Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей среднего дошкольного возраста

Мурзова Маргарита Сергеевна
Костюкова Лидия Валерьевна

Воспитатель, МБДОУ детский сад комбинированного вида № 47, г. Белгород
Воспитатель, МБДОУ детский сад комбинированного вида № 47, г. Белгород

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Мурзова М.С., Костюкова Л.В. Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей среднего дошкольного возраста // Совушка. 2021. N4 (26). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/26/ (дата обращения: 22.02.2025).

Заказ № 1188369


 

Ведущим видом деятельности ребенка младшего дошкольного возраста является игра, которая отражает внутреннюю потребность детей в активной деятельности.

Игра – это метод познания окружающей действительности, в игре дети пополняют

свой чувственный и жизненный опыт, вступают в обусловленные отношения с ровесниками и старшими. Упор на игру (игровую деятельность, игровые формы, приемы) должен осуществляться и при сенсорном развитии. Сенсорное развитие ребёнка (от лат. чувство, ощущение) – формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, их форме, цвете, вели -чине, положение в пространстве, запахе и вкусе, объектах и явлениях окружающего мира. Сенсорный, чувственный опыт - источник познания мира. От того как ребенок мыслит, видит, как он воспринимает мир осязательным путем, во многом зависит его нервно-психическое развитие. В дошкольном возрасте ребенок делает качественный скачок в своем психическом развитии. К началу этого периода у него сформировались такие познавательные процессы, как ощущения, непроизвольное внимание, активная речь, предметное восприятие. В процессе действия с предметами он накопил опыт, словарный запас, ребёнок понимает обращенную к нему речь. Благодаря этим достижениям дошкольник начинает активно осваивать окружающий его мир, и в процессе этого освоения формируется восприятие. Одним из видов игровой деятельности выступает дидактическая игра, позволяющая приобщать детей к протекающей жизни понимаемыми ими формах умственной и активной игровой деятельности, моральных и эстетических переживаний. Осваивая сенсорный опыт стихийно, без систематического руководства со стороны взрослых, ребенок длительно идет путем ошибок. И только посредством различных дидактических игр ребенку наиболее легко усвоить признаки предметов. 

Дидактические игры – это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей. Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности. В непосредственной образовательной деятельности сенсорные и умственные задачи воспитатель ставит перед детьми в игровой форме, связывает с игрой. Развитие восприятий и представлений ребенка, освоение знаний и формирование умений происходит не в процессе воспитательно-образовательной деятельности, а в ходе увлекательных игровых действий (прятанья и поиска, отгадывания и загадывания, изображения всевозможных жизненных ситуаций, соревнования в достижении результата). Но применять их необходимо не от случая к случаю, а в установленной системе, в тесном взаимоотношении с общим ходом сенсорного развития и воспитания дошкольников. В отличие от учебной сущности образовательной деятельности в дидактической игре действуют одновременно два начала: учебное, познавательное и игровое, занимательное. Учебное, познавательное начало в каждой игре выражается в определенных дидактических задачах, преследующих, например, цели сенсорного и умственного воспитания детей. Наличие дидактических задач, ради которых создаются и проводятся с детьми обучающие игры, придают игре целенаправленный, дидактический характер. Но дидактическая игра становится настоящей игровой формой обучения лишь в том случае, когда учебные задачи ставятся перед детьми не прямо, а через игру, тесно связываются с игровым, занимательным началом – с игровыми задачами и игровыми действиями. 

Дидактические игры могут выполнять еще одну функцию – контроль за состоянием сенсорного развития детей.

1-й уровень: хаотичные пробы и ошибки.

2-й уровень: целенаправленные пробы.

3-й уровень: безошибочный подбор деталей.

В каждой дидактической игре должно существовать подробное игровое действие.

Дидактическая игра становится игрой благодаря наличию в ней разных игровых моментов: ожидания и неожиданности, элементов загадки, движения, соревнования, распределения ролей и др. А.Н. Аванесова, отталкиваясь из опыта сенсорного развития, советует следующие виды дидактических игр по игровому действию:

  1. Игры-задания, созданные на заинтересованности дошкольников к действиям с игрушками и предметами: подбирать, укладывать и раскладывать, вставлять, и т.п.
  2. Игры с отыскиванием клада. Созданные на интересе детей к внезапному появлению и пропаданию предметов, их разыскиванию и нахождению.
  3. Игры с загадками и отгадками, прельщающие дошкольников неопределенностью: «Узнай», «Отгадай», «Что здесь?», «Чего не стало?».
  4. Сюжетно-ролевые дидактические игры, игровое действие которых содержится в описании всевозможных актуальных ситуаций, в проигрывании ролей взрослых профессий: продавца, покупателя, почтальона – или животных: волка, гусей и т.д.
  5. Игры соревновательного характера, созданные на влечении быстрее добиться игрового итога, выиграть: «Кто вперед», «Кто быстрее», «Кто выше» и т.д.
  6. Игры в фанты или игры в запрещенный «штрафной» предмет (картинку) или его качество (например, цвет), объединенные с увлекательными игровыми мгновениями – освободиться от лишнего, сбросить карту, воздержаться, не затребовать себе штрафной предмет или картинку, не высказать запрещенного слова. 

При организации дидактических игр необходимо пользоваться следующими правилами:

  1. Объяснение правил необходимо сопровождать показом игрового действия.
  2. Игры необходимо проводить так, чтобы они создавали бодрое, радостное настроение у детей.
  3. Способствовать формированию у детей умений играть, не мешая друг другу.
  4. С детьми дошкольного возраста воспитателю необходимо самому включаться в игру. Вначале необходимо привлекать детей играть дидактическим материалом (башенки, яйца). Разбирать и собирать их вместе с детьми.
  5. Вызывать интерес к дидактическому материалу, учить их играть с ним.
  6. Подбирать такой материал (игрушки), который можно обследовать и активно действовать с ним. Известные детям игры становятся более интересными, если в их содержание вводится что-то новое и более сложное, требующее активной умственной работы. Поэтому рекомендуется повторять игры в разных вариантах с постепенным их усложнением.
  7. При объяснении правил игры воспитателю надо обращать свой взгляд то на одного, то на другого играющего, чтобы каждому казалось, что это ему рассказывают об игре.
  8. Чтобы игра проходила успешнее, педагог до игры знакомит детей с предметами, которые будут использованы, их свойствами, изображениями на картинках.
  9. Подводя итоги игры с детьми дошкольного возраста, воспитатель отмечает только положительные стороны: играли дружно, научились делать (указывает конкретно что), убрали на место игрушки.
  10. Интерес к игре усиливается, если воспитатель предлагает детям поиграть с темиигрушками, которые использовались во время игры.

Таким образом, можно сделать вывод, что, применяя дидактические игры в воспитательно-образовательном процессе, реализовывается сенсорное развитие дошкольников, формируются познавательные процессы: мышление, речь, воображение, память, расширяются и закрепляются суждения об окружающей действительности. Дети играют, не думая, что приобретают новые знания, закрепляют навыки действий с всевозможными предметами, учатся контактировать со своими ровесниками и со старшими, учатся побеждать негативные эмоции.

 

Литература:

  1. Артемова Л.В. Мир в дидактических играх дошкольников: кн. для воспитателей детского сада и родителей. М.: Просвещение, 1992. 96 с.
  2. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: книга для воспитателей детского сада. М.: Просвещение, 2009. 169 с.