Коллективное сочинение в системе работы по развитию речи младших школьников

Чижова Марина Анатольевна

Учитель начальных классов, МБОУ СОШ №2 МО "Барышский район", г. Барыш

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Чижова М.А. Коллективное сочинение в системе работы по развитию речи младших школьников // Совушка. 2021. N4 (26). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/26/ (дата обращения: 22.02.2025).

Заказ № 1197715


 

Развитие речи – это последовательная, постоянная учебная работа, которую можно планировать и на каждый урок, и в перспективе. Основные условия успешного развития речи учащихся в школе- развитие механизмов речи; потребность общения, выражения мысли; наличие речевой среды, питающей развивающуюся речь ребенка, учащегося языковыми средствами. ФГОС НОО, введенный в действие с 1 января 2010 года, предполагает, что после освоения основной образовательной программы начального общего образования дети должны овладеть различными навыками, в том числе должны осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

В настоящее время отмечается уменьшение интереса детей к чтению художественной литературы, что негативно влияет на уровень развития речи учащихся. Повальное увлечение общением через Интернет путем коротких sms-сообщений усугубляется навязыванием средствами массовой информации разговорного языкового стиля. Таким образом, возникает проблема: как преодолеть противоречия, возникающие между требованиями программы обучения, задачами развития личности ученика и влияние социальной культуры, в которой находятся современные школьники.

Система развития личности включает организацию речевых ситуаций, организацию речевой среды, словарную работу, синтаксические упражнения, работу над текстом, интонацией, над исправлением и совершенствованием речи. Вся работа по развитию речи опирается на курс грамматики, лексики, фонетики, словообразования, стилистики, а также на теорию речи и текста.

В систематической работе по развитию речи младших школьников М.Р. Львов выделяем четыре уровня: произносительный, лексический, грамматический, уровень текста [2, c.25].

Основными направлениями работы на произносительном уровне являются: работа над техникой речи, организация усвоения на практике орфоэпических норм русского языка, совершенствование интонационных умений учащихся.

Лексический уровень развития речи предполагает обогащение, уточнение и активизацию словаря младших школьников. Известно, что словарный запас человека делится на активный и пассивный. Активный словарный запас – это те слова, которые часто употребляются. Пассивный словарь – это часть словарного состава языка, понятная всем владеющим данным языком, но мало употребляемая в живом повседневном общении. У младших школьников обычно не хватает словарного запаса, они могут употреблять слова в неправильном значении и говорить простыми предложениями. Дети постарше настолько привыкают использовать сленг в разговорной речи, что им сложно литературно выражать свои мысли в сочинении. Работа на данном уровне ведет к накоплению в речи младших школьников слов, пониманию различных оттенков их значений, а также готовности использовать слова в речевой деятельности [3, c. 88].

Грамматический уровень работы по развитию речи предполагает обучение школьников быстро, синтаксически правильно строить разнообразные конструкции и связывать их в тексте. 

Четвертый уровень – это текст. Для этого уровня характерны различные упражнения с текстом: пересказы, выступления, импровизации, сочинения, изложения, драматизации.

Сочинения в системе работы по развитию речи занимает важное место: ему подчинены все другие речевые упражнения. Именно в сочинении школьник максимально приближается к естественным условиям речевых высказываний. Начиная систематическую работу с 1-го класса, в виде небольших устных сообщений, ярких и эмоциональных рассказов, сочинение постепенно перерастает в серьезную умственную, планируемую работу.

По мнению профессора П.С. Жедек, на уроках русского языка особое внимание следует уделять сочинению, а именно коллективному сочинению. Коллективное сочинение – это коллективная форма организации творческих работ [1, c .24]. Сочинение должно стать формой выражения коллективного мнения учащихся, их мыслей и чувств, стать душевным откликом на события их собственной жизни, кроме того, сочинение может оказать психотерапевтический эффект: снять тревожность, неуверенность в себе, повысить самооценку [7, c. 120]. Главное, тема сочинения не навязывается учителем, а выбирается учащимися. Они сами решают, чём им писать.

При коллективном сочинении учитель не только объясняет, что это за работа, но и показывает, как её выполнять (с чего начать, как перейти от первой части ко второй, как лучше построить предложение и т.д.). Для того чтобы связать одно с другим, учитель предварительно не только «подготавливает впечатления», отличающиеся «свежестью, яркостью и коллективностью» [6, c. 39], но и сам составляет примерный текст коллективного сочинения. В зависимости от того, как он будет руководить работой класса, на что обратит внимание учащихся, как сформулирует вопросы, в какой последовательности их поставит, как будет добиваться более совершенной редакции предложений, в «ткань» сочинения будут «вплетены» те или другие. Конечно, коллективные сочинения нельзя назвать «самостоятельными усилиями учащихся выразить свою самостоятельную мысль», но в ходе такой работы преподаватель готовит школьников к этой творческой текстовой деятельности: «учит вдумчивому отбору слов, логических связей между предложениями, воспитывает художественный вкус детей, их стремление к точности и образности речи» [4, c. 213]. Необходимо помнить, что «творчество учащихся зайдет в тупик и окажется бесплодным, если они к самостоятельной работе никак не подготовлены. В потёмках незнания учащиеся смогут лишь гадать и прикидывать, робко и неумело пробуя силы в решении чрезмерно трудной задачи и испытывая полное неудовлетворение от жалких итогов своей неудачной попытки [5, c. 58]. 

Из вышесказанного следует, что коллективное сочинение является эффективным видом работы по развитию речи у младших школьников.

 

Литература:

  1. Жедек П.С. Вопросы теории и методики обучения фонетике, орфоэпии, графике и орфографии. Томск: Пеленг, 2002. 102 с.
  2. Львов М.Р. методика развития речи младших школьников: пособие для учителей начальных классов. М.: Просвещение, 2007. 512 с.
  3. Методика развития речи / под ред. Т.А. Ладыженской. М.: Флинта, 2004. 300 с.
  4. Никитина Е.И. Связный текст на уроках русского языка. М.: Просвещение, 1966. 328 с.
  5. Плёнкин Н.А. Изложение с языковым разбором текста: пособие для учителя. Л.: Просвещение, 1968. 201 с.
  6. Рабникова М.А. Очерки по методике литературного чтения. М.: Учпедгиз, 1963. 314 с.
  7. Щеголева Г.С. Уроки развития связной речи в начальной школе: методическое пособие для преподавателей начальных классов. СПб.: Современник, 2004. 158 с.