Косяченко Инна Владимировна
Воспитатель, МБДОУ детский сад комбинированного вида № 54, г. Белгород
Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):
Косяченко И.В. Осень: конспект образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте // Совушка. 2021. N4 (26). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/26/ (дата обращения: 22.02.2025).
Заказ № 1160965
Цель: создание условий для речевого развития детей и подготовки к обучению грамоте.
Задачи:
Оборудование: «Сезонное дерево», на котором висят карточки с изображением букв; мяч; корзинки с осенними дарами, названия которых состоят из 1,2,3 слогов; переносная доска; коробка с набором ниток.
Предварительная работа: Рассматривание с детьми картинок на тему «Осень». Наблюдение на прогулке за осенними изменениями в природе.
Чтение художественных произведений на осеннюю тематику.
Ход мероприятия
Воспитатель с детьми входят в группу.
Дети становятся в круг для приветствия
Воспитатель: Я очень рада, что сегодня мы снова все вместе!
Посмотрите друг на друга. Улыбнитесь друг другу, поделитесь хорошим настроением со своими друзьями! У нас получился замечательный круг радости.
Добрый день, мой милый друг. (хлопаем в ладоши)
Посмотри-ка ты вокруг. (поворачиваем головы из стороны в сторону)
Здесь есть ты, (соединяем руки правыми ладонями)
Здесь есть я, (соединяем руки ладонями)
Будем вместе… жить, дружить.
Ребята сегодня на работу я шла через парк и сейчас прочитаю стихотворение о том, что я там видела:
У берёзок, у сестричек –
Ленты жёлтые в косичках.
В красный шарф одеты клёны.
В пёстрых платьицах газоны.
На рябине украшенье - Алых ягод ожерелье.
Ребята, о каком времени года это стихотворение? (ответы детей)
Воспитатель: Осенью очень красиво! Деревья стоят в золотом уборе, как будто собрались на праздник. А посмотрите на наше сезонное дерево, что на нем? Ни листочки, ни цветочки, а что? (ответы детей - Буквы)
Вы все уже знакомы с буквами. Каждая буква на этом дереве предлагает нам задание. Я надеюсь, что мы справимся со всеми заданиями. А из букв соберем «осеннее» словечко.
(Воспитатель снимает с дерева по одной букве, спрашивает детей, знакома ли она им, затем предлагает выполнить задание.)
БУКВА «О»
Воспитатель: О своей новости я вам рассказала, а какие новости у вас? Упражнение «Листочек новостей».
«Ты лети листочек быстро, быстро по рукам; у кого сейчас листочек, новость тот расскажет нам».
Ребята делятся новостями про осенние прогулки.
БУКВА «К»
Воспитатель: прекрасны осенью листочки, предлагаю вам из этих ярких ниточек выложить осенние листочки, это и будет наше следующее задание.
Упражнение с элементами ниткографии «Выложи листик»
Воспитатель: Молодцы, ребята, так славно потрудились. Назовите, с какого дерева листик у вас получился.
(ответы детей -–У меня листик с березы, он березовый и т.д.)
БУКВА «Т»
(На столе корзинки, в одной из них лежат осенние плоды).
Воспитатель: Перед вами волшебная корзинка с дарами осени. Вам необходимо взять предмет, определить сколько слогов в его названии и положить в корзинку с соответствующей цифрой. (Дети раскладывают. Остается лук и гриб).
Воспитатель: Почему мы не куда не положили лук и гриб?
Дети: В этих словах по 1 слогу.
БУКВА «Я»
Воспитатель: Ребята, вы молодцы, поделили заданные слова на слоги, а теперь давайте составим предложение с любым из этих слов.
(Дети составляют).
Воспитатель: Сколько слов в этом предложении? Назовите 1,3,5,3,4 слово. Предлагаю нарисовать схему предложения на доске. (ребенок рисует)
Почему мы так обозначили первое слово в предложении? (Потому что первое слово в предложении пишется с большой буквы). Что стоит в конце предложения? (точка)
Что это обозначает? (предложение законченно) Молодцы! С заданием вы справились. Переходим к следующему заданию.
Буква «Б»
Воспитатель: Давайте поиграем с осенними словами.
Встаньте в круг. Я буду бросать вам мяч, и называть слово, а вы ловите мяч и повторяете это же слово, но ставьте перед ним слова «осенний, осенняя, осеннее»:
месяц - осенний месяц,
погода - осенняя погода,
настроение - осеннее настроение,
ночь – осенняя ночь,
небо - осеннее небо,
листва - осенняя листва,
дождь – осенний дождь,
одежда – осенняя одежда,
дерево - осеннее дерево,
день - осенний день,
небо – осеннее небо,
ветер – осенний ветер.
БУКВА «Р»
Воспитатель: Послушайте скороговорки, в каждой из которых один звук будет звучать чаще других, а вы должны услышать и назвать этот звук. Слушайте внимательно.
Дидактическое упражнение «Найди звук»
Воспитатель: ребята, посмотрите, из букв нашего дерева сложилось слово и давайте прочтем его «ОКТЯБР». Верно ли мы собрали из букв словечко, какой буквы не хватает ребята, верно Ь, здесь он необходим для смягчения согласного звука в слове.
Это имя второго осеннего месяца. Октябрь, золотая осень, или вершина осени.
Итог мероприятия:
Воспитатель: Вам понравилось выполнять задания? Какие задания вам больше всего понравились? Что мы сегодня с вами узнали нового?
Ответы детей: с помощью ниточек выкладывали листочки, делили слова на слоги; составляли предложения; называли одним словом предметы; играли в игру со словами -осеняя, осеннее, осенний; искали спрятавший звук.
Воспитатель: мне тоже понравились ваши ответы. Молодцы!
Литература: