Яндавлетова Сумбуль Ишбулдовна
Учитель-логопед, МАДОУ ЦРР детский сад "Күбэлэк", Республика Башкортостан
Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):
Яндавлетова С.И. Работа тьютора в ресурсной группе с детьми РАС // Совушка. 2021. N4 (26). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/26/ (дата обращения: 22.02.2025).
Заказ № 1153826
Во всем мире все больше семей сталкивается с проблемой аутизма. По статистике каждый сотый ребёнок имеет нарушения аутистического спектра.
Аутизм и расстройства аутистического спектра – это те нарушения детского развития, к которым приковано особое внимание медиков, биологов, педагогов и психологов, в связи со значительным ростом числа подобных расстройств в последние годы. Несмотря на большое число проведенных исследований, до сих пор не существует единого мнения о природе синдрома и причинах его возникновения. Установлено, что расстройство аутистического спектра выражается в снижении контактов ребенка со взрослыми и сверстниками, и проявляется в его «погружении» в собственный мир. Для таких детей дошкольных общеобразовательных учреждениях создаются специальные ресурсные группы.
Ресурсная группа – это не отдельная группа для детей с аутизмом в общеобразовательном детском саду, это - ресурсная зона, где проводится индивидуальная коррекционно-образовательная работа с ребенком, есть возможность сенсорной разгрузки и оборудование для снижения отвлекающих факторов во время занятий. В ресурсную группу направляются дети дошкольного возраста с РАС на основании заключения ПМПК. Предельная наполняемость группы соответствует нормативам по комплектованию групп для детей с РАС и составляет 5 человек. В ресурсную группу ходят дети разной степени (РАС) – от приближенных к обычным детям, до сложных детей, которые не говорят, не понимают речь, не социализированы.
Конечно, само по себе пребывание ребенка с РАС в общеобразовательной учреждении не гарантирует эффективного обучения академическим навыкам. Но создание специальных условий (ресурсная группа, адаптированная программа, помощь тьютора), а также присутствие типично развивающихся детей в качестве модели для подражания и среды для общения помогает ребенку с РАС быть более успешным в освоении школьной программы, способствует формированию коммуникативного поведения, расширению жизненного опыта и лучшей социализации.
Создаются благоприятные условия специальной развивающей среды, включая предметно-развивающую среду. На начальном этапе пребывания ребенка в детском саду разрабатывается индивидуальная программа коррекционно-развивающей работы, в которой учитываются: индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования. На основании разработанной программы были составлены индивидуальные планы психолого-педагогического сопровождения тьютора.
Тьютор (англ. tutor – наставник, опекун; лат. tueor – наблюдаю, забочусь, оберегаю). Тьюторство – особый тип педагогического сопровождения. Сопровождение процесса индивидуализации в ситуации открытого образования. Тьюторское сопровождение – это педагогическая деятельность по индивидуализации образования, направленная на выявление и развитие образовательных мотивов и интересов учащегося, поиск образовательных ресурсов для создания индивидуальной образовательной программы. Основными направлениями тьюторской работы являются: создание комфортных условий для нахождения ребенка с РАС в ДОУ, его социализации; помощь в освоении образовательной программы; координация работы педагогического коллектива и родителей.
Основное правило тьютора – не делать ничего того, что ребенок может сделать сам.
Участие тьютора в жизни ребенка по мере развития его самостоятельности постепенно должно снижаться, уступая место общению со сверстниками и взаимодействию с педагогами.
Помощь тьютора детям РАС заключается в том, чтобы быть связующем звеном между ребенком и окружающем миром. Роль тьютора в детском саду огромна. С утра до обеда он рядом с ребенком: учит, направляет, играет, контролирует.
Утро у тьюторов и детей начинается с зарядки. После зарядки все садятся за парты, это их территория, где все устроено под конкретного ребёнка. За партой проходят индивидуальные занятия по протоколам. Каждый день в ресурсной группе проводятся фронтальное занятие, которое позволяет в малой группе отработать умение готовиться к занятию, слушать инструкцию, обращенную ко всем, поднимать руку, давать индивидуальный и хоровой ответ, соблюдать тишину. Рядом с детьми на занятиях сидят их тьюторы. Они дают своим подопечным необходимые подсказки, поощряют их за правильное поведение с помощью еды, жетонов, корректируют ошибки. Постепенно каждый ребенок при помощи тьютора начинают посещать занятия в общих группах. Сначала входят в группу на несколько минут, потом задерживается подольше.
Задача ресурсной зоны заключается в том, чтобы особенный ребенок поскорее адаптировался к стандартным условиям, но при этом смог вернуться в любой момент на свою комфортную территорию.