"Мини-музей" как одна из интерактивных форм работы ДОУ: проект

Четверикова Елена Николаевна

Воспитатель (преподаватель изодеятельности), МБДОУ Новопортовский детский сад "Теремок", с. Новый Порт, ЯНАО

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Четверикова Е.Н. "Мини-музей" как одна из интерактивных форм работы ДОУ: проект // Совушка. 2021. N4 (26). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/26/ (дата обращения: 22.02.2025).

Заказ № 1118815


 

Проект: познавательно-творческий, долгосрочный.

Срок реализации: бессрочный

  • воспитанники дошкольных групп;
  • педагоги;
  • родители воспитанников;
  • организации-партнеры (сельская библиотека, музей школы-интерната им. Л.В. Лапцуя).

Цель: Создание системы работы по развитию у детей познавательного интереса к истории, культуре, традициям родного края через организацию мини-музеев. 

Задачи: 

С детьми: 

  1. создать условия для развития познавательной активности детей через совместную познавательно-исследовательскую деятельность;
  2. формировать у дошкольников представлений о музее. 

С педагогами: 

  1. создать условия для повышения профессионализма педагогов в проектной деятельности по созданию и организации мини-музея; 
  2. разработать пакет методических материалов, систему планирования познавательной деятельности детей в пространстве мини-музея.

С родителями: 

  1. заинтересовать родителей в создании мини-музея;
  2. создать условия для активного участия родителей в совместной с детьми познавательной и продуктивной деятельности.

Предполагаемые результаты:

  1. Созданы мини-музеи по различной тематике;
  2. Разработан пакет методических материалов для познавательной деятельности в пространстве мини-музея;
  3. У воспитанников формируется потребность в получении новых знаний об экспонатах и их истории через познавательно-исследовательскую и экспериментальную деятельность;
  4. Раскрылись творческие способности детей и их родителей в процессе создания мини-музеев.

 

Содержание проекта

Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающей условия погружения личности в специально организованную предметно-пространственную среду. 

Самым крупным исследователем российской музейной педагогики на сегодняшний день является профессор Б.А. Столяров, посвятивший этой отрасли целый ряд научных работ, опубликованных в ведущих мировых изданиях. В одной из наиболее масштабных его работ «Музейная педагогика: история, теория, практика» имеются специальные разделы, посвященные образовательной деятельности музеев, это «От практики и анализа – к моделированию системы взаимодействия музея и школы» и «Учитель в музее». Он детально разработал модель музейно-педагогического процесса. На его разработки мы опирались при создании нашего мини-музея.

В последние годы появилось много дошкольных организаций, которые создают мини-музеи самого разного содержания. Для нашего детского сада создание мини-музеев тоже стало актуальной темой, потому что мы живём на Крайнем Севере, в районе, удаленном от городов и культурных центров, в связи с чем не представляется возможным посещение с воспитанниками различных музеев или выставок. 

Опрос детей показал, 25% - имеют представления о музее, как месте сбора разных интересных вещей и предметов; 35% - считают, что музей нужен, чтобы в него приходить и смотреть, 30% -узнать что-то новое, интересное об экспонатах, об истории, о людях, 10%- детей которые ни разу не были в музее.

В условиях детского сада невозможно создать большие экспозиции, поэтому мы решили создать музеи в уменьшенном формате, то есть мини-музеи. Слово «мини» в нашем случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики. 

Новизна проекта

Что же дает работа над созданием мини-музеев в условиях ДОУ? Мини-музей – это интерактивная форма работы с детьми. Здесь дети могут стать участниками событий прошлого, погрузиться в атмосферу быта прабабушек и прадедушек (примерить народную одежду и лапти, разглядеть самовар и попить с него чаю, накинуть на плечи шаль и т.п.); рассматривая экспонаты, дети учатся составлять сказки и истории, почерпнув знания в культуре прошлых времен. У ребенка появляется шанс стать интеллигентным человеком, с детства приобщенным к музею. Дети, полюбив и освоив музейное пространство, станут в будущем наиболее благодарными и восприимчивыми посетителями музейных выставок и культурных событий. У них появится познавательный интерес к «настоящему» музею. 

Работу по созданию мини-музея мы разделили на три этапа:

1. Подготовительный этап.

На этом этапе дети, педагоги и воспитатели вместе с родителями выбирали тему, содержание и названия мини-музеев, определяли их цели и задачи, разрабатывали модели и места размещения экспозиций. 

2. Практический этап.

Педагоги и воспитанники, следуя ранее продуманному плану, создавали мини-музеи в группах и кабинетах узких специалистов (педагогов). Важную роль в этом процессе играли родители, которые приносили экспонаты, выполняли с детьми разные поделки, собирали коллекции, помогали в оформлении. 

Тематика мини-музеев была различной:

«Его Величество Самовар» - главный герой этого музея – его величество - Самовар. Издавна самовар был одним из символов домашнего уюта и достатка. Он стал незаменимым предметом домашнего быта любой семьи. Без самовара не обходилось ни одно домашнее торжество. Он всегда занимал почетное место в доме, был своеобразным оберегом. Дошколята узнали, где и когда появился первый самовар, какими были и какими стали современные самовары. Ребята приходили и делились своими рассказами о том, что еще интересного они узнали дома о самоварах из энциклