Водяникова Ирина Олеговна
Киданова Наталья Леонидовна
Воспитатель, МБДОУ детский сад комбинированного вида № 47, г. Белгород
Воспитатель, МБДОУ детский сад комбинированного вида № 47, г. Белгород
Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):
Водяникова И.О., Киданова Н.Л. Развитие речи в старшем дошкольном возрасте // Совушка. 2021. N4 (26). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/26/ (дата обращения: 22.02.2025).
Заказ № 1201323
Старший дошкольный возраст является одним из самых активных возрастов для развития ребенка. Многие психические и образовательные области делают огромный скачок в развитии именно в этот период.
Развитие речи в данном возрасте является одной из наиболее главных задач в развитии ребенка. Воспитателю дошкольного учреждения необходимо делать большой упор на развитие этой области. Общаясь, ребенок познает себя как личность, проявляет активность, учится слушать и понимать собеседника, обогащает свой словарный запас, а также учиться находить общий язык со сверстниками и взрослыми. Актуальность проблемы развития речи старшего дошкольника очевидна.
Для того, чтобы ребенок активно пользовался устной речью необходимо создавать определенные условия для этого: постоянное общение со сверстниками, взрослыми, использование дидактических игр по развитию речи. В обычной жизни процесс становления речи происходит незаметно и плавно, но при определенных условиях, созданных педагогом, этот процесс заметно ускоряется. Стоит учесть, что не все работники готовы в полной мере осуществлять работу по развитию речи в повседневной жизни:
Речь для ребенка это с одной стороны самый простой, а с другой самый сложный способ самоутверждения, которому необходимо учиться. Часто неверные образцы речевого взаимодействия, воспринятые в дошкольном возрасте, переносятся в школьный возраст и преодолеть их становиться достаточно сложно. По этим причинам в дошкольном возрасте необходимо проводить большую работу для развития и формирования речевого аппарата и речи дошкольника.
Одним из условия для успешного развития речи дошкольника является организация воспитателем речевой среды, где будет проходить активное взаимодействие взрослых между собой, детей с друг другом и взрослых с детьми. «В пустых стенах ребенок не заговорит…» – заметила в свое время Е.И. Тихеева. Воспитатель, насыщая развивающую среду материалом для развития речи, должен предусмотреть то, чтобы каждый ребенок мог удовлетворить свои потребности: в движении, познании, а также в общении со сверстниками. Для этого важными и необходимыми в речевой среде являются:
Еще одним из условий успешного развития речи является широкая речевая практика. Воспитанникам необходимо дать возможность общаться не только со сверстниками, но и с детьми младших и старших групп. Такому общению могут поспособствовать совместные праздники, выставки, походы в гости.
В повседневной же жизни группы для формирования диалогической речи воспитатель использует разговор с детьми, особенно значимым является неподготовленный диалог. Это наиболее универсальная форма для развития речи воспитанников.
Следует учесть, что разговор воспитателя с дошкольниками оказывает положительное влияние только тогда, когда в группе создана доброжелательная и доверительная атмосфера, присутствуют положительные эмоции и развита личностно – ориентированная модель взаимодействия взрослого с ребенком. Только в этом случае важным в общении является признание, принятие и понимание личности ребенка. Ребенок это чувствует и охотно вступает в контакт со взрослым.
Необходимо помнить, что воспитатель занимает одно из главных мест в жизни ребенка. А.Н. Леонтьев причислял воспитателя к малому, интимному кругу общения ребенка, обращал внимание на то, как своеобразно отношение детей к воспитателю, как необходимо им его внимание и как часто они прибегают к его посредничеству в своих отношениях друг с другом. Если между педагогом и воспитанником сложились доверительные отношения, то ребенок может даже чаще, чем родителям рассказывать воспитателю о своих переживаниях и проблемах. воспитатель в разговоре с детьми чаще использует все моменты из жизни детского сада. При встрече утром воспитатель может уделить время каждому ребенку, спросить о чем-либо (как провели выходные? Куда ездили с родителями? И так далее).
Содержание и темы разговоров должны определяться задачами воспитания и зависеть от возрастных особенностей. Например, если в младшей группе разговор можно вести о том, что ребенок видит перед собой, то в старшей группе тематика разговоров достаточно обширна: расширяются знания и опыт воспитанников, который они получают извне. С ребенком уже можно разговаривать о том, что он слышал, видел, читал. Ребенок уже может определять тематику по своим интересам. Педагог должен являться примером правильной речи. «Слово воспитателя, не согретое теплотой его убеждения, не будет иметь никакой силы» (К.Д. Ушинский). Педагогу не следует использовать ласкательные или уменьшительные суффиксы, особенно если речь не соответствует содержанию сказанного. Ребенок должен понимать речь по содержанию и по тону.
В старших группах начинают преобладать коллективные разговоры. Дети умеют слушать и слышать воспитателя, не перебивают товарищей. Умеют высказывать свою точку зрения и свои эмоции относительно чего-либо. Разговоры становятся длительными, запас знаний расширяется, появляются новые интересы. Воспитателю необходимо обращать внимание на инициативные высказывания, на содержание детской речи и ее правильность. Повышается требования к разговору воспитанников.
Для того, чтобы правильно формировать диалогическую речь можно использовать прием словесных поручений (попросить тряпочку для мытья, принести книгу и так далее). Педагогу можно дать словесный образец просьбы, а дети будут повторять за ним.
Развитие речи старших дошкольников происходит и в совместной деятельности. Устанавливается контакт, взаимосвязь, происходит обмен мнениями и идеями. Совместная деятельность дошкольников чаще проявляется в игре. Здесь применяется весь набор бесед, сюжетно-ролевые игры, игры-драматизации. Эффективным методом является дидактическая игра.
Таким образом можно сказать, что дошкольный возраст – возраст активного познания. Воспитатель должен в общении с воспитанником выбрать позицию «на равных». Позиция «снизу» нужна, когда педагогу необходимо вызвать инициативу детей. Воспитатель, человек, который все умеет, и все знает, всему может научить. Роль взрослого в организации взаимодействия имеет следующие стадии:
На данный момент – сложность развития культуры речи у детей старшего дошкольного возраста недостаточно проработаны в теоретических и практических исследованиях для дошкольного образования. Отсутствуют методические рекомендации по организации работы с детьми в ДОУ в данном направлении; планирование и построение занятий, методика их проведения, мониторинг уровня развития речевой культуры дошкольников, разработка учебно-методического комплекса.
Литература: