Осень: конспект образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте

Косяченко Инна Владимировна

Воспитатель, МБДОУ детский сад комбинированного вида № 54, г. Белгород

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Косяченко И.В. Осень: конспект образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте // Совушка. 2021. N4 (26). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/26/ (дата обращения: 22.02.2025).

Заказ № 1160965


 

Цель: создание условий для речевого развития детей и подготовки к обучению грамоте.

Задачи:

  • Совершенствовать фонематический слух, навыки звукового анализа;
  • Упражнять в определении количества слогов в словах.
  • Составлять предложения с заданными словами, определять количество и последовательность слов;
  • Зарисовывать схему предложения;
  • Изменять существительные по числам;
  • Воспитывать умение слушать ответ товарища, формировать навык самоконтроля и самооценки.

Оборудование: «Сезонное дерево», на котором висят карточки с изображением букв; мяч; корзинки с осенними дарами, названия которых состоят из 1,2,3 слогов; переносная доска; коробка с набором ниток.

Предварительная работа: Рассматривание с детьми картинок на тему «Осень». Наблюдение на прогулке за осенними изменениями в природе.

Чтение художественных произведений на осеннюю тематику.

 

Ход мероприятия

Воспитатель с детьми входят в группу.

Дети становятся в круг для приветствия

Воспитатель: Я очень рада, что сегодня мы снова все вместе! 

Посмотрите друг на друга. Улыбнитесь друг другу, поделитесь хорошим настроением со своими друзьями! У нас получился замечательный круг радости. 

Добрый день, мой милый друг. (хлопаем в ладоши)

Посмотри-ка ты вокруг. (поворачиваем головы из стороны в сторону)

Здесь есть ты, (соединяем руки правыми ладонями)

Здесь есть я, (соединяем руки ладонями)

Будем вместе… жить, дружить. 

Ребята сегодня на работу я шла через парк и сейчас прочитаю стихотворение о том, что я там видела:

У берёзок, у сестричек –

Ленты жёлтые в косичках.

В красный шарф одеты клёны.

В пёстрых платьицах газоны.

На рябине украшенье - Алых ягод ожерелье.

Ребята, о каком времени года это стихотворение? (ответы детей)

Воспитатель: Осенью очень красиво! Деревья стоят в золотом уборе, как будто собрались на праздник. А посмотрите на наше сезонное дерево, что на нем? Ни листочки, ни цветочки, а что? (ответы детей - Буквы)

Вы все уже знакомы с буквами. Каждая буква на этом дереве предлагает нам задание. Я надеюсь, что мы справимся со всеми заданиями. А из букв соберем «осеннее» словечко.

(Воспитатель снимает с дерева по одной букве, спрашивает детей, знакома ли она им, затем предлагает выполнить задание.)

БУКВА «О»

Воспитатель: О своей новости я вам рассказала, а какие новости у вас? Упражнение «Листочек новостей».

«Ты лети листочек быстро, быстро по рукам; у кого сейчас листочек, новость тот расскажет нам».

Ребята делятся новостями про осенние прогулки.

БУКВА «К» 

Воспитатель: прекрасны осенью листочки, предлагаю вам из этих ярких ниточек выложить осенние листочки, это и будет наше следующее задание.

Упражнение с элементами ниткографии «Выложи листик»

Воспитатель: Молодцы, ребята, так славно потрудились. Назовите, с какого дерева листик у вас получился. 

(ответы детей -–У меня листик с березы, он березовый и т.д.)

БУКВА «Т»

(На столе корзинки, в одной из них лежат осенние плоды). 

Воспитатель: Перед вами волшебная корзинка с дарами осени. Вам необходимо взять предмет, определить сколько слогов в его названии и положить в корзинку с соответствующей цифрой. (Дети раскладывают. Остается лук и гриб).

Воспитатель: Почему мы не куда не положили лук и гриб?

Дети: В этих словах по 1 слогу.

БУКВА «Я»

Воспитатель: Ребята, вы молодцы, поделили заданные слова на слоги, а теперь давайте составим предложение с любым из этих слов. 

(Дети составляют).

Воспитатель: Сколько слов в этом предложении? Назовите 1,3,5,3,4 слово. Предлагаю нарисовать схему предложения на доске. (ребенок рисует)

Почему мы так обозначили первое слово в предложении? (Потому что первое слово в предложении пишется с большой буквы). Что стоит в конце предложения? (точка)

Что это обозначает? (предложение законченно) Молодцы! С заданием вы справились. Переходим к следующему заданию.

Буква «Б»

Воспитатель: Давайте поиграем с осенними словами.

Встаньте в круг. Я буду бросать вам мяч, и называть слово, а вы ловите мяч и повторяете это же слово, но ставьте перед ним слова «осенний, осенняя, осеннее»:

месяц - осенний месяц,

погода - осенняя погода,

настроение - осеннее настроение,

ночь – осенняя ночь,

небо - осеннее небо,

листва - осенняя листва,

дождь – осенний дождь,

одежда – осенняя одежда,

дерево - осеннее дерево,

день - осенний день,

небо – осеннее небо,

ветер – осенний ветер.

БУКВА «Р» 

Воспитатель: Послушайте скороговорки, в каждой из которых один звук будет звучать чаще других, а вы должны услышать и назвать этот звук. Слушайте внимательно.

Дидактическое упражнение «Найди звук»

  1. В шалаше шуршат мыши ( ш )
  2. Ужа ужалила ужица, ужу с ужицей не ужиться ( ж )
  3. На горе Арарат растет красный виноград ( р )

Воспитатель: ребята, посмотрите, из букв нашего дерева сложилось слово и давайте прочтем его «ОКТЯБР». Верно ли мы собрали из букв словечко, какой буквы не хватает ребята, верно Ь, здесь он необходим для смягчения согласного звука в слове. 

Это имя второго осеннего месяца. Октябрь, золотая осень, или вершина осени.

Итог мероприятия:

Воспитатель: Вам понравилось выполнять задания? Какие задания вам больше всего понравились? Что мы сегодня с вами узнали нового?  

Ответы детей: с помощью ниточек выкладывали листочки, делили слова на слоги; составляли предложения; называли одним словом предметы; играли в игру со словами -осеняя, осеннее, осенний; искали спрятавший звук.

Воспитатель: мне тоже понравились ваши ответы. Молодцы!

 

Литература:

  1. Колесникова Е.В. Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет.
  2. Тимофеева Л.Л. Планирование образовательной деятельности в ДО.