Игровые педагогические технологии с использованием песка

Никулина Ольга Валентиновна
Жихарева Ирина Владимировна

Учитель начальных классов, МБОУ Калачеевская гимназия № 1, г. Калач, Воронежская область
Учитель начальных классов, МБОУ Калачеевская гимназия № 1, г. Калач, Воронежская область

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Никулина О.В., Жихарева И.В. Игровые педагогические технологии с использованием песка // Совушка. 2021. N4 (26). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/26/ (дата обращения: 22.02.2025).

Заказ № 1162945


 

Игра – вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. Игра – это совокупность способов взаимодействия с миром, познание и открытие его и нахождение своего места в нем. Игра – это средство воспитания, в котором воспитатель в качестве инструмента формирования личности воспитанника использует его свободную (игровую) деятельность в воображаемой и реальной ситуациях, направляя ее на развитие положительных качеств личности.

Существуют различные методики успокаивающих прикосновений, передачи тепла, любви и уверенности ребенку. Особая роль отводиться играм с песком, или «песочная терапия» (концепция такой терапии использовалась М. Монтессори, основателем аналитической психотерапии К. Юнгом, английским педиатром Маргарет Ловенфельд и др. учеными). 

На сегодняшний день данную проблему изучают и отечественные педагоги, и психологи, а именно В. Абраменкова, Л.Б. Баряева, О.П. Гаврилушкина, Т.Н. Грабенко, Т.Д. Зинкевич – Евстигнеева, Г. Любина, О. Желонкин, В. Костина, И.Ю. Оглоблина, Н. Стебенева. Педагоги считают, что «песочная терапия» снимает детскую раздражительность, агрессивность, плаксивость и при этом бурно развивает фантазию. 

Игры с песком – это проявление естественной активности ребенка. Первые контакты детей друг с другом происходят в песочнице. Именно поэтому естественно использовать песочницу, проводя коррекционные, развивающие и обучающие занятия.  Песочница является привлекательной средой для осуществления сказкотерапевтического подхода. 

Песочница – посредник для установления контакта с ребенком. И если ребенок плохо говорит и не может рассказать взрослому о своих впечатлениях, то в играх с песком все становится возможным. Проигрывая волнующую ситуацию с помощью маленьких фигурок, создавая картину из песка, ребенок освобождается от напряжения и беспокойства. Педагоги получают возможность увидеть внутренний мир ребенка в данный момент. Через игры с песком легко решаются такие задачи, как развитие коммуникативных навыков. 

Главная особенность «песочницы» в том, что она позволяет ребенку или детской группе реально создавать, творить картину мира в «живом» трехмерном пространстве. Ребенку предоставляется возможность строить свой личный мир, модель своего микросоциума, ощущая себя его творцом.

Песок является прекрасным психопрофилактическим средством. Песок поглощает воду, поэтому, по утверждению парапсихологов, он поглощает негативную энергию человека, стабилизирует его эмоциональное состояние. Песок снимает стресс, снижает уровень нервно-психического напряжения, поднимет настроение, способствует возникновению положительных эмоций.  

Основные принципы организации игр с песком:

  • Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищено, проявляет творческую активность (для этого подбираются задания, соответствующие возможностям ребенка; формируем инструкцию к играм в сказочной форме; исключаем негативную оценку действий ребенка и его идей, поощряем фантазию и творческий подход);
  • «Оживление» абстрактных символов: букв, цифр, геометрических фигур и пр. (реализация этого принципа позволяет сформировать и усилить положительную мотивацию к занятиям и личностную заинтересованность ребенка в происходящем);
  • Реальное «проживание», проигрывание всевозможных ситуаций вместе с персонажами сказочных игр. (На основе этого принципа осуществляется взаимный переход Воображаемого в Реальное и наоборот. Например, оказавшись в роли Спасителя Принцессы, ребенок не просто предлагает выход из ситуации, но и разыгрывает ее на песке, используя для этого миниатюрные фигурки. Так он на деле убеждается в правильности или ошибочности принимаемых решений).

Все игры с песком условно можно разделить по трем направлениям: 

  • Обучающие (они облегчают процесс обучения ребенка);
  • Познавательные (с их помощью познается многогранность мира);
  • Проективные (через них осуществляется психологическая диагностика, коррекция и развитие детей).

Как проводится «терапия» песком?

Детям показывают, как можно, глубоко погрузив руки в чистый речной песок, перетирать его между пальцами, сжимать, просеивать, т.е. делать самомассаж. Следует обучать детей проговаривать свои ощущения: «мне нравится погружать руки в этот песок; «Я чувствую тепло песка; «Я чувствую крупинки, они покалывают мои ладони. Мне приятно», «Песок теплый, приятный, ласкает пальчики». В последующем детям можно предложить ставить ладонь на ребро и удерживать в таком положении (песок помогает детям ровно держать ладонь). 

