Познавательное развитие дошкольников посредством игрового набора «Дары Фребеля»

Панфилова Татьяна Федоровна
Федченко Виктория Викторовна

Воспитатель, МБДОУ № 47, г. Белгород
Воспитатель, МБДОУ № 47, г. Белгород

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Панфилова Т.Ф., Федченко В.В. Познавательное развитие дошкольников посредством игрового набора «Дары Фребеля» // Совушка. 2021. N4 (26). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/26/ (дата обращения: 20.06.2025).

Заказ № 1149699


 

Фридрих Фрёбель – немецкий педагог, теоретик и ведущий создатель дошкольного образования с гуманистической направленностью. Он инициировал в прусском государстве, которое не терпело учреждений, воспитывающих детей в духе независимого мышления и уважения к людям, реформированное учебное заведение для детей, известное как детский сад. Он хотел, чтобы дети чувствовали себя в нем, как растения, за которыми бережно ухаживает садовник-педагог, и с раннего возраста учились там самостоятельно мыслить и сосуществовать с людьми. Именно поэтому, на данный момент, система Фрёбеля имеет важное значение в дошкольном образовании многих стран, в том числе и в России. Интеграция педагогических идей Ф. Фрёбеля в современное дошкольное образование РФ стала причиной разработки методических комплектов под названием «Дары Фрёбеля». Комплект является составной частью развивающей предметно-пространственной образовательной среды. Его структура и содержание разработаны в соответствии с принципом реализации ведущей игровой деятельности в дошкольном возрасте и личностно-ориентированного подхода в развитии и воспитании ребенка.

В нашем детском саду «Дары Фрёбеля» очень ценятся и активно используются в работе с детьми. Особенность этого дидактического набора заключается в том, что он очень разнообразен, в составе набора 14 модулей и комплект методических пособий (6 книг). Все предметы в наборе изготовлены исключительно из качественного натурального материала (дерева и хлопка), поэтому Ф. Фребель их еще называл как «Дары природы» и «Дары Земли». Занимаясь или играя с наборами, дети получают прямой контакт с дарами природы. Базовый набор состоит из 6 даров. Они сделаны из природных материалов, собранных в модули, это: шерстяные шары, деревянные блоки в виде куба, цилиндра, призмы и т.д.). В расширенный набор уже входят мозаики, палочки, кольца, точки и т.д. Дары были созданы с большой точностью, так как Ф. Фрёбель был по образованию архитектор. 

Мы на своих занятиях используем материалы из даров Фребеля для обогащения знаний детей об окружающем мире и развития ряда навыков: ловкости рук, пространственного воображения, креативного мышления, развития памяти, вербальной деятельности и др. Дары Фрёбеля очень помогают в подготовке детей к школьному обучению, особенно в области познания чтения, письма, математики, конструирования и художественной деятельности. Так же, мы часто используем данные наборы во время встреч в «Утреннем Кругу», чтобы зарядить детей хорошим настроением, с помощью ярких разноцветных предметов, разной формы. Очень хорошо использовать данный набор во время занятий по математическому развитию и конструированию. Данный комплект легко согласовывается с любой общеобразовательной программой ДОУ. Помимо совместной деятельности на занятиях взрослого и ребенка, есть возможность самостоятельной продуктивной игровой деятельности и познавательно-исследовательской деятельности детей. 

Работа с дарами Фребеля началась, когда детям было около 4-5 лет и успешно занимаемся уже 2 года. Этот набор адаптирован к особенностям восприятия детей. В подготовительной к школе группе данный комплекс удобен своим разнообразием. Его можно использовать на занятиях в любой области знаний. Последовательность использования материалов зависит от возраста детей и знаменует переход от простого единства (мяч, шар) к более сложному (призма, деленная на части). Дары Фрёбеля мы используем так же во время игр, развивая социально-коммуникативные, общественно-бытовые навыки. Например, очень хорошо использовать дары в игре «Светофор», с использованием разноцветных вязаных шариков или, в игре «Звездное небо», используя панно с маленькими разноцветными шариками. С помощью даров Фребеля можно, так же играть с детьми в более активные и подвижные игры, развивая при этом физическую активность и ловкость детей. Здесь мы используем такие игры, как «Поймай шарик», «Мышки, берегите хвостик!», «Обведи глазками фигуру».  Во время внедрения данной технологии в процесс обучения, необходимо обязательно соблюдать и обеспечивать требуемыми условиями. Обеспечение условий, направленно на полноценное всестороннее развитие ребёнка, и обеспечение возможности для реализации игровой, познавательной, исследовательской и творческой активности детей дошкольного возраста в образовательной организации, экспериментировании с доступными детям материалами; двигательной активности, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участия в подвижных играх, эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; возможность самовыражения детей. 

Работа с данным комплексом создает условия для организации как совместной деятельности взрослого и детей, так и самостоятельной игровой, продуктивной и познавательно-исследовательской деятельности детей. Наши дети с большим интересом и с удовольствием играют с наборами «Дары Фрёбеля», создают композиции, придумывают сюжеты и обыгрывают знакомые сказки, развивая творческие способности. При использовании игрового набора «Дары Фребеля» у детей развиваются также социальные и коммуникативные умения, мелкая моторика, познавательно-исследовательская деятельность, логические способности; формируются элементарные математические умения. 

 

Литература:

  1. Карпова Ю.В., Кожевникова В.В., Соколова А.В. Комплект методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фребеля».
  2. Фребель Ф. Будем жить для своих детей / сост., предисловие Л.М. Волобуева. М.: Карапуз, 2001. 288 с. (Педагогика детства).