жизни, ценности, характер отношений между поколениями. Сами взрослые часто оказываются не готовыми к переменам, и это не может не сказываться на детях. 

При работе с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, имеющими задержку психического развития, применяются различные коррекционно-развивающие, воспитательные, педагогические технологии, позволяющие добиваться положительной динамики в обучении и воспитании. В настоящее время развитие педагогики открывает большие возможности в поиске средств, форм и методов воспитания и обучения. 

Благотворительный фонд Сбербанка «Вклад в будущее» в 2016 году в рамках направления «Современное образование» разработал образовательную программу «Социальное и эмоциональное развитие детей». Её авторами стали российские учёные Института психологии РАН под руководством доктора психологических наук, профессора Е.А. Сергиенко. 

Цель программы – способствовать социально-эмоциональному развитию детей младшего школьного возраста. 

Задачи программы:

  • Познакомить школьников с многообразием эмоций. 
  • Развивать умение выражать и распознавать эмоции (радость, злость, грусть, страх, удивление, интерес) у себя и других людей. 
  • Расширять эмоциональный словарь школьников. 
  • Создавать условия для понимания эмоциональной обусловленности поведения и причин возникновения эмоций. 
  • Формировать у школьников основы саморегуляции и произвольной регуляции поведения. 
  • Способствовать развитию эмпатии, пониманию других людей и оказанию им эмоциональной поддержки. 
  • Развивать способность к децентрации – умению видеть ситуацию с точки зрения другого человека. 
  • Формировать представления о морально-этических нормах и правилах поведения. 
  • Познакомить детей с эффективными способами поведения в сложных коммуникативных ситуациях, развивать их коммуникативные навыки. 
  • Способствовать созданию и поддержанию благоприятного психологического климата в классе. 
  • Содействовать социальной адаптации младших школьников.

В нашей школе программа реализуется для учеников 1-2 и 5-7 классов. Реализация осуществляется с применением базовых модулей программы «Социально-эмоциональное развитие детей» и «Развитие личностного потенциала подростков. Базовый модуль «Я и ты». Курсы имеют модульную структуру, что дает возможность проводить отдельные модули в любой последовательности и позволяет классу включиться в программу на любом году обучения. 

Основная концептуальная идея воспитательной работы в школе заключается в том, что воспитание всесторонне развитой личности невозможно без развития личностного потенциала младших школьников и подростков. Добавляется новое направление - социально - эмоциональное, реализация которого осуществляется через систему классных часов, детско-родительских и родительских мероприятий, мероприятий в рамках школьного оздоровительного лагеря во время весенних, летних и осенних каникул , а также включение игровых упражнений в разные этапы урока, на коррекционно-развивающих занятиях, на переменах и др. Я, как учитель-логопед включилась в данную работу, применяю на своих занятиях элементы заданий, упражнений по социально-эмоциональному развитию. При разработке занятий я опираюсь на учебно-методический комплект для начальной школы. Данный комплект включает в себя: 

  • Социально-эмоциональное развитие детей. Теоретические основы (авторы: Е. А. Сергиенко – руководитель авторского коллектива, Т. Д. Марцинковская, Е. И. Изотова, Е. И. Лебедева, А. Ю. Уланова, Е. И. Дубовская). В книге изложены теоретические основы программы, описаны возрастные особенности детей и подростков и др. 
  • Методическое пособие «Социально-эмоциональное развитие детей младшего школьного возраста» (авторы: А. В. Макарчук, Е. В. Горинова, Н. Е. Рычка, О. В. Хухлаева). В пособии содержится программа обучения, описание возрастных особенностей детей, сценарии занятий с учащимися, тематических встреч с родителями и совместных детско-родительских мероприятий, которые проводятся в рамках программы, инструменты для оценки эффективности работы. 
  • Рабочая тетрадь «Обо мне и для меня» (авторы: А.В.Макарчук, Н.Е.Рычка, О.В.Хухлаева). Тетрадь предназначена для индивидуальной работы детей на занятиях и выполнения семейных заданий вместе со взрослыми. 
  • Игровой комплект «Палитра эмоций» (авторы: И. А. Дворецкая, А. В.Макарчук, Н.Е.Рычка, О.Е.Хухлаев) – комплект карточек, предназначенный для организации групповой работы в классе.

Младший школьный возраст – это сензитивный период формирования эмоционального интеллекта. Дети эмоционально воспринимают окружающий мир, и одновременно происходит активное интеллектуальное развитие. Возрастает способность к идентификации, рефлексии, контролю эмоциональных состояний и поступков, проявлению эмпатии, использованию эмоциональной информации в общении с окружающими, выбору способов достижения цели. Поэтому младший школьный возраст является важным этапом эмоционального и социального развития детей.