Роль родителей в формировании правильной грамматической речи у детей среднего дошкольного возраста

Мурзова Маргарита Сергеевна
Костюкова Лидия Валерьевна

Воспитатель, МБДОУ детский сад комбинированного вида № 47, г. Белгород
Воспитатель, МБДОУ детский сад комбинированного вида № 47, г. Белгород

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Мурзова М.С., Костюкова Л.В. Роль родителей в формировании правильной грамматической речи у детей среднего дошкольного возраста // Совушка. 2021. N4 (26). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/26/ (дата обращения: 22.02.2025).

Заказ № 1200845


 

Речь – явление социальное, средство общения людей друг с другом. Своевременное и правильное речевое развитие – главное условие формирования личности ребенка. Познание, опыт, кругозор, представления о предметах и явлениях, овладение нормами поведения осуществляется благодаря речи и с ее помощью. В процессе развития речи ребенок овладевает родным языком. Усвоение речи в дошкольном возрасте – необходимое условие для овладения грамотой, для подготовки и обучения в школе. Среди родителей бытует ошибочное мнение о том, что речь развивается самостоятельно, что у ребенка навыки речевого общения появляются без специального воздействия и помощи взрослых. 

Ребенок не может сам овладеть устной речью. Крайне важно, чтобы ребенок с раннего возраста слышал правильную, отчетливую речь. Только на примере такой речи формируется его собственная речь. Прямая обязанность родителей знать, какое огромное значение для ребенка имеет речь взрослых, и как именно нужно разговаривать с детьми.

Взрослые должны:

  • говорить правильно, не искажая слов;
  • следить за правильностью постановки ударения;
  • четко произносить каждый звук;
  • не торопиться, не «съедать» слоги и окончания слов;
  • правильно строить фразу.

Если взрослые не следят за своей речью, то ребенок многие слова усваивает искаженно («скока» вместо «сколько», «ложи» вместо «клади», «заплатишь» вместо «за-платишь», т.д.). Также нужно следить за правильностью постановки ударения, например: «баловаться», а не «баловаться», «свёкла», а не «свекла». Особенно четко нужно произносить незнакомые, новые для ребенка и длинные слова. Обязательно необходимо объяснять их значение. Важно понять, что невмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечет за собой отставание в развитии ребенка, а от речевых возможностей зависит общее интеллектуальное развитие человека. 

Чтение и письмо – сложные навыки, которые требуют определенного уровня развития, в том числе и речевого. Если ребенок не достиг этого уровня, то очень вероятно большое количество ошибок при письме и чтении. Но нельзя сводить проблему формирования речи только к обучению грамоте, т.к. развитие речи – сложный процесс, в котором освоение письменной формой речи является лишь составной частью. 

Целью домашних занятий является не только закрепление тех знаний и навыков, которые были приобретены ребенком на логопедических занятиях или занятиях воспитателя, но и общее развитие речи, психических функций и расширения кругозора. Обогащение пассивного и активного словаря ребенка и развитие у него грамматически правильной связной речи – это задача, которую родители обязаны решать ежедневно. Для проведения домашних занятий ничего специально не нужно организовывать. Родителям не понадобятся сложные пособия и методики. Стоит лишь настроиться на ежедневную работу. Важна системность занятий. Поводом и предметом для речевого развития детей может стать абсолютно любой предмет, явление природы, привычные домашние дела, поступки... Много необходимого и полезного могут дать детские книжки и картинки в них, игрушки, мультфильмы.

Готовым методическим материалом для развития речи ребенка любого возраста может стать любой предмет, например: яблоко. Для начала можно устроить соревнование по подбору слов – признаков (Яблоко какое? – сладкое, полезное, сочное, круглое, блестящее, большое, спелое, душистое, желтое, тяжелое, вымытое). Яблоко можно срисовать и заштриховать цветным карандашом. Это полезно для пальчиков. Далее вспомните, в каких сказках упоминаются яблоки («Гуси-лебеди», «Белоснежка и семь гномов», «Молодильные яблочки», т.д.). А когда в руках несколько яблок, самое время их рассмотреть повнимательней и сравнить между собой, используя союз «а» (это яблоко желтое, а это – красное; одно сладкое, а другое – кислое; у первого коричневые семечки, а у второго – белые и т. д.) Аналогичным образом любой предмет, ситуация, впечатление могут послужить материалом и поводом для развития речи. На прогулке вы можете прививать и закреплять речевые навыки по лексическим темам: «Одежда», «Обувь», «Осень», «Зима», «Весна», «Лето», «Город», «Транспорт», «Птицы» и др. Полезно проводить разнообразные наблюдения за погодой, сезонными изменениями в природе, растениями, птицами, животными, людьми. Все это обязательно нужно комментировать, обсуждать, оформлять в виде беседы. Экспериментальные опыты, изучающие свойства снега, воды, песка, травы, росы расширят кругозор ребенка, а вместе с ним обогатят словарь существительных, глаголов, прилагательных. Новые, незнакомые ребенку слова следует объяснить, повторить несколько раз, научить ребенка четко и правильно их произносить. Полезно вслушиваться в звуки улицы, шелест листьев, шум шагов, гудение машин, голос птиц, звуки ветра, дождя, снега, града и т. д. Это развивает слуховое внимание. Ребенку будут интересны игры «О чем рассказала улица?», «Помолчи, послушай и расскажи, что услышал», «Внимательные ушки», «Кто позвал?».

