Четверикова Елена Николаевна
Воспитатель (преподаватель изодеятельности), МБДОУ Новопортовский детский сад "Теремок", с. Новый Порт, ЯНАО
Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):
Четверикова Е.Н. "Мини-музей" как одна из интерактивных форм работы ДОУ: проект // Совушка. 2021. N4 (26). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/26/ (дата обращения: 22.02.2025).
Заказ № 1118815
Проект: познавательно-творческий, долгосрочный.
Срок реализации: бессрочный
Цель: Создание системы работы по развитию у детей познавательного интереса к истории, культуре, традициям родного края через организацию мини-музеев.
Задачи:
С детьми:
С педагогами:
С родителями:
Предполагаемые результаты:
Содержание проекта
Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающей условия погружения личности в специально организованную предметно-пространственную среду.
Самым крупным исследователем российской музейной педагогики на сегодняшний день является профессор Б.А. Столяров, посвятивший этой отрасли целый ряд научных работ, опубликованных в ведущих мировых изданиях. В одной из наиболее масштабных его работ «Музейная педагогика: история, теория, практика» имеются специальные разделы, посвященные образовательной деятельности музеев, это «От практики и анализа – к моделированию системы взаимодействия музея и школы» и «Учитель в музее». Он детально разработал модель музейно-педагогического процесса. На его разработки мы опирались при создании нашего мини-музея.
В последние годы появилось много дошкольных организаций, которые создают мини-музеи самого разного содержания. Для нашего детского сада создание мини-музеев тоже стало актуальной темой, потому что мы живём на Крайнем Севере, в районе, удаленном от городов и культурных центров, в связи с чем не представляется возможным посещение с воспитанниками различных музеев или выставок.
Опрос детей показал, 25% - имеют представления о музее, как месте сбора разных интересных вещей и предметов; 35% - считают, что музей нужен, чтобы в него приходить и смотреть, 30% -узнать что-то новое, интересное об экспонатах, об истории, о людях, 10%- детей которые ни разу не были в музее.
В условиях детского сада невозможно создать большие экспозиции, поэтому мы решили создать музеи в уменьшенном формате, то есть мини-музеи. Слово «мини» в нашем случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики.
Новизна проекта
Что же дает работа над созданием мини-музеев в условиях ДОУ? Мини-музей – это интерактивная форма работы с детьми. Здесь дети могут стать участниками событий прошлого, погрузиться в атмосферу быта прабабушек и прадедушек (примерить народную одежду и лапти, разглядеть самовар и попить с него чаю, накинуть на плечи шаль и т.п.); рассматривая экспонаты, дети учатся составлять сказки и истории, почерпнув знания в культуре прошлых времен. У ребенка появляется шанс стать интеллигентным человеком, с детства приобщенным к музею. Дети, полюбив и освоив музейное пространство, станут в будущем наиболее благодарными и восприимчивыми посетителями музейных выставок и культурных событий. У них появится познавательный интерес к «настоящему» музею.
Работу по созданию мини-музея мы разделили на три этапа:
1. Подготовительный этап.
На этом этапе дети, педагоги и воспитатели вместе с родителями выбирали тему, содержание и названия мини-музеев, определяли их цели и задачи, разрабатывали модели и места размещения экспозиций.
2. Практический этап.
Педагоги и воспитанники, следуя ранее продуманному плану, создавали мини-музеи в группах и кабинетах узких специалистов (педагогов). Важную роль в этом процессе играли родители, которые приносили экспонаты, выполняли с детьми разные поделки, собирали коллекции, помогали в оформлении.
Тематика мини-музеев была различной:
«Его Величество Самовар» - главный герой этого музея – его величество - Самовар. Издавна самовар был одним из символов домашнего уюта и достатка. Он стал незаменимым предметом домашнего быта любой семьи. Без самовара не обходилось ни одно домашнее торжество. Он всегда занимал почетное место в доме, был своеобразным оберегом. Дошколята узнали, где и когда появился первый самовар, какими были и какими стали современные самовары. Ребята приходили и делились своими рассказами о том, что еще интересного они узнали дома о самоварах из энциклопедий, книг, которые рассматривали вместе с родителями. После праздника, на котором чествовали Самовара-Самоварыча, отведали горячего чайку с баранками от его величества. В итоге работы над проектом воспитанники подготовительной группы сами организовали и провели экскурсию для младших ребят и рассказали, и показали, что узнали сами о самоваре.
