Наблюдая – развиваем: консультация для родителей

Шестакова Татьяна Павловна

Воспитатель, МБУ школа № 86 с/п д/с "Веста", г. Тольятти

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Шестакова Т.П. Наблюдая – развиваем: консультация для родителей // Совушка. 2021. N4 (26). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/26/ (дата обращения: 22.02.2025).

Заказ № 1161980


 

Выход на прогулку – радость для малыша, правильно организованная деятельность на свежем воздухе обеспечивает не только заряд бодрости, отличного настроения, но и формирование, развитие у детей отчетливых представлений о животных и растениях, о сезонных изменениях в природе.

Так, выйдя на прогулку, обратите внимание на птиц. Прочитайте ребенку стихотворение

А. Сефа «Воробьи»:

Жила веселая семья –

Три забияки воробья:

Папа, мама и сын. 

У папы не было хвоста –

Давно потерян в драке,

У мамы было полхвоста...

И перышко взамен хвоста –

У сына-забияки.

На тротуаре всей семьей

Они ведут смертельный бой:

У воробья соседа отбили пол-обеда –

Сухую корку

И одно не очень вкусное зерно.

Побеседуйте- что у воробушка есть? (клювик, две лапки, маленькие крылышки.) Расскажите, что под коричневыми пёрышками есть теплый пушок, который их согревает в холодную погоду. Чтобы воробью не умереть от голода им приходится много летать, для того чтобы находить себе корм.

Послушайте и представьте, о чем разговаривают воробушки между собой, поделитесь друг с другом своими фантазиями.

Раз воробьи летают стайками, станьте «стайкой» и вы на время, «полетайте» (имитируйте движенья полета птиц), «почирикайте».

Поиграйте в увлекательную игру, которая называется «Воробушки и автомобиль». Очень хорошо, если с вами в игру включатся друзья малыша.

Обозначьте на земле площадь, где могут летать и прыгать воробушки. Пространство должно быть достаточно большим. По краям площадки нарисуйте кружочки, треугольники – это домики для воробушков. Сюда они полетят, когда проедет автомобиль; в своем домике воробьи не боятся, что их раздавят; они сидят и смотрят. Как только проедет автомобиль, воробушки опять полетят искать зернышки и червячков. Взрослый берет на себя роль автомобиля, показывает, как загудит и поедет.

После слов: «Тихо стало на дворе, никого нет! Летите, воробушки!» дети выбегают на середину площадки, изображая, как летают и прыгают воробушки. Вдруг раздается гудок, и автомобиль проезжает по площадке, а воробушки убегают в свои домики, где спасаются от машины. Чтобы дать детям передышку, автомобиль несколько раз проезжает из конца в конец по площадке, возвращается на свою стоянку и говорит: «Летите, воробушки!».

Как усложнение может подаваться только словесный сигнал: когда действуют машины, а когда – воробушки. Например, гудок обозначает сигнал для автомобилей, а чириканье являются сигналом для воробьев. При повторении игры роли могут меняться.

Правила игры:

Действовать только по своему сигналу и вовремя возвращаться на место.

Воробушкам запрещается попадать под машины, а машинам – появляться не вовремя на дороге.

Чтобы облегчить детям ожидание, можно ввести в игру ряд спокойных действий: например, воробьи чистят перышки, чирикают, а машины приводят себя в порядок.

Важно следить за твердым соблюдением правил. Если кто-то из детей их нарушает (например, воробушек вылетает не вовремя), он выбывает на один тур из игры (поскольку ему «отдавили лапку»).

После двигательной активности загадайте загадку:

«На голом суку сидит,

На весь двор кричит:

«Кар – кар – кар!» Кто же это? (Ворона.)

Рассмотрите большую птицу, сидящую на дереве. Расскажите, что ворона хитрая, ловкая птица. Живет рядом с человеком, пищу находит на свалках, в мусорных контейнерах, она всеядная.

Попробуйте сравнить, чем похожи и отличаются две птицы: воробей и ворона (у обеих птиц есть клюв, крылья, хвостик и лапки. Одна птица – большая, чёрная; вторая – меленькая серая. Воробьи летают стайками, а вороны чаще всего по одной.

«Превратитесь» опять в птиц, вы – «вороной», дети - «воробьями», поговорите на птичьем языке, сымитируйте звуки, которые издают ворона и воробьи (можно поменяться ролями); «полетайте» (вороны летают не так быстро, как воробьи и реже машут крыльями).

Подойдите к кормушке, поинтересуйтесь что это? Насыпьте зёрна и крошки хлеба в кормушку и, отойдя от нее, понаблюдайте за поведением птиц (предупредите, что птицы очень пугливы и нужно вести себя тихо). Одни уверенно прилетают на кормушку, никого не опасаясь, другие, схватив корм, улетают с ним, третьи клюют под кормушкой, собирая остатки, четвертые лишь наблюдают за происходящим. Определите знакомых птиц.

После наблюдения организуйте экспериментирование «Рассматривание следов»

Задайте вопрос: «кто такой следопыт?» (Если дети не отвечают, рассказывает сам).

– Кто хочет со мной изучать следы?  Ребята как правило с радостью приступают к изучению следов. Рассматривая следы, дети предполагают, чьи они.

Озвучьте проблемный вопрос: «Как вы думаете, на какой поверхности виден след лучше?» Дети, исследуя разные участки, приходят к выводу, что след виден лучше на мягкой поверхности.

Поиграйте в игру: «Птичий базар». Можно воспользоваться иллюстрациями разных птиц детской энциклопедии.

Рассмотрите иллюстрации птиц, побуждайте ребенка называть знакомых. Дайте задание выбрать из всех и назвать зимующих птиц. (Сороки, вороны, голуби).

– А еще к нам прилетает зимовать интересная птичка. Послушайте загадку:

«К нам зимой он прилетает, красной грудкой щеголяет».

(Снегирь).

Загадайте еще загадки о птицах.

Предложите пантомимой-загадкой изобразить знакомую птицу, отражая ее характерные черты, звукоподражанием («Внимание, внимание! На нашем базаре появилась чудо-птица - длинная шея, короткий хвосток, испугался- голову в песок». Ребенок имитирует движения страуса и т.д.).

Ваша прогулка пролетит незаметно и сколько познавательного, развивающего мышления, положительных эмоций получит ваш малыш!