Водяникова Ирина Олеговна
Воспитатель, МБДОУ детский сад комбинированного вида № 47, г. Белгород
Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):
Водяникова И.О. Формирование здорового образа жизни в группах старшего дошкольного возраста // Совушка. 2021. N4 (26). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/26/ (дата обращения: 22.02.2025).
Заказ № 1155127
Старший дошкольный возраст является продолжением формирования и развития всех человеческих начал. Этот возраст является наиболее сложным для воспитания у детей здорового образа жизни. В этом возрасте происходит частая смена настроения, возбудимость, плаксивость, невнимательность при выполнении заданий.
Одна из центральных проблем в психолого-педагогической литературе является проблема изучения здорового образа жизни. Эффективность всего процесса обучения и воспитания зависит от здоровья. Уже давно известно, что 70 % из 100% уже при рождении имеют различного рода патологии. Причины могут быть разные, начиная от плохой экологии и заканчивая неправильным питанием матери во время беременности. При этом, данные обследований показывают, что у 80% женщин, имеющих проблемы со здоровьем, 30% детей рождаются недоношенными.
Тенденции к решению этой важной проблемы уже обозначились. В программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, одной из важнейших задач является сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у них элементарных представлений о здоровом образе жизни.
Что касается детей старшего дошкольного возраста, то они соотносят непосредственную физическую образовательную деятельность с укреплением здоровья. На первое место, также, как и взрослые, ставят физическую составляющую. Дети старшего дошкольного возраста интуитивно выделяют психическую и социальную компоненты здоровья («все кричали и у меня заболела голова»).
Несмотря на существовавшие представления о самом здоровье и способах его сохранения, отношение к здоровому образу жизни у детей старшего дошкольного возраста остается достаточно пассивным. Часто у детей просто не хватает необходимых знаний о сохранении здорового образа жизни, а также нет осознания опасности их нездорового поведения для здоровья. По этой причине формирование отношения к здоровью, как к ценности у старшего дошкольника становиться чуть ли не одной из основных задач воспитания.
Формирование у детей представлений о здоровом образе жизни осуществляется системно и требует несколько направлений:
Среди такого разнообразия факторов, влияющих на здоровье ребенка, основной упор нужно делать на движения. Успешность усвоения информации, память, мышление, эмоции во многом зависят от достаточной физической активности. Особенно убедительно при этом звучат слова французского врача Ж. Тиссо: «Движение как таковое может по своему действию заменить любое средство, но все лечебные средства мира не могут заменить действия движения». Наиболее успешным в этом плане является непосредственно физическая образовательная деятельность в детских садах. результаты детей в плане физической активности не заставляют себя долго ждать. Цели и задачи для детей в таком процессе предельно ясны. В детских группах всегда есть дети, которые показывают лучшие результаты, и многие стараются их догнать и стать лучше. Самой эффективной формой работы с детьми являются спортивные соревнования, занятия – зачеты, физкультурные праздники. В такую деятельность дети вовлекаются сами с радостью и удовольствием, а самое главное педагоги могут отслеживать достижения участников и протоколировать их.
Особое внимание нужно уделить и закаливающим процедурам. Такие процедуры ставят своей целью снизить заболеваемость детей. Закаливанию организма способствуют циклические упражнения на свежем воздухе, хождение босиком по тропе здоровья, гимнастика в кроватях после сна, адекватная одежда в зависимости от температуры окружающей среды.
Летом педагоги успешно используют специальные оборудованные дорожки, которые наполняют песком, галькой, камешками. Такое хождение дает благотворное влияние на формирование ножек ребенка, а также влияет на опорно-двигательный аппарат, нервную систему, а в последствии и на весь организм в целом. Педагоги могут рекомендовать родителям изготовить подобные дорожки из ковриков небольшого размера для дома, чтобы продолжать совершенствовать организм. Себестоимость таких дорожек достаточно низкая, изготавливаются они очень легко, но оказывают огромную пользу для детского организма.
Рассмотрев все условия формирования здорового образа жизни, можно сделать выводы, что формирование ЗОЖ у старшего дошкольного возраста является одной из важнейших задач нашего общества. Подрастающее поколение является восприимчивым к обучающим и формирующим целенаправленным воздействиям педагогов. Из этого следует, что формирование здорового образа жизни необходимо начинать уже в раннем дошкольном возрасте и продолжать совершенствовать знания дошкольников с каждым годом. Педагогам необходимо прививать с малых лет правильное отношение к своему здоровью. Детский сад должен послужить образцом воспитания здорового образа жизни. Постоянное совершенствование педагогов, поиск новых идей и подходов по формированию здорового образа жизни старших дошкольников обязательно приведет к успеху и даст свои плоды, которые обязательно будут видны на мониторингах состояния здоровья каждого ребенка.
Литература: