Влияние детей дошкольного возраста на самооценку в социальном окружении

Мурзова Маргарита Сергеевна

Воспитатель, МБДОУ № 47, г. Белгород

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Мурзова М.С. Влияние детей дошкольного возраста на самооценку в социальном окружении // Совушка. 2021. N4 (26). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/26/ (дата обращения: 22.02.2025).

Заказ №1154539


 

То, что мы думаем о себе, довольно легко способно повлиять на нашу жизнь. Уверенные в себе люди не ищут поддержки и одобрения в собеседниках - зачем? Их можно легко найти в себе самом. У инициативного и предприимчивого человека, они имеют достаточно высокие уровни притязания и довольно часто достигаю многого. В их неудаче, а так же и критике тот человек с довольно высокой для себя самооценкой, те причины которые он видит сам не в их пороках а в себе , он сам – в них главная поддержит себя, он всегда сможет найти в себе те силы для дальнейших действий, и для решений их. Люди с очень довольно низкой для себя самооценкой очень невнимательны и могут относятся на поступки и слова с разной реакцией. Они чувствительны могут быть не только к самокритике, но и не только подтверждая их довольно низкую самооценку, но собственную личность человека. Он зависит не только от мнения всех нас, но и других в округе людей и может занимать более активную позицию в жизни человека, чем его противоположность – человек с очень высокой жизненной самооценкой. 

Американские психологи утверждают, что взрослый человек может путем упорного пошагового выполнения определенных рекомендаций исправить свои недостатки и изменить свой жизненный стиль. Не стоит ждать, когда какие-то свойства характера станут вашей бедой. Корни наших бед и достижений – в детстве. Внимательные родители, наблюдая за поведением своих детей, многое могут увидеть – ведь представление у ребёнка о себе и мире, будущие стереотипы ихнего поведения складываются на их глазах. В системе образующую индивидуальную самооценку личности ребенка является определением уровнем жизненных позиций в его притязании у которой все системно оценено. У многих дошкольников серьезно влияет самооценка на сформирования личного стиля поведения жизнедеятельности. Другими словами, самооценка обуславливается как динамика, направленная на развитие данного нами субъекта. Сначала – Я есть Мир, и Мир есть - Я. Позже отделяется восприятие себя от восприятия мира. Представление о себе и себе и окружающем мире развиваются и обогащаются. 

К ощущениям себя добавляются суждения, оценки, перерастая в более глубокое понимание своих физических, моральных, эмоциональных, и интеллектуальных качеств. Вся информация, приходящая извне, преломляется, как сквозь оптические линзы, через это представление о себе. Человек ещё ростом невзрослого по пояс и не ходит в начальную школу- а у него уже есть самооценка. Она глубоко может влиять на отношения со всеми сверстниками и их родителями, формируясь в них. Будучи высокой или низкой, она может воз действовать на самоощущения. 

Самооценка в школе будет очень влиять на успеваемость, а позже и на выбор жизненной стратегии, на отношение к удачам и поражениям. Отдаст ли человек предпочтение упорной борьбе на пути к цели – или ограничится малым, уступая без боя дорогу другим? А если он станет бороться – будет ли уверен в себе? Сможет ли оценить себя и свои реальные возможности, или сомнения, неуверенность и вина станут отравлять его душу? Нужно ли ему для того, чтобы действовать, переламывать себя, переживать бурю отрицательных эмоций: тревогу, страх, депрессию. Низкая самооценка испортит много крови человеку. Конечно, самооценка изменяется и развивается, но, однако, она достаточно стабильна в своём плюсе или минусе. Наверное, чтобы правильно оценить свои возможности, их нужно сравнивать с возможностями других; какого успеха другие добиваются, каковы причины их удач и поражений … 

Но и к каким бы результатам мы не пришли в конце своих размышлений, оценка себя должна быть всегда позитивной, даже если свои конкретные способности и поступки мы оцениваем отрицательно. И это самое главное. Всем нам известно, как у дошкольников этого возраста очень велика потребность к внешней оценке, и она не всегда удовлетворяется в полной мере.

