Шилова Лариса Витальевна
Воспитатель, МАДОУ № 22 "Ивушка", р.п.Приютово, Республика Башкортостан
Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):
Шилова Л.В. Семейные обычаи на Руси: конспект открытого интегрированного занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе // Совушка. 2021. N4 (26). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/26/ (дата обращения: 28.04.2025).
Заказ № 1155415
Цель: познакомить детей со старинными семейными обычаями.
Задачи:
Образовательные задачи.
Развивающие задачи.
Воспитательные задачи.
Методы и приемы: наглядный, практический, игровой, беседа, показ, объяснение.
Формы и виды детской деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная.
Материалы и оборудование: аудиозаписи с русской народной музыкой, атрибуты русской избы, русские народные костюмы, кукла, уголек, зернышки, монетки, кувшин с водой, ушат, полотенце, русская рубашка, колыбелька, хлеб и соль, заготовки для изготовления куклы
Программное обеспечение: «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, Комаровой Т.С. Гербовой В.В.
Реализация Федеральных государственных общеобразовательных стандартов, интеграция образовательных областей: социально-коммуникативной, познавательной, речевой и художественно-эстетической.
Образовательные ресурсы: Виноградов Г.С. «Русский фольклор», Лавреньтева Л.С. Культура русского народа: «Обычаи, обряды, занятия, фольклор», Князева О.Л. Маханева М.Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».
Ход занятия
Воспитатель: Здравствуйте, дети! Меня зовут Вера Михайловна. Я – воспитатель из другого детского сада, работаю с такими же детьми, как вы. Мне сказали, что вы очень добрые, умные дружные, любите узнавать что-нибудь новое и интересное, и я решила встретиться с вами.
А давайте подружимся необычным способом. Подходите ко мне и становитесь в круг.
Собрались все дети в круг
Я твой друг и ты мой друг
Вместе за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Милые дети, вы всех прекрасней на свете. Вот таких хороших, пригожих я приглашаю попутешествовать
Воспитатель: Дети, вы любите путешествовать?
Сегодня мы отправимся с вами в прошлое, во времена наших давних предков, узнаем что-то новое, встретимся с уже знакомыми вам вещами и предметами.
И так в путь. Идут в зону «Русская изба»
Воспитатель: Вот мы и пришли. Посмотрите, сколько здесь интересных вещей. Где же мы?
Дети: В русской избе.
Воспитатель: В каждой избе была печь, про неё говорили: «Печь всему голова»
Как вы думаете, почему так говорили про печь?
Ответы детей.
Воспитатель обобщает ответы детей
Печь считалась главной в избе, потому что она и кормила всю семью, и обогревала всю избу, летом на печи сушили травы, ягоды, грибы – запасали на зиму, спали на печи дети, старики и хворые, те, кто захворал, приболел.
Посмотрите сколько здесь всего интересного, необычного
Воспитатель показывает чугунок.
Дети, что это?
Дети: Чугунок.
Воспитатель: Для чего нужен чугунок?
Дети: В нем варили кушать.
Воспитатель показывает сундук.
Дети, что это?
Дети: Сундук.
Воспитатель: Для чего нужен сундук?
Дети: В него складывали одежду.
Воспитатель: А давайте посмотрим, что в нём
Дети открывают сундук и видят там русские народные костюмы, рассматривают их и воспитатель предлагает их примерить, девочки одевают сарафаны и ленты на голову, а мальчики рубашки и кушаки.
Раздается звук плача ребенка.
Воспитатель: Дети, что это за звук? Кто плачет?
Достает из колыбельки куклу.
Воспитатель: Дети, посмотрите, вот кто у нас плачет – малыш. это кукла-малыш. Давайте его покачаем.
Ребенок, доставший куклу, качает (а-а-а-а), плач стихает.
