Семейные обычаи на Руси: конспект открытого интегрированного занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе

Шилова Лариса Витальевна

Воспитатель, МАДОУ № 22 "Ивушка", р.п.Приютово, Республика Башкортостан

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Шилова Л.В. Семейные обычаи на Руси: конспект открытого интегрированного занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе // Совушка. 2021. N4 (26). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/26/ (дата обращения: 28.04.2025).

Заказ № 1155415


 

Цель: познакомить детей со старинными семейными обычаями.

Задачи:

Образовательные задачи.

  • Дать представление детям о купании, одевании, укачивании ребенка в старину;
  • Закрепить знания старинных русских имен: Тимофей, Егор, Степан, и др.;
  • Учить изготавливать оберег «куклу-Лихоманку»;
  • Обогатить словарный запас существительными: оберег, колыбелька, чугунок; определениями: старинный, колыбельная.

Развивающие задачи.

  • Развивать познавательную активность детей в процессе формирования;
  • представлений о старинных семейных обычаях;
  • Развивать связную речь, внимание, память, мышление;
  • Расширять кругозор и словарный запас детей;
  • Развивать художественно-творческие способности детей.

Воспитательные задачи.

  • Воспитывать интерес к истории Родины, чувство гордости и уважения к своему народу;
  • Воспитывать уважение, интерес к обычаям старины, к русскому фольклору; чувство эмпатии.

Методы и приемы: наглядный, практический, игровой, беседа, показ, объяснение.

Формы и виды детской деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная.

Материалы и оборудование: аудиозаписи с русской народной музыкой, атрибуты русской избы, русские народные костюмы, кукла, уголек, зернышки, монетки, кувшин с водой, ушат, полотенце, русская рубашка, колыбелька, хлеб и соль, заготовки для изготовления куклы

Программное обеспечение: «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, Комаровой Т.С. Гербовой В.В.

Реализация Федеральных государственных общеобразовательных стандартов, интеграция образовательных областей: социально-коммуникативной, познавательной, речевой и художественно-эстетической.

Образовательные ресурсы: Виноградов Г.С. «Русский фольклор», Лавреньтева Л.С. Культура русского народа: «Обычаи, обряды, занятия, фольклор», Князева О.Л. Маханева М.Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».

 

Ход занятия

Воспитатель: Здравствуйте, дети! Меня зовут Вера Михайловна. Я – воспитатель из другого детского сада, работаю с такими же детьми, как вы. Мне сказали, что вы очень добрые, умные дружные, любите узнавать что-нибудь новое и интересное, и я решила встретиться с вами.

А давайте подружимся необычным способом. Подходите ко мне и становитесь в круг.

Собрались все дети в круг

Я твой друг и ты мой друг

Вместе за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

Милые дети, вы всех прекрасней на свете. Вот таких хороших, пригожих я приглашаю попутешествовать

Воспитатель: Дети, вы любите путешествовать?

Сегодня мы отправимся с вами в прошлое, во времена наших давних предков, узнаем что-то новое, встретимся с уже знакомыми вам вещами и предметами.

И так в путь. Идут в зону «Русская изба»

Воспитатель: Вот мы и пришли. Посмотрите, сколько здесь интересных вещей. Где же мы?

Дети: В русской избе.

Воспитатель: В каждой избе была печь, про неё говорили: «Печь всему голова»

Как вы думаете, почему так говорили про печь?

Ответы детей.

Воспитатель обобщает ответы детей

Печь считалась главной в избе, потому что она и кормила всю семью, и обогревала всю избу, летом на печи сушили травы, ягоды, грибы – запасали на зиму, спали на печи дети, старики и хворые, те, кто захворал, приболел.

Посмотрите сколько здесь всего интересного, необычного

Воспитатель показывает чугунок.

Дети, что это?

Дети: Чугунок.

Воспитатель: Для чего нужен чугунок?

Дети: В нем варили кушать.

Воспитатель показывает сундук.

Дети, что это?

Дети: Сундук.

Воспитатель: Для чего нужен сундук?

Дети: В него складывали одежду.

Воспитатель: А давайте посмотрим, что в нём

Дети открывают сундук и видят там русские народные костюмы, рассматривают их и воспитатель предлагает их примерить, девочки одевают сарафаны и ленты на голову, а мальчики рубашки и кушаки.

Раздается звук плача ребенка.

Воспитатель: Дети, что это за звук? Кто плачет?

Достает из колыбельки куклу.

Воспитатель: Дети, посмотрите, вот кто у нас плачет – малыш. это кукла-малыш. Давайте его покачаем.

Ребенок, доставший куклу, качает (а-а-а-а), плач стихает.

Воспитатель: С давних времен, когда ребенок рождается, родители ему придумывают имя. Давайте и мы придумаем нашему ребеночку имя, но только имя будет не простое, а старинное. Дети, какие вы знаете русские старинные имена?

Дети предлагают имена: Тимофей, Егор, Степан. Выбирают одно имя - ребеночка называют Егор.

Воспитатель: Дети, а вы знаете, что сейчас, пока ребенок маленький, его все будут называть ласково. Как можно ласково назвать Егора?

Дети: Егорушка.

Воспитатель: А когда он вырастет, то его уже будут называть Егором. Мы растем, и имя наше растет. А вы знаете, как вырастет ваше имя? Как вас будут называть, когда вы станете большими?

Дети: Сейчас меня зовут Даша, а когда я вырасту, то меня будут звать Дарьей. Меня зовут Сашенька, а будут называть Александра и т. д.

Воспитатель: Молодцы. Вот мы и познакомились с Егорушкой и назвали ему свои имена.

Воспитатель: Дети, посмотрите, здесь для Егорушки приготовлены предметы, что же это?

Показывает поочередно: уголек, зернышки, монетки.

Дети: Уголек, зернышки, монетки.

Воспитатель: А вы знаете, зачем нашему Егорушке эти предметы?

Дети: Нет!

Воспитатель: Раньше, на Руси, давным-давно уголёк, зёрнышки и монетки клали в таз с водой, когда ребеночка в первый раз купали. Давайте и мы с вами тоже их положим нашему Егорушке.

Ребёнок кладет уголек.

Воспитатель: Когда клали уголек, говорили: «Привыкай к домашнему теплу».

Дети повторяют. Индивидуально спрашиваю 3-4-х человек.

Ребёнок кладёт зёрнышко.

Воспитатель: Когда клали зернышко говорили: «Будь всегда сыт».

Дети: Будь всегда сыт.

Ребёнок кладет денежку.

Воспитатель: Когда клали монетку, говорили: «Будь всегда богат».

Дети: Будь всегда богат.

Воспитатель: А теперь давайте искупаем Егорушку. А что приговаривали, когда купали ребёнка. Давайте вспомним потешку.

Мыли-мыли-мыли-мыли

бело-набело отмыли

Лишь головка одна

Всё черным-черна!

Воспитатель: А теперь давайте вытрем Егорушку. А что же приговаривали, когда вытирали?

Дети вытирают куклу.

Воспитатель:

Полотенце вышито и бело

Вытирай-ка малыша умело

Будет чистеньким малыш

Вырастет у нас крепыш.

Воспитатель: Дети, вот мы помыли, вытерли Егорушку, а что же потом делали с ребеночком?

Дети: Одевали.

Воспитатель: А во что одевали ребеночка?

Дети высказывают свои версии.

Воспитатель: В отцову рубашку. А почему ребеночка одевали в отцову рубашку? Как вы думаете?

Ответы детей.

Воспитатель: Родители хотели, чтобы ребеночек, когда вырос, тоже был таким же работящим, честным, как и они. Посмотрите, какая рубашка, какая она?

Дети: Красивая, праздничная.

Воспитатель: Давайте и мы оденем Егорушку.

Дети одевают куклу.

Воспитатель приговаривает: Расти хорошо малыш, будь похож на отца с матерью, трудись как они трудятся, отдыхай, как им отдыхается.

Воспитатель: Одели мы нашего Егорушку, а что дальше с ребеночком делали его родные?

Дети: Укладывали спать.

Воспитатель: А куда клали спать ребеночка?

Дети: В колыбельку.

Воспитатель: А что же такое колыбелька?

Дети: Это кроватка, куда клали малыша и качали. В старину колыбель подвешивали к потолку избы, и ребёночка можно было качать в любую сторону.

Дети кладут ребёнка в колыбельку.

Воспитатель: Да, есть у нас такая колыбелька. Посмотрите, какая колыбелька у нашего Егорушки (показывает детям).

Дети, а посмотрите, что я нашла в колыбельке. Что это?

Показывает детям кусочек хлеба и соли, дает попробовать.

Воспитатель: Что же это?

Дети: Хлеб и соль.