Дети, по мнению Л.И. Божович они стараются и стремятся быть именно такими, какими их хочет увидеть взрослый человек. Одним из аспектов, следовательно, тенденциям понимания и прогнозирования возможно развитие изменения самосознания, в том числе и развитие частной самооценки детей может служить и изучение в отношении к ним со стороны всей социальной среды, которая во многом определяется направлениями этого развития через собственные переживания ребёнка. Всё это нам позволит пред положить что самооценка ребенка, направленная вероятнее всего на соотношение перспектив идеального развития сложившихся в социальном окружение. У детей дошкольный возраст сенситивен для восстановлений такого компонента как самооценка и его сознание, самосознание в которой содержится самооценка самого для себя, в своей деятельности, своим положением в нынешнем коллективе и в отношении к другим его членам. От того, как в окружении отнесутся к ребёнку, будет полностью зависеть и от его отношение не только к самому себе, но и к их окружающим, его стремление будет воспитать самого себя. 

У многих ребят дошкольного возраста самооценка может формироваться, не только под влиянием достигнутых в результате какой-либо деятельности. Правильную оценку в этих результатах не всегда могут давать взрослые люди – воспитатель, и их родители. Вот именно почему, их оценка определяет самооценку у дошкольников. С большой точки зрения способностью реагировать на себя самого развивается и у других в общении со всеми взрослыми и сверстниками в коллективе и их деятельности. 

Как принято различать вполне адекватную или неадекватную – завышенную и очень заниженную самооценку у наших детей. В эти определениях могут появляться и сравнение с реальными возможностями дошкольников. Самооценка и стабильность детей не остается в зависимости от успехов в их жизнедеятельности, в возрастных особенностях и многих других факторов они имеют тенденции меняться. Проявляются формирование психике у детей дошкольников в периоды достаточно раннего возраста и формируются на основании тех предпосылок, которые были заложены у детей в раннем возрасте. По всем линиям в психическом развитие у ребенка может возникнуть новообразование различных степеней выраженных свойств, которые характеризуются особенностями в их структуре. Все они могут происходить одними формами сознания, включая в себя с различными видами деятельности детей (в игровых, продуктивных, и бытовых). В их происходит дальнейшая социализация развития в индивидуальной степени и о с наибольшей организацией, выраженные на психофизиологическом уровне, в функциях познавательной активности и психомоторики должны формироваться и новые психические функции. При выпуске из образовательного учреждения у детей в начальной школе могут происходить значительные изменения в отношении к окружающему миру, но и к себе самом, в внутренней структуре среды и функции психофизиологической личности самого ребенка. 

Часто у многих дошкольников в сложный период происходит становление в многоуровневых и сложных психических организаций, наряду с появлениями новых уровней, социализированных к психофизиологическим функциям. 

В системе с индивидуальными свойствами и навыками способствуют психические образования, такие личность в субъекте общения и познания их в ихней деятельности. В формировании этих организаций обусловливается ребенка включиться в наиболее формы социальной жизнедеятельности, а также и в процесс познаний с различными видами общения, различные виды деятельности, могут включать в себя игру, а также в начальные формы общественного труда. Это может происходить с участием детей взрослого возраста, благодаря которым контролируется и организовывается поведение и деятельность детей, которые и выступают в роли источника многообразной информации для них. Все родители и воспитатели во многих определяют своеобразность и психическое сложное развитие дошкольника, поскольку оно включает в разные сферы жизнедеятельности ребенка, корректируя процесс в его развитии. 

В Развитии психической организации у дошкольника в целом на всех ее уровнях и ее различных формах создает психологическую готовность к последующему – школьному – периоду развития.

 

Литература:

  1. Ананьев Б.Г. Психологические труды. В 2 т. Т. 2. М.: Педагогика, 1980. 
  2. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968. 
  3. Выгодский Л.С. Собрание сочинений. В 6 т. М.: Педагогика, 1981-1986. 
  4. Кравец Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. М.: Педагогика, 1991.