Воспитатель: С давних времен, когда ребенок рождается, родители ему придумывают имя. Давайте и мы придумаем нашему ребеночку имя, но только имя будет не простое, а старинное. Дети, какие вы знаете русские старинные имена?
Дети предлагают имена: Тимофей, Егор, Степан. Выбирают одно имя - ребеночка называют Егор.
Воспитатель: Дети, а вы знаете, что сейчас, пока ребенок маленький, его все будут называть ласково. Как можно ласково назвать Егора?
Дети: Егорушка.
Воспитатель: А когда он вырастет, то его уже будут называть Егором. Мы растем, и имя наше растет. А вы знаете, как вырастет ваше имя? Как вас будут называть, когда вы станете большими?
Дети: Сейчас меня зовут Даша, а когда я вырасту, то меня будут звать Дарьей. Меня зовут Сашенька, а будут называть Александра и т. д.
Воспитатель: Молодцы. Вот мы и познакомились с Егорушкой и назвали ему свои имена.
Воспитатель: Дети, посмотрите, здесь для Егорушки приготовлены предметы, что же это?
Показывает поочередно: уголек, зернышки, монетки.
Дети: Уголек, зернышки, монетки.
Воспитатель: А вы знаете, зачем нашему Егорушке эти предметы?
Дети: Нет!
Воспитатель: Раньше, на Руси, давным-давно уголёк, зёрнышки и монетки клали в таз с водой, когда ребеночка в первый раз купали. Давайте и мы с вами тоже их положим нашему Егорушке.
Ребёнок кладет уголек.
Воспитатель: Когда клали уголек, говорили: «Привыкай к домашнему теплу».
Дети повторяют. Индивидуально спрашиваю 3-4-х человек.
Ребёнок кладёт зёрнышко.
Воспитатель: Когда клали зернышко говорили: «Будь всегда сыт».
Дети: Будь всегда сыт.
Ребёнок кладет денежку.
Воспитатель: Когда клали монетку, говорили: «Будь всегда богат».
Дети: Будь всегда богат.
Воспитатель: А теперь давайте искупаем Егорушку. А что приговаривали, когда купали ребёнка. Давайте вспомним потешку.
Мыли-мыли-мыли-мыли
бело-набело отмыли
Лишь головка одна
Всё черным-черна!
Воспитатель: А теперь давайте вытрем Егорушку. А что же приговаривали, когда вытирали?
Дети вытирают куклу.
Воспитатель:
Полотенце вышито и бело
Вытирай-ка малыша умело
Будет чистеньким малыш
Вырастет у нас крепыш.
Воспитатель: Дети, вот мы помыли, вытерли Егорушку, а что же потом делали с ребеночком?
Дети: Одевали.
Воспитатель: А во что одевали ребеночка?
Дети высказывают свои версии.
Воспитатель: В отцову рубашку. А почему ребеночка одевали в отцову рубашку? Как вы думаете?
Ответы детей.
Воспитатель: Родители хотели, чтобы ребеночек, когда вырос, тоже был таким же работящим, честным, как и они. Посмотрите, какая рубашка, какая она?
Дети: Красивая, праздничная.
Воспитатель: Давайте и мы оденем Егорушку.
Дети одевают куклу.
Воспитатель приговаривает: Расти хорошо малыш, будь похож на отца с матерью, трудись как они трудятся, отдыхай, как им отдыхается.
Воспитатель: Одели мы нашего Егорушку, а что дальше с ребеночком делали его родные?
Дети: Укладывали спать.
Воспитатель: А куда клали спать ребеночка?
Дети: В колыбельку.
Воспитатель: А что же такое колыбелька?
Дети: Это кроватка, куда клали малыша и качали. В старину колыбель подвешивали к потолку избы, и ребёночка можно было качать в любую сторону.
Дети кладут ребёнка в колыбельку.
Воспитатель: Да, есть у нас такая колыбелька. Посмотрите, какая колыбелька у нашего Егорушки (показывает детям).
