Моя семья: конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе

Шаляева Нина Ивановна

Воспитатель, МАДОУ "Детский сад № 80 комбинированного вида", г. Саранск

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Шаляева Н.И. Моя семья: конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе  // Совушка. 2021. N4 (26). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/26/ (дата обращения: 16.11.2024).

Заказ № 1162737


 

Тема: Моя семья (подготовительная группа).

Цель: формировать представления детей о семье, как о людях, которые живут вместе.

Задачи:

  1. Уточнять и обогащать знания детей о семье. Обобщить представление: семья – это всё, кто живёт вместе с ребёнком;
  2. Развивать умение рассуждать, сопоставлять, делать выводы, развивать память, воображение, логическое мышление;
  3. Совершенствовать умение составлять короткий рассказ о своей семьи;
  4. Воспитывать чувство любви и заботливое отношение к членам семьи.

Оборудование:

Раздаточный материал: альбомные листы, цветные карандаши.

Демонстрационный материал: фотографии, стаканчики, декоративные камешки.

 

Ход НОД

Дети входят в группу, встают полукругом на ковёр.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, к нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся.

Дети: Здравствуйте!

Воспитатель: Я рада вас приветствовать в нашем дружном кружочке. Мне очень приятно, что у вас хорошее настроение и мне хочется, чтобы настроение не покидало вас в течение всего дня! Я предлагаю вам взяться за руки, посмотреть ласково друг другу в глаза и передать тепло и доброту чувств, радости от нашей встречи!

Встанем мы в кружочек дружно,

Поздороваться нам нужно

Говорю тебе: «Привет!»

Улыбнись скорей в ответ

Здравствуй, правая рука,

Здравствуй, левая рука,

Здравствуй, друг,

Здравствуй, друг,

Здравствуй, весь наш дружный круг!

Воспитатель: Ребята, вы любите смотреть телевизор?

Дети: Да!

Воспитатель: А хотели бы вы стать участниками телевизионной программы?

Дети: Да.

Воспитатель: Ребята, давайте представим, что всех нас пригласили в телестудию на детскую передачу «Моя семья». Вы согласны быть участниками этой передачи? Тогда давайте потихонечку займём свои места. Приготовились? Начали. Добрый день, уважаемые телезрители! Начинаем нашу телепередачу «Моя семья» и я, её ведущая, Нина Ивановна. Сегодня в нашей студии гости программы и участники, ребята подготовительной к школе группы № 7, детского сада № 80. Они пришли на нашу передачу для того, чтобы рассказать о себе, о своей семье, своих дорогих и близких людях.

Воспитатель: Как вы думаете, что такое семья? (ответы детей).

Воспитатель: Семья – это самое дорогое, что есть у каждого человека. Это люди, которые живут вместе и любят друг друга, ухаживают друг за другом, помогают друг другу. А ещё, ребята, всех членов семьи называют родственниками. Родственники – это братья, сёстры, мамы, папы, бабушки и дедушки.

Воспитатель: Посмотрите, у нас в группе оформлена фотовыставка, с членами вашей семьи. Кто хочет рассказать о своей семье? (дети по семейным фотографиям рассказывают о своих близких и родных, указывая их род занятий)

Воспитатель: Молодцы, ребята, нашим телезрителям и гостям в студии, думаю было интересно узнать о ваших семьях.

Воспитатель: Издавна, народ, сложил много пословиц и поговорок про семью. Ребята, какие вы знаете пословицы и поговорки о семье?

«Материнское сердце, лучше солнца греет»

«Вся семья вместе и душа на месте»

«Моя семья – моё богатство»

«В дружной семье и в холод тепло»

«В недружной семье, добра не бывает» (объяснить смысл одной пословицы).

Воспитатель: Ребята, как вы понимаете смысл этой пословицы: «В недружной семье, добра не бывает» (ответы детей).