Воспитатель: Правильно, хлеб да соль. Вы знаете, что на Руси хлебом-солью всегда встречали на Руси дорогих, долгожданных гостей. Они клали хлеб и соль и приговаривали: «Наконец-то ты родился, Егорушка! Долго мы тебя ждали!»(дети повторяют слова 2-3 раза)

Дети кладут в колыбельку.

Дети, положили родители ребеночка в колыбельку, а что дальше делали?

Дети: Пели колыбельную.

Воспитатель: А что такое колыбельная?

Дети: Это песенка, под которую засыпает ребенок.

Воспитатель: Дети, а давайте я спою колыбельную для Егорушки, а вы послушайте.

Баю-бай,баю-бай

Ты, собачка, не лай

Белобока не скули

Ты Егорку не буди.

Баю-баю-баю-бай

Спи, Егорка, засыпай!

Воспитатель: Вот и уснул наш Егорушка. Дети, а вам понравилась колыбельная?

Дети: Да.

Воспитатель: А когда вы вырастете, вы тоже будете петь колыбельную для своих деток. Вот так проходил первый день рождения родившегося ребеночка на Руси.

На днях рождения, гости попусту не сидели, а водили хороводы, играли. А хотите поиграть в самую настоящую старинную русскую игру? Давайте мы поиграем в игру «Каравай».

И пока в свой первый день ребеночек спал, родные не отдыхали, а принимались мастерить ему подарки. Как вы думаете, что они готовили ему в подарок?

Дети высказывают предположения.

Воспитатель: Да, кто рубашку сошьет, кто носочки свяжет, кто игрушку смастерит. Дети, давайте и мы с вами сделаем подарок для Егорушки – и не простой подарок, а настоящий оберег. Дети, а что такое оберег?

Дети: Это предмет, который защищал и охранял людей от бед.

Воспитатель: Да, это так, он защищал ребенка от беды. Послушайте, как звучит слово – оберег – оберегает, значит (повторяем с детьми). Дети, а вы хотите тоже сделать Егорушке подарок, чтобы он оберегал его от бед? А давайте сделаем куклу-Лихоманку.

Показывает готовую куклу.

Лихоманка – это кукла, которую изготавливали со словами заговора от болезней, простуды. В русской избе этих кукол ставили на припечек или связывали шнурком и вешали около печной трубы. Считалось, что лихоманка, влетев ночью в дом через трубу увидев такую куклу, узнает себя и вселится в неё вместо человека. И человек не будет болеть. Сейчас я покажу вам, как нужно мастерить Лихоманку.

  1. Нужно взять белый лоскут ткани и сделать из него валик. Вот так (показывает). Закрепить этот валик с помощью резинки. Кукла готова. Теперь её нужно одеть.
  2. Возьмите цветной прямоугольный лоскут ткани – это юбка. Намотать этот лоскут на куклу и закрепить ниткой.
  3. Возьмите треугольный лоскут ткани – это платок. Надеваем его на голову куклы, концы расправляем и крест-накрест укладываем на лицевой стороне куклы и закрепляем ниткой. Лихоманка готова.
  4. Раньше, когда люди мастерили для своих деток подобные игрушки, считалось, если у куклы прорисовать лицо, то в нее может заселиться зло и тогда такая кукла будет не оберегом для ребенка, а совсем наоборот.
  5. Обратите внимание на порядок выполнения данной работы.

Самостоятельная работа детей по изготовлению куклы Лихоманки (Использование русской народной мелодии во время труда детей).

Воспитатель: А теперь, давайте подарим Егорушке наш подарок и пусть каждый пожелает ему что-нибудь.

Дети:

Никогда не болей, будь здоров.

Расти сильным, крепким да удалым.

Слушай отца-батюшку да родную матушку.

Будь добр, и пусть встречаются добрые люди.

Пусть живет-поживает, да добра наживает.

(ставят своих куколок на припечек)

Воспитатель: Ребята, вот и подошло к концу наше путешествие. Вам было интересно?

Что нового и интересного вы узнали? О чём вы дома расскажете родителям?

С кем познакомились? (с младенцем Егоркой)

Какую куклу - оберег мы делали? (куклу – лихоманку)

Что обозначает слово оберег? (оберегает)

Что вам понравилось на занятии?

Что было сложным?

Ну а вам, ребятки, спасибо за работу вашу, за старание, за пожелания и за слова добрые в подарок на память о нашем путешествии я хочу подарить вам оберег куклу-Лихоманку, чтобы она вас оберегала.