Алексеенко Алена Михайловна
Митина Ирина Николаевна
Учитель-дефектолог, МДОУ "Детский сад № 50", г. Ярославль
Воспитатель, МДОУ "Детский сад № 50", г. Ярославль
Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):
Алексеенко А.М., Митина И.Н. Практический опыт применения ковролинографии в работе с детьми раннего возраста // Совушка. 2021. N4 (26). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/26/ (дата обращения: 22.02.2025).
Заказ № 1163726
Одной из инновационных технологий является ковролинография, которую можно успешно применять на занятиях воспитателя для реализации своих задач, так и на занятиях учителя-дефектолога, чем мы и занимались на протяжении года в МДОУ «Детский сад № 50» г. Ярославля в группе № 3 раннего возраста.
Несомненно, раннее развитие является первым и наиболее важным этапом воспитания и развития ребёнка. Одним из направлений раннего развития является развитие мелкой моторики пальцев рук.
Мы в наших группах комбинированного вида придаём огромное значение сенсомоторному развитию детей. Непосредственно, сенсорное развитие (цвет, форма, величина) развивается параллельно с моторикой и координацией движений. Но также, с помощью занятий на ковролинографе у ребенка пополняется представление об окружающем, предметном мире, что тоже является немаловажным компонентом развития детей в раннем возрасте.
Ковролинограф мы использовали как на фронтальных занятиях, подгрупповых, так и индивидуальных.
Мы создали сенсорный планшет – комплекс развивающих игр на ковролине. Этот комплекс создан на основе методики В.В. Воскобовича. Комплекс представляет собой ковролиновое полотно, которое закреплено на мольберт, выполнено по принципу фланелеграфа, но по сравнению с ним обладает рядом несомненных преимуществ:
Также у нас есть небольшие коврики на каждого ребёнка, которые мы используем как на индивидуальных занятиях, так и на занятиях с группой детей.
Комплекс игр на ковролине в раннем возрасте влияет на:
Также ковролин удобно использовать на занятиях по изобразительной деятельности, для раскладывания таких сказок, как репка и т. д.
Необходимо также отметить, что ковролинограф помогает малышам развивать восприятие направления (наверху, внизу, справа, слева, за, перед) и пространственные отношения предметов и их частей. Особое и важное место в обучении детей занимает ориентировка в пространстве листа бумаги. В первую очередь ребенок должен понять, что лист – это определенное ограниченное пространство. На ковролине можно отразить реальные пространственные отношения между предметами. Ребёнка раннего возраста важно научить самостоятельно переносить объемные предметы на плоскость, читать изображения как модель реального пространства, воссоздавать ее в действиях с реальными предметами. Этому также могут помочь различные дидактические игры на ковролинографе.
Как показал практический опыт, занятия с помощью ковролинографа увеличивают продуктивность.
Необходимо также сказать, что показатели по познавательному развитию диагностики учителя-дефектолога значительно выросли за год у детей, которые занимались с ковролинографом. Также результаты диагностики воспитателя показывают, что показатели речевого развития, изобразительной, конструктивной деятельности стали значительно выше. Поэтому мы можем предположить, что инновационный метод ковролинографии действительно результативен, и его можно использовать для предметно-пространственной развивающей среды.
Следовательно, инновационная технология- ковролинография в работе с детьми раннего возраста совершенствует интеллектуальные способности (развивает логическое и творческое мышление у детей, внимание, воображение, память и речь); творческие способности, координацию движений, общей и мелкой моторики, ориентацию в пространстве и в собственном теле; зрительное, тактильное и слуховое восприятие (цвета, формы, размеры и т. п.).
Литература: