Игры на развитие комбинаторных способностей у дошкольников

Сыроватская Наталия Владимировна

Воспитатель, МБДОУ детский сад № 11, г. Ростов-на-Дону

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Сыроватская Н.В. Игры на развитие комбинаторных способностей у дошкольников // Совушка. 2021. N4 (26). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/26/ (дата обращения: 22.02.2025).

Заказ № 1117031


 

Формированию элементарных математических представлений у дошкольников в современной педагогике уделяется большое внимание. Данное внимание обусловлено информационным и техническим прогрессом в науке, потребностью общества в использование всех новшеств в повседневной жизни. Мир, который окружает ребенка, меняется с колоссальной скоростью. 

Ребенок должен легко адаптироваться к современным условиям, быстро принимать верные и оптимальные решения. Необходимо уже сегодня научить ребенка видеть все способы достижения поставленной цели, выбирать самые оптимальные способы с наименьшими затратами.

Развитие математических способностей детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, проблемных и игровых ситуаций, развлечений. 

Особое место необходимо уделять играм на развитие комбинаторных способностей. Что подразумевает собой комбинаторика? Комбинаторика – система способов и приемов поиска и нахождение разнообразных соединений, перестановок, сочетаний, размещений данных или заданных частей и элементов в порядке и отношениях, определённых целью и условиями, какой-то задачи. Формирование комбинаторных способностей - важнейшее условие развития логического и творческого мышления.

Комбинаторные способности требуются в самых различных областях. Например, как расставить большое количество игрушек на полке, при решении математических задач, игре в шахматы, шашки и т. п. В повседневной жизни - для того, разместить инструменты в небольшом ящике, составить гардероб на неделю, распределить деньги на покупки, спланировать ремонт, поездку. Комбинаторные способности необходимы и в профессиональной деятельности (при осуществлении многоходовой финансовой комбинации, изыскания оборудования, материалов). 

Как часто в нашей жизни возникают сложные ситуации, когда нужно быстро найти самый эффективный способ решения…. И здесь победителем выходит тот, у кого присутствует гибкость мышления.

Развитие гибкости мышления детей напрямую зависит от того, с какими задачами, упражнениями организована работа с детьми. Наибольшего внимания в работе над этой проблемой заслуживают задачи, допускающие не одно возможное решение, а несколько. Здесь имеется в виду не разные способы нахождения одного и того же ответа, а существование разных решений-ответов и их поиск. Эти задачи называют комбинаторными, поскольку в них идет речь о комбинациях.

При решении комбинаторных задач ребенок осуществляет перебор всех возможных вариантов решения задачи. Поскольку перебор осуществляется по какому-либо признаку, поэтому важным моментом в готовности детей к решению задач является умение выделять различные признаки предметов (цвет, форма, размер, принадлежность к группе других предметов).

Комбинаторные способности включают умения:

  • Находить оптимальную (или, по крайней мере, удовлетворительную) комбинацию, отвечающую требованиям ситуации (шахматной, коммерческой, коммуникативной);
  • Видеть все разнообразие возможных вариантов, которые могут быть построены на основе исходных элементов, входящих в эту ситуацию;
  • Прогнозировать как можно более полно возможные (даже весьма отдаленные) эффекты и последствия комбинаций.

Элементарные комбинаторные конфигурации, которые используются в работе с дошкольниками, являются - сочетания, размещения, перестановки. 

Условия проведения игр на комбинаторику:

  1. Начинать вводить игры на комбинаторику с небольшой группой детей.
  2. Для проведения игр по развитию комбинаторных способностей, главным условием является наличие достаточного раздаточного материала, чтобы ребенок мог выложить все возможные варианты и из них найти самый оптимальный. 
  3. Раздаточный материал должен быть современным и разнообразным, чтоб интерес ребенка не угас (можно использовать лего-конструктор, различные мозаики, танграммы, логические палочки …). 
  4. На первом этапе введения задач по комбинаторике можно предложить детям хаотично перебирать все возможные варианты из 2 или 3 элементов, далее обратить внимание, что можно установить определенную систему, порядок.
  5. Постепенно увеличивать количество элементов.
  6. Задавать определенные условия.
  7. Учить находить допустимые и оптимальный варианты решения поставленной задачи, соответствующий условиям.

Внимание педагога при проведении подобных игр должно быть акцентировано не столько на необходимости получения ребенком правильного ответа, сколько на понимании того, каким образом его получить. 

Применение игр по развитию комбинаторных умений в дошкольном возрасте способствует развитию у ребенка образного и основ словесно-логического мышления, воображения, творчества, овладение умениями классифицировать, обобщать, схематизировать, моделировать, контролируя результаты познавательной деятельности.

Игры на развитие комбинаторных способностей для дошкольников:

Игра 1

Цель. Закрепить состав числа. 

Сколько (3,4,5) этажных домов можно построить, используя кубики красного и желтого цвета.

У мамы 2 яблока и 3 груши. Каждый день в течение 5 дней подряд она выдает по одному фрукту. Сколькими способами это может быть сделано?

Построй домики для гномов, используя по одному треугольнику и квадрату, синего и зеленого цветов.

Игра 2

Древо решений 

Цель. Нахождение всех возможных вариантов, и выбор из них самого оптимального.

Крошу необходимо попасть к Копатычу в гости, но прежде он должен, зайти и рассказать о своем походе одному из друзей. Выбери все возможные дорожки для Кроша.

Помоги Василисе пройти по цветным кочкам через болото к замку. Нарисуй на карте все возможные дорожки к замку. Найди самый короткий путь.

Перечислите все возможные варианты обедов из трех блюд (одного первого, одного второго, одного третьего) В меню имеется два первых блюда – щи, борщ, три вторых – рыба, гуляш, плов два третьих – компот, чай. 

Игра 3

5 гномиков, решили обменяться впечатлениями о Новогодней елке и позвонили между собой. Сколько звонков будет сделано? 

Игра 4

3 гнома и хотят переплыть на лодочке на противоположный берег, но в лодку могут поместиться 2 гнома. Составьте все возможные пары.

5 гномиков решили прогуляться под дождем, но у них всего 3 зонтика. Сколько существует вариантов размещения 5 гномов под 3 зонтиками.

Игра 5

Для начинки пирогов бабушка решила смешать два продукта. Сколько различных пирогов может испечь бабушка, если для начинки у нее есть картофель, грибы, яблоки, мясо.

У Маши в шкафу имеется 2 юбки и 2 блузы, сколько вариантов нарядов может скомбинировать Маша

 

Литература:

  1. Истомина Н.Б., Виноградова Е.П. Учимся решать комбинаторные задачи: тетрадь для учащихся 1-2 классов четырехлетней начальной школы. Смоленск: Ассоциация -XXI век, 2005.
  2. Истомина Н.Б., Виноградова Е.П., Редько З.Б. Учимся решать комбинаторные задачи: тетрадь по математике для учащихся 3 класса. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2005. 
  3. Медведева О.С. Развитие комбинаторного стиля мышления при обучении математике. Методика преподавания математики в средней школе. Свердловск, 1991. 
  4. Мелхорн Х.Г. Гениями не рождаются. Общество и способности человека: книга для учителя. М., 1989. 
  5. Солнышко С.В. Использование комбинаторных задач при обучении математике // Начальная школа. 1994. 1.
  6. Стойлова Л.П. Способы решения комбинаторных задач // Начальная школа. 1994. 1.