На кухне у вас появляется возможность обогащать словарный запас, усваивать грамматические категории родного языка, фразовую речь ребенка по следующим темам: «Посуда», «Продукты питания», «Бытовая техника», «Фрукты», «Овощи» и др.

Например, выясните у ребенка, где растут овощи, вспомните вместе названия различных блюд из овощей, образуя относительные прилагательные (гороховый суп, картофельное пюре). Рассказывайте ребенку, как называются продукты, какое блюдо вы готовите, какие действия при этом совершаете: нарезаю, перемешиваю, солю, обжариваю и т. д. Часто бывает так, что дети заменяют эти действия общими словами «готовит» или «делает». Не ограничивайтесь примитивным бытовым словарем, предлагайте ребенку все новые и новые слова. Старайтесь, чтобы он запоминал и повторял их за вами. 

Называйте свойства (цвет, форму, размер, вкус) продуктов, их признаки (горячий, остывший, сладкий, острый, свежий, черствый и т. д.). Задавайте ребенку как можно больше соответствующих вопросов («Попробуй, какой получился салат?», «Что мы еще забыли положить в суп?», «Какую морковку выберем?» и др.). Постарайтесь создать такую ситуацию, которая заставила бы ребенка задать вам вопрос. Поручите ему посильную помощь на кухне. И пусть ваш ребенок рассказывает вам о том, что он делает. Ведь в деятельности речевой материал усваивается значительно быстрее и естественнее. На даче перед вами открывается простор для словарной и грамматической работы по темам «Весна», «Лето», «Осень», «Растения сада», «Цветы», «Деревья», «Насекомые», «Ягоды», «Весенние (летние, осенние) работы в саду» и др. 

Наблюдения, впечатления, речевые навыки, полученные на даче, необычайно ценны и наглядны. Они остаются в памяти ребенка на всю жизнь. Только здесь ребенок в естественных условиях может обогатить свой словарь такими глаголами, как: вскопать, подрыхлить, прополоть, удобрить и многих других. Ребенок наблюдает за растениями в разную пору их вегетативного периода (рост, цветение, плодоношение, увядание), узнает, как и где вырастают ягоды, овощи и фрукты, каким трудом дается урожай. Даже если названия цветов, кустарников, овощей кажутся вам сложными для ребенка, все равно называйте их (нарцисс, примула, жимолость, гладиолус, патиссон и др.). На первых порах они пополнят пассивный словарь ребенка, он будет их знать. Постепенно эти слова перейдут и в активное употребление и существенно обогатят словарный запас. Практически на любом наглядном материале, окружающем нас, могут быть проведены такие речевые игры как: «Четвертый лишний», «Чего не стало?», «Что поменялось местами?», «Что изменилось?», «Подбери пару», «Кому что подходит?», «Назови ласково», «Преврати в огромное», «Подбери 5 признаков», «Угадай, о чем я говорю», «Скажи наоборот» и т. д. Не стоит упускать малейшего повода для того, чтобы что – то с ребенком обсудить. Одностороннее «говорение», без диалога – малополезно. Неважно, кто при этом молчит: ребенок или взрослый. В первом случае у детей не развивается активная речь, во втором – пассивная (умение слушать, слышать, понимать речь; своевременно и правильно выполнять речевую инструкцию; вступать в партнерские отношения). При современном ритме жизни все труднее становится найти время для занятий со своими детьми...

Но, например, простое чтение перед сном не только положительно повлияет на развитие речи и кругозор ребенка, но и скажется на школьных отметках по чтению и литературе! 

Создайте новую семейную традицию читать сказки, рассказы, познавательные статьи взамен просмотра телевизора. Ведь когда мы смотрим телевизор – мы молчим. А когда читается книга, то невольно возникают вопросы, на которые нужно ответить, что-то обсудить. Таким образом, зарождается беседа, вы общаетесь с ребенком. Семейное чтение «на ночь» применимо не только к дошкольникам, но и к школьникам. Такая семейная традиция положительно отразится не только на речи, но и на ваших отношениях в семье. И помните, что занятия станут наиболее успешными, если они доставляют удовольствие. 

Положительный эмоциональный настрой очень важен, он совершенно необходим! Занятия по принуждению, при негативном отношении к ним со стороны ребенка не могут дать и не дают положительного результата.

 

Литература:

  1. Шакирова Л.М. Роль родителей в формировании грамматически правильной речи у дошкольников // Вестник дошкольного образования. 2021. № 63 (138). URL: https://files.s-ba.ru/publ/vestnik-do/138.pdf  (дата обращения: 15.11.2021).