Факторы, влияющие на самооценку ребенка в дошкольном возрасте

Водяникова Ирина Олеговна
Киданова Наталья Леонидовна

Воспитатель, МБДОУ детский сад комбинированного вида № 47, г. Белгород
Воспитатель, МБДОУ детский сад комбинированного вида № 47, г. Белгород

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Водяникова И.О., Киданова Н.Л. Факторы, влияющие на самооценку ребенка в дошкольном возрасте // Совушка. 2021. N4 (26). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/26/ (дата обращения: 22.02.2025).

Заказ № 1192357


 

На нашу жизнь очень легко влияет то, что мы о себе думаем. Ведь уверенным в себе людям не нужна поддержка или одобрение кого-то постороннего – а для чего им? Такие люди ищут поддержку в себе и с легкостью находят это. Инициативный и уверенный в себе человек, который имеет высокие уровни притязания, довольно часто достигает многого. В своих неудачах такие люди винят только себя, они сами могут себя критиковать и дать оценку своей деятельности. Он сам себе и главный критик, и главная поддержка. А вот люди с заниженной самооценкой довольно часто невнимательны, остро реагируют на критику и слова осуждения. После таких слов они могут закрыться в себе и не идти на контакт. Такие люди зависят от мнения большинства и от этого же они страдают, они ищут человека, который окажет поддержку, поднимет самооценку, поддержит в трудную минуту… Часто такие люди очень ведомые, относительно тех, у кого с самооценкой все в порядке. 

Американские психологи доказали – взрослый человек, поставив цель и разработав пошаговый план к достижению этой цели, всегда ее достигнет, если будет необходимо он сам исправит свои же недостатки, проработает, и добьется своей цели. Человек привык ждать до последнего, а только потом действовать, но лучше не стоит ждать того, что черта характера вашей личности станет мешать вам жить и станет вечным спутником несчастий в вашей жизни. 

Многие психологи утверждают, что корни всех проблем взрослой жизни кроются в детстве. Те родители, которые всегда следят за поведением ребенка, наблюдательны сразу заметят какой характер складывается у ребенка, какие черты негативные или позитивные закладываются в их ребенка. Вовремя замеченные отклонения в поведении и характере легко изменить в детстве, чем тогда, когда все эти проблемы перейдут во взрослую жизнь. Почти у всех дошкольников на формирование личного стиля и на модель поведения сильно влияет своя личная самооценка. Сначала – Я есть Мир, и Мир есть - Я. Восприятие себя, как отдельно объекта воспринимается гораздо позже. С каждым годом представления о мире, человечестве и себе обогащаются и развиваются. К осознанию себя нередко добавляются суждения, оценка других людей, постепенно перерастая в глубинное осознание себя, своих потребностей, эмоций и возможностей. Особенность сознания в том, что вся информация, поступающая в наш мозг, проходит фильтрацию, как через оптические линзы, через свои убеждения, представления о себе. Человек, еще даже не ходил в школу, но у него уже имеется своя личная самооценка, которая глубоко влияет на поведение с родителями, родственниками, сверстниками, друзьями, формируясь в них. 

От того, какая самооценка, низкая или высокая, идет определенное воздействие на самоощущения. 

Адекватная самооценка значительно улучшает жизнь ребенка, ведь она влияет на успеваемость в школе, а позже на жизненную стратегию, на отношение к неудачам и победам. Личная самооценка влияет на то, будет ли человек упорно достигать своей цели, или же, приложив немного усилий сдастся, пропуская дорогу более упорным и уверенным в себе людям. А если уступит дорогу, как потом он будет себя чувствовать… будет ли у него удовлетворение от своего поведения и нерешительности? Сможет ли ребенок оценить свои возможности и шансы на успех? Низкая самооценка в случае неудачи загонит ребенка в еще большее самокопание….

Конечно, самооценка со временем меняется, но опять же, она достаточно стабильна. То есть самооценка либо низкая, либо высокая. Дошкольника нужно учить правильно оценивать свои возможности: не сравнивая себя с другими, не смотреть на возможности других людей, но можно брать на заметку с помощью чего другие люди добились успеха, что им помогло стать теми, кто они есть. Сравнивать себя можно только с более успешными людьми, а лучше всего сравнивать себя настоящего с тем, какой он был допустим год назад. Оценивать себя следует всегда с позитивной стороны, даже если что-то произошло отрицательного. 

Всем известно, что у дошкольников большая потребность именно во внешней оценке себя и своих поступков, но она не может быть удовлетворена в полной мере. Дети, по мнению Л.И. Божович, всегда будут стараться и стремиться к тому образу, каким их видит взрослый человек рядом с ними, ведь дети отличные приспособленцы. У детей дошкольный возраст сенситивен для восстановлений такого компонента как самооценка и его сознание, самосознание в которой содержится самооценка самого для себя, в своей деятельности, своим положением в нынешнем коллективе и в отношении к другим его членам. От оценки окружающих людей будет полностью зависеть мнение ребенка о самом себе, его поведение и поступки.  Часто у дошкольников самооценка формируется не только от достигнутых результатов, но и в результате какой - либо деятельности, которая доставляет удовольствие дошкольнику. Взрослые – родитель и воспитатель, не всегда могут дать правильную оценку результатов деятельности дошкольника. Не правильная оценка определяет самооценку дошкольника, его способность правильно реагировать на самого себя, развиваться в дальнейшем. 

У дошкольника принято различать адекватную и неадекватную – завышенную и заниженную самооценку. Очень редко у дошкольника бывает адекватная самооценка. Часто наблюдается заниженная самооценка, реже завышенная. Завышенная самооценка обычно наблюдается у детей, которые одни в семье и у них есть абсолютно все, таких детей холят и лелеят. А вот заниженная самооценка наблюдается у детей, за которыми не следят родители, которые обычно растут сами по себе. Попадая в детский сад, самооценка меняется. Проявляются предпосылки психики, которые были заложены в раннем возрасте.

Эти проявления можно наблюдать в различных ситуациях: игровых, бытовых, продуктивных. В таких видах деятельности происходит дальнейшая социализация дошкольника, формируются новые формы поведения, новые психические функции. При выпуске из дошкольного учреждения и при поступлении в начальную школу продолжает формироваться психика, а следовательно, самооценка. Продолжает изменяться отношение к себе, окружающим людям и к миру в целом. Часто у многих дошкольников в сложный период происходит становление в многоуровневых и сложных психических организаций, наряду с появлениями новых уровней, социализированных к психофизиологическим функциям. 

В системе с индивидуальными свойствами и навыками способствуют психические образования, такие личность в субъекте общения и познания их в ихней деятельности. В формировании этих организаций обусловливается ребенка включиться в наиболее формы социальной жизнедеятельности, а также и в процесс познаний с различными видами общения, различные виды деятельности, могут включать в себя игру, а также в начальные формы общественного труда. Это может происходить с участием детей взрослого возраста, благодаря которым контролируется и организовывается поведение и деятельность детей, которые и выступают в роли источника многообразной информации для них. 

Все родители и воспитатели во многих определяют своеобразность и психическое сложное развитие дошкольника, поскольку оно включает в разные сферы жизнедеятельности ребенка, корректируя процесс в его развитии. 

В развитии психической организации у дошкольника в целом на всех ее уровнях и различных формах создает психологическую готовность к последующему – школьному – периоду развития.

 

Литература:

  1. Ананьев Б.Г. Психолологические труды: В 2 т. Т.2. М.: Педагогика, 1980. 
  2. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968.
  3. Выгодский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. М.: Педагогика, 1981-1986. 
  4. Кравец Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. М.: Педагогика, 1991.