Формирование инженерного мышления: развитие мышления и творчества детей в процессе создания собственного медиапродукта

Шаклеина Елена Владимировна

Учитель начальных классов, МБОУ многопрофильный лицей города Кирово-Чепецка, г. Кирово-Чепецк

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Шаклеина Е.В. Формирование инженерного мышления: развитие мышления и творчества детей в процессе создания собственного медиапродукта // Совушка. 2021. N4 (26). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/26/ (дата обращения: 22.02.2025).

Заказ № 1196825


 

Любите ли вы мультфильмы?

– Конечно! – ответят на этот вопрос и дети, и взрослые. Смотреть мультфильмы – занятие очень приятное и интересное.

Создавать мультфильмы, поверьте, не менее приятно и интересно!

Семь лет назад в многопрофильном лицее впервые была организована студия для детей начальных классов по программе обучения созданию мультипликационных фильмов. 

Это программа развития и творческой социализации детей, путем использования различных техник создания мультфильмов. 

Цель: развитие инженерного мышления, творческой деятельности детей в процессе создания собственного медиапродукта.

Задачи: 

  • Формирование навыков сотрудничества и взаимодействия с другими участниками в процессе создания мультфильма.
  • Развитие видов детской деятельности (коммуникативной, продуктивной, познавательно-исследовательской)
  • Формирование усидчивости, терпения, целеустремленности.
  • Развитие и коррекция эмоциональной сферы детей с помощью изобразительных средств.
  • Развитие творческого, конструктивного, исследовательского мышления, различных видов инженерного мышления.

Мультипликация – это вид киноискусства, произведения которого создаются путем съемки последовательного ряда движения рисованных или объемных объектов.

Возраст участников студии: от 7 лет. 

Занятия проходят в обыкновенном классе, с естественным освещением. 

Группа численностью 8-10 человек – допустимый вариант при работе над анимацией, но эффективнее меньшая по составу команда. На практике мы поняли, что такой состав детей позволяет достигать наилучших результатов. 

Оборудование, которым оснащена наша студия: цифровой фотоаппарат на штативе, документ-камера, стол, ноутбук для монтажа, микрофон для записи голоса.

Новинка нашей студии – это мультстанок СПАФ-32М, который предназначен для создания мультфильмов методом песочной, перекладной анимации.

Устройство состоит из нескольких ярусов.

На плоскость нижнего яруса устанавливают фон, на прозрачную листовую поверхность размещают различные мультипликационные заготовки: рисунки, панорамы.

Мультстанок имеет систему освещения в виде светодиодных лент, позволяющей равномерно освещать попадающую в кадр поверхность.

С помощью цифровой фотовидеокамеры установленной под крышкой модуля, осуществляется покадровая съёмка.

Жёсткая конструкция станка, значительно облегчает съёмку в технике покадровой анимации.

Мультфильмы снимаем в различных техниках. Но детям младшего школьного возраста больше нравится работать в технике «ПЕРЕКЛАДКА».

В отличие от рисованной мультипликации, требующей от автора владения техникой рисунка, и от объемной мультипликации, предполагающей сложный технологический процесс создания персонажей и работы с ними при съёмках, перекладка проста и доступна.

Чтобы снять мультфильм, нужно пройти через несколько технологических этапов:

  1. На данном этапе разрабатывается общая концепция и идея мультфильма, а также образ и характер каждого из героев. 
  2. После того, как сюжет обрисован, необходимо сделать раскадровку. В раскадровке действие разбирается на отдельные сцены, из которых складывается мультфильм. 
  3. Любая сцена, которую нужно снимать, обычно включает в себя фон (изображение места происходящего действия), героев и объекты, с которыми они взаимодействуют. На этом этапе дети создают всё необходимое для дальнейшей работы по созданию мультфильма, используя различные техники прикладного творчества, что позволяет развивать креативность, пространственное и образное мышление, восприятие, инженерное мышление, мелкую моторику рук, помогает ребенку выразить себя. 
  4. Следующий этап «Съёмка мультфильма. Озвучание». Озвучивание очень важный процесс, который способствует развитию не только речи, но и памяти, мышления и артистических способностей ребенка. Для развития субъективной позиции детей, ощущения себя автором, важно указать имя ребенка в титрах к мультику. 
  5. На пятом этапе создание мультфильма происходит в программе Киностудия Windows Live.
  6. И наконец, просмотр, и обсуждение мультфильмов. 

Заключение

Мультипликация позволяет развивать творческие способности детей. Творчество, в свою очередь, помогает их реабилитации и социализации.

Важной организационно-психологической ценностью мульттерапии является работа в команде. У каждого здесь своя роль: режиссер и сценарист, художник и актер озвучки, оператор и монтажер. Все, как в большой семье, или как в любом коллективе, который работает на результат. Где от усилий одного зависит успех целой команды, успех созданного проекта.

Наши мультфильмы можно использовать на уроках и во внеурочной деятельности. 

Вывод

Таким образом, совместное творчество способствует раскрытию души человека, его талантов. Творчество вдохновляет и дарит радость. 

Занятия в мультстудии помогают в формировании адекватной самооценки, в моделировании игровых ситуаций с положительными эмоциями, а также на занятиях студии в доступной для детей форме мы формируем инженерное мышление.

 

Литература:

  1. Все мультики, сделанные при помощи перекладки или аппликации. URL: http://le-mult.ru/perekladka.
  2. Мультик своими руками. URL: http://veriochen.livejournal.com/146319.html
  3. Творческий клуб «Солнечный дождь». URL: http://artnastroenie.ru/multfilm-svoimi-rukami.html