Дети, а посмотрите, что я нашла в колыбельке. Что это?
Показывает детям кусочек хлеба и соли, дает попробовать.
Воспитатель: Что же это?
Дети: Хлеб и соль.
Воспитатель: Правильно, хлеб да соль. Вы знаете, что на Руси хлебом-солью всегда встречали на Руси дорогих, долгожданных гостей. Они клали хлеб и соль и приговаривали: «Наконец-то ты родился, Егорушка! Долго мы тебя ждали!»(дети повторяют слова 2-3 раза)
Дети кладут в колыбельку.
Дети, положили родители ребеночка в колыбельку, а что дальше делали?
Дети: Пели колыбельную.
Воспитатель: А что такое колыбельная?
Дети: Это песенка, под которую засыпает ребенок.
Воспитатель: Дети, а давайте я спою колыбельную для Егорушки, а вы послушайте.
Баю-бай,баю-бай
Ты, собачка, не лай
Белобока не скули
Ты Егорку не буди.
Баю-баю-баю-бай
Спи, Егорка, засыпай!
Воспитатель: Вот и уснул наш Егорушка. Дети, а вам понравилась колыбельная?
Дети: Да.
Воспитатель: А когда вы вырастете, вы тоже будете петь колыбельную для своих деток. Вот так проходил первый день рождения родившегося ребеночка на Руси.
На днях рождения, гости попусту не сидели, а водили хороводы, играли. А хотите поиграть в самую настоящую старинную русскую игру? Давайте мы поиграем в игру «Каравай».
И пока в свой первый день ребеночек спал, родные не отдыхали, а принимались мастерить ему подарки. Как вы думаете, что они готовили ему в подарок?
Дети высказывают предположения.
Воспитатель: Да, кто рубашку сошьет, кто носочки свяжет, кто игрушку смастерит. Дети, давайте и мы с вами сделаем подарок для Егорушки – и не простой подарок, а настоящий оберег. Дети, а что такое оберег?
Дети: Это предмет, который защищал и охранял людей от бед.
Воспитатель: Да, это так, он защищал ребенка от беды. Послушайте, как звучит слово – оберег – оберегает, значит (повторяем с детьми). Дети, а вы хотите тоже сделать Егорушке подарок, чтобы он оберегал его от бед? А давайте сделаем куклу-Лихоманку.
Показывает готовую куклу.
Лихоманка – это кукла, которую изготавливали со словами заговора от болезней, простуды. В русской избе этих кукол ставили на припечек или связывали шнурком и вешали около печной трубы. Считалось, что лихоманка, влетев ночью в дом через трубу увидев такую куклу, узнает себя и вселится в неё вместо человека. И человек не будет болеть. Сейчас я покажу вам, как нужно мастерить Лихоманку.
Самостоятельная работа детей по изготовлению куклы Лихоманки (Использование русской народной мелодии во время труда детей).
Воспитатель: А теперь, давайте подарим Егорушке наш подарок и пусть каждый пожелает ему что-нибудь.
Дети:
Никогда не болей, будь здоров.
Расти сильным, крепким да удалым.
Слушай отца-батюшку да родную матушку.
Будь добр, и пусть встречаются добрые люди.
Пусть живет-поживает, да добра наживает.
(ставят своих куколок на припечек)
Воспитатель: Ребята, вот и подошло к концу наше путешествие. Вам было интересно?
Что нового и интересного вы узнали? О чём вы дома расскажете родителям?
С кем познакомились? (с младенцем Егоркой)
Какую куклу - оберег мы делали? (куклу – лихоманку)
Что обозначает слово оберег? (оберегает)
Что вам понравилось на занятии?
Что было сложным?
Ну а вам, ребятки, спасибо за работу вашу, за старание, за пожелания и за слова добрые в подарок на память о нашем путешествии я хочу подарить вам оберег куклу-Лихоманку, чтобы она вас оберегала.