Шаляева Нина Ивановна
Воспитатель, МАДОУ "Детский сад № 80 комбинированного вида", г. Саранск
Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):
Шаляева Н.И. Моя семья: конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе // Совушка. 2021. N4 (26). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/26/ (дата обращения: 16.11.2024).
Заказ № 1162737
Тема: Моя семья (подготовительная группа).
Цель: формировать представления детей о семье, как о людях, которые живут вместе.
Задачи:
Оборудование:
Раздаточный материал: альбомные листы, цветные карандаши.
Демонстрационный материал: фотографии, стаканчики, декоративные камешки.
Ход НОД
Дети входят в группу, встают полукругом на ковёр.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, к нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся.
Дети: Здравствуйте!
Воспитатель: Я рада вас приветствовать в нашем дружном кружочке. Мне очень приятно, что у вас хорошее настроение и мне хочется, чтобы настроение не покидало вас в течение всего дня! Я предлагаю вам взяться за руки, посмотреть ласково друг другу в глаза и передать тепло и доброту чувств, радости от нашей встречи!
Встанем мы в кружочек дружно,
Поздороваться нам нужно
Говорю тебе: «Привет!»
Улыбнись скорей в ответ
Здравствуй, правая рука,
Здравствуй, левая рука,
Здравствуй, друг,
Здравствуй, друг,
Здравствуй, весь наш дружный круг!
Воспитатель: Ребята, вы любите смотреть телевизор?
Дети: Да!
Воспитатель: А хотели бы вы стать участниками телевизионной программы?
Дети: Да.
Воспитатель: Ребята, давайте представим, что всех нас пригласили в телестудию на детскую передачу «Моя семья». Вы согласны быть участниками этой передачи? Тогда давайте потихонечку займём свои места. Приготовились? Начали. Добрый день, уважаемые телезрители! Начинаем нашу телепередачу «Моя семья» и я, её ведущая, Нина Ивановна. Сегодня в нашей студии гости программы и участники, ребята подготовительной к школе группы № 7, детского сада № 80. Они пришли на нашу передачу для того, чтобы рассказать о себе, о своей семье, своих дорогих и близких людях.
Воспитатель: Как вы думаете, что такое семья? (ответы детей).
Воспитатель: Семья – это самое дорогое, что есть у каждого человека. Это люди, которые живут вместе и любят друг друга, ухаживают друг за другом, помогают друг другу. А ещё, ребята, всех членов семьи называют родственниками. Родственники – это братья, сёстры, мамы, папы, бабушки и дедушки.
Воспитатель: Посмотрите, у нас в группе оформлена фотовыставка, с членами вашей семьи. Кто хочет рассказать о своей семье? (дети по семейным фотографиям рассказывают о своих близких и родных, указывая их род занятий)
Воспитатель: Молодцы, ребята, нашим телезрителям и гостям в студии, думаю было интересно узнать о ваших семьях.
Воспитатель: Издавна, народ, сложил много пословиц и поговорок про семью. Ребята, какие вы знаете пословицы и поговорки о семье?
«Материнское сердце, лучше солнца греет»
«Вся семья вместе и душа на месте»
«Моя семья – моё богатство»
«В дружной семье и в холод тепло»
«В недружной семье, добра не бывает» (объяснить смысл одной пословицы).
Воспитатель: Ребята, как вы понимаете смысл этой пословицы: «В недружной семье, добра не бывает» (ответы детей).
Воспитатель: В семье, где между родными нет понимания, любви и уважения, не может быть ничего хорошего.
Воспитатель: Ребята, давайте с вами поиграем в игру, которая называется «Распредели обязанности». Все члены семьи выполняют разную работу по дому. Давайте назовём, что делает каждый и будем бросать по одному камешку в стаканчик. Начнём с обязанностей мамы (дети называют по одному виду работ и кладут один камешек в стаканчик; в конце игры подводится итог, кто из членов семьи выполняет больше всего обязанностей)
Мама – стирает, гладит бельё, варит обед, моет пол, пылесосит…
Папа – зарабатывает деньги, ремонтирует, чинит мебель…
Бабушка – готовит еду, шьёт, вяжет, стирает, печёт пирожки…
Дедушка – помогает бабушке, чинит мебель, ходит в магазин…
Воспитатель: Ребята, у кого больше всего камешков в стаканчике? (у мамы)
Значит мама выполняет больше всех обязанностей по дому. Я думаю, нашим зрителям понравилась наша игра.
Воспитатель: Давайте отдохнём и проведём физкультминутку.
Физкультминутка «Семейная зарядка»
Осенью, весною, летом и зимою мы во двор выходим дружною семьёй
Встанем в круг, и по порядку каждый делает зарядку
Мама руки поднимает, папа бодро приседает
Повороты вправо – влево делает мой братик Сева
Я сама бегу трусцой и качаю головой.
Воспитатель: А теперь проходим за столы и садимся.
Воспитатель: Ребята, вы все рассказали мне и нашим зрителям о своей семье. А хотите её нарисовать?
Дети: Да!
Воспитатель: Я предлагаю вам нарисовать вашу семью необычным образом. Мы с вами говорили о том, что семья – это люди, которые живут вместе. На нашем рисунке мы с вами семью изобразим в виде ладошки, а пальчики будут членами семьи (показ рисунка).
Воспитатель: Посмотрите на рисунок. Средний пальчик – это папа, безымянный пальчик – это мама. Как вы думаете, каким пальчиком изобразите вы себя?
Дети: Мизинец!
Воспитатель: Верно, а остальные пальчики можете нарисовать бабушку, дедушку, брата или сестру.
Воспитатель: С чего начнём рисовать? Сначала мы прикладываем на лист левую (кто левша правую) руку и обводим свою ладошку. Потом на каждом пальчике рисуем членов семьи.
Воспитатель: Прежде чем начать рисовать, давайте разомнём пальчики и проведём пальчиковую гимнастику.
Пальчиковая гимнастика «Моя семья»
Знаю я, что у меня
Дома дружная семья:
Это – мама
Это – я
Это – бабушка моя
Это – папа
Это – дед
И у нас разлада нет
(Поднять руку ладонью к себе и в соответствии с текстом стиха в определённой последовательности пригибать пальцы, начиная с безымянного, затем мизинец, указательный палец, средний и большой)
Воспитатель: Ребята, приступаем к работе.
Самостоятельная деятельность детей (во время рисования следить за осанкой детей).
Выставка детских работ.
Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим, какие интересные рисунки у вас получились.
Вика, ты кого нарисовала?
Захар, кого изобразил на своём рисунке?
Воспитатель: Молодцы, у всех рисунки интересные и разнообразные! После окончания нашей передачи, наши зрители тоже посмотрят ваши работы.
Итог занятия:
Воспитатель: Ребята, наша передача подходит концу. Что вы хотели бы пожелать своей семье?
Воспитатель: Ребята, про что была наша передача?
Что нового узнали? Что вам показалось самым интересным? Что вам понравилось?
Что же такое семья? Семья – это взрослые и дети, которые живут вместе, любят друг друга и заботятся друг о друге.
Воспитатель: Дорогие наши участники, дорогие зрители и телезрители время нашей передачи подошло к концу. Я благодарю всех ребят за участие в телепередаче «Моя семья».