«Вязаная игрушка». Воспитанники узнали о вязаной игрушке, об истории ее возникновения, познакомились с материалами, из которых они изготавливаются. Ведь игрушка – важная составляющая жизни каждого человека, развития общества, истории культуры. В нашем музее можно увидеть разнообразие экспонатов, сочинить рассказ или сказку, рассказать о том, как преображалась игрушка во времени, а еще можно взять мягкую игрушку и просто с ней поиграть, спеть ей колыбельную.
«Народные промыслы». Благодаря образцам декоративно-прикладного искусства, которые мы постарались собрать в нашем детском саду, у дошколят появилась возможность поближе познакомиться с народной игрушкой, с различными видами росписи и народных промыслов, ведь не всегда есть возможность соприкоснуться с предметами народного творчества, подержать в руках изделия с городецкой росписью, дымковскую игрушку, предметы гжельской росписи, и при этом еще и узнать историю каждого изделия. Дети сами пополнили музей дымковскими барышнями, которые слепили и расписали вместе с родителями.
«Бумажные куклы». Воспитанники познакомились с бумажной куклой, с историей ее возникновения, а родители рассказывали о куклах из своего детства. В музее были собраны куклы с одеждами из разных эпох: со времен дворянства, разных периодов XX века и современности. На основе представленных экспонатов воспитанники свободно и с интересом играют в разные игры с бумажными куклами: «Художники-модельеры», «Стилисты», «Салон модной одежды». Одевая кукол в наряды, созданные своими руками, как девочки, так и мальчики, чувствуют себя настоящими модельерами и дизайнерами, творцами модной одежды, ощущают новые положительные эмоции.
«Детские художники-иллюстраторы». Все дети любят сказки: слушать, как их рассказывают, а те, кто умеет – читать. Но сказки интересно не только читать, но и рассматривать красочные картинки-иллюстрации, которые рассказывают о героях книги ничуть не меньше, чем текст самой сказки. В созданном мини-музее дети узнали о том, кто такие художники-иллюстраторы, для чего вообще иллюстрируют книги, как с помощью рисунка художник-иллюстратор может передать характер героев сказки.
Дети тоже решили попробовать себя в роли художников-иллюстраторов и самостоятельно передать в рисунках свои придуманные сказки, собранные затем в книжки-малышки.
В рамках Всероссийской акции «Ночь искусств» в детском саду вместе с сотрудником сельской библиотеки организовали передвижную выставку «Художники-иллюстраторы детских книг».
Работая над созданием мини-музеев, мы пришли к мысли о реализации проектов с использованием собранных экспонатов. Так были реализованы проекты «Его величество Самовар» и «Пушистый мир в творчестве Чарушина», направленные в дальнейшем на конкурс «Почемучки». Результатом участия в этом конкурсе стали дипломы победителей, занявших 2 и 3 места. Также приняли участие в третьем конкурсе социальных инициатив в рамках программы социальных инвестиций «Родные города» с проектом «Народные промыслы России».
3. Заключительный этап.
На последнем этапа воспитатели вместе с детьми разработали содержание экскурсий по своим мини-музеям, где сами дошкольники выступали в роли экскурсоводов.
В итоге проведённой работе по проекту можно отметить следующие результаты:
На этом наш проект не заканчивается. В ходе реализации проекта, выявились еще некоторые направления, по которым мы хотели бы создать мини-музеи: «Музей Пуговки», «Наша Вселенная», «Узоры Севера» (национальное декоративно-прикладное творчество народов Севера), «Военной техники» (посвященная 75 лет со дня Победы в Великой Отечественной войне).
Так же намечена большая совместная работа с музей школы-интерната им. Л.В. Лапцуя.