Воспитатель: В семье, где между родными нет понимания, любви и уважения, не может быть ничего хорошего.

Воспитатель: Ребята, давайте с вами поиграем в игру, которая называется «Распредели обязанности». Все члены семьи выполняют разную работу по дому. Давайте назовём, что делает каждый и будем бросать по одному камешку в стаканчик. Начнём с обязанностей мамы (дети называют по одному виду работ и кладут один камешек в стаканчик; в конце игры подводится итог, кто из членов семьи выполняет больше всего обязанностей)

Мама – стирает, гладит бельё, варит обед, моет пол, пылесосит…

Папа – зарабатывает деньги, ремонтирует, чинит мебель…

Бабушка – готовит еду, шьёт, вяжет, стирает, печёт пирожки…

Дедушка – помогает бабушке, чинит мебель, ходит в магазин…

Воспитатель: Ребята, у кого больше всего камешков в стаканчике? (у мамы)

Значит мама выполняет больше всех обязанностей по дому. Я думаю, нашим зрителям понравилась наша игра.

Воспитатель: Давайте отдохнём и проведём физкультминутку.

Физкультминутка «Семейная зарядка»

Осенью, весною, летом и зимою мы во двор выходим дружною семьёй

Встанем в круг, и по порядку каждый делает зарядку

Мама руки поднимает, папа бодро приседает

Повороты вправо – влево делает мой братик Сева

Я сама бегу трусцой и качаю головой.

Воспитатель: А теперь проходим за столы и садимся.

Воспитатель: Ребята, вы все рассказали мне и нашим зрителям о своей семье. А хотите её нарисовать?

Дети: Да!

Воспитатель: Я предлагаю вам нарисовать вашу семью необычным образом. Мы с вами говорили о том, что семья – это люди, которые живут вместе. На нашем рисунке мы с вами семью изобразим в виде ладошки, а пальчики будут членами семьи (показ рисунка).

Воспитатель: Посмотрите на рисунок. Средний пальчик – это папа, безымянный пальчик – это мама. Как вы думаете, каким пальчиком изобразите вы себя?

Дети: Мизинец!

Воспитатель: Верно, а остальные пальчики можете нарисовать бабушку, дедушку, брата или сестру.

Воспитатель: С чего начнём рисовать? Сначала мы прикладываем на лист левую (кто левша правую) руку и обводим свою ладошку. Потом на каждом пальчике рисуем членов семьи.

Воспитатель: Прежде чем начать рисовать, давайте разомнём пальчики и проведём пальчиковую гимнастику.

Пальчиковая гимнастика «Моя семья»

Знаю я, что у меня

Дома дружная семья:

Это – мама

Это – я

Это – бабушка моя

Это – папа

Это – дед

И у нас разлада нет

(Поднять руку ладонью к себе и в соответствии с текстом стиха в определённой последовательности пригибать пальцы, начиная с безымянного, затем мизинец, указательный палец, средний и большой)

Воспитатель: Ребята, приступаем к работе.

Самостоятельная деятельность детей (во время рисования следить за осанкой детей).

Выставка детских работ.

Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим, какие интересные рисунки у вас получились.

Вика, ты кого нарисовала?

Захар, кого изобразил на своём рисунке?

Воспитатель: Молодцы, у всех рисунки интересные и разнообразные! После окончания нашей передачи, наши зрители тоже посмотрят ваши работы.

Итог занятия:

Воспитатель: Ребята, наша передача подходит концу. Что вы хотели бы пожелать своей семье?

Воспитатель: Ребята, про что была наша передача?

Что нового узнали? Что вам показалось самым интересным? Что вам понравилось?

Что же такое семья? Семья – это взрослые и дети, которые живут вместе, любят друг друга и заботятся друг о друге.

Воспитатель: Дорогие наши участники, дорогие зрители и телезрители время нашей передачи подошло к концу. Я благодарю всех ребят за участие в телепередаче «Моя семья».