Пальчики «гуляют по песку», «танцуют» на песке, «играют как на пианино», «работают на компьютере», прыгают, выполняют зигзагообразные движения и т.д. Эти упражнения наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики учат детей прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. Это, в свою очередь, способствует развитию речи, произвольного внимания, памяти. Погрузив кисти рук в песок, ребенку нужно ими шевелить, наблюдая за тем, как изменяется песчаный рельеф. Игра усложняется, если это упражнение проделать во влажном песке.  Коррекционное воздействие песка можно рассматривать как элемент арт-терапии.

Таким образом, «песочная терапия» позволяет:

  • Стабилизировать психоэмоциональное состояние;
  • Совершенствовать координацию движений, пальцевую моторику;
  • Стимулировать развитие сенсорно-перцептивной сферы, тактильно-кинестетическую чувствительность;
  • Развивать навыки общения и речь (диалогическую и монологическую);
  • Стимулировать познавательные интересы и расширять кругозор;
  • Разнообразить способы сотрудничества.

Игры и упражнения с объектами неживой природы успешно используются в работе с детьми с умственной отсталостью, ЗПР, нарушениями опорно-двигательного аппарата.  Их можно также предложить детям, имеющие сенсорные нарушения. Выбирая материал, важно учитывать не биологический возраст ребенка, а социальный, отражающий уровень его речевого, моторного и психического развития.

В процессе проведения игр и опытов важно придерживаться следующих правил:

  • Игры должны быть безопасны для жизни и здоровья детей;
  • Использовать объекты природы ближайшего окружения, встречающиеся в повседневной деятельности детей;
  • Дифференцировать задания по уровню сложности и учитывать речевые, моторные и умственные возможности каждого ребенка;
  • Использовать различные виды помощи детям: побуждение, стимулирование деятельности, подсказку, наводящий вопрос, указания на ошибку, совместную деятельность по типу «руки в руки», указательный жест, указательные пути решения, демонстрацию способа решения;
  • Не давать готовые умозаключения и выводы, а подводить к этому детей в процессе обсуждения;
  • Создавать игровые обучающие ситуации, а также проблемные ситуации;
  • Связывать результаты опытов с повседневной жизнью, наблюдениями детей дома и на улице.

Методика рассчитана на детей различного возраста: от дошкольного до подросткового, в ней могут участвовать и взрослые. При этом возможна и групповая работа, при которой группа сверстников оказалась в ситуации совместного творческого моделирования на песке: это выработка общего плана, групповое обсуждение композиции. Важнейшее преимущество песочных картин в том, что они могут быть сфотографированы, тем самым можно проследить динамику образов, процесса совместной деятельности, особенностей взаимоотношений.

Игры с песком используются в процессе специализированных занятий, целью которых является математическое развитие, развитие речи, обучение конструированию. Такие игры формируют у детей представления о непрерывности, о величине и форме. Включение в игры с песком мелких игрушек, различного природного материала (камешков, ракушек, желудей, каштанов) расширяет возможности математического развития детей, позволяет им осваивать как трехмерное, так и двухмерное пространство. В зависимости от предлагаемых взрослым ситуаций ребенок прячет (закапывает) определенное количество игрушек в песок и достает (выкапывает) их из песка. На поверхности песка, насыпанного в таз или в песочный ящик, дети изображают различные геометрические фигуры, цифры. Например, пальцем или палочкой они рисуют цифры, геометрические фигуры, различные изображения, то есть ориентируются в замкнутом двухмерном пространстве песочного ящика или таза.

Игры с песком и другим сыпучим материалом могут стать основой для режиссерских игр с объемными игрушками. В этом случае песочный ящик используется как плоскость для моделирования ситуации сказки. Для таких игр подбираются специальные пластмассовые игрушки (по сказкам), веточки (деревья), шишки (деревья, кусты), семена тыквы, камешки, ракушки (из них выкладываются дорожки, река и т.п.) и т.д.

После того как дети познакомились со сказкой, стихотворением, рассказом, проводятся театрализованные игры по их сюжету, в которые вполне можно включить элементы игр-занятий с природными материалами, рукотворными предметами (игрушками, реальными предметами, как натуральными, так и предметами-заместителями). (Сказка «Маша и медведь»).

Природный материал может помочь детям в процессе рассказывания стихотворений или короткий рассказов. В этом случае игры проводятся на основе упражнений, сочетающих речь с движениями. Ребенок в таких играх выполняет действия от имени персонажей. В качестве базового игрового пространства используются песочные ящики, большие подносы, наполненные песком, камешками, листьями и другими природными материалами. Это зависит от содержания стихотворений или рассказов, которые разучиваться, рассказываются детьми.

 

Литература:

  1. Сакович Н.А. Технология игры в песок. Игры на мосту. СПб.: Речь, 2006. 176 с.
  2. Эль Г.Н. Человек, играющий в песок. Динамичная песочная терапия. СПб.: Речь, 2010. 208 с.
  3. Мариелла З. Пишем и рисуем на песке. Настольная песочница: [адаптированный перевод с англ.] М.: ИНТ, 2010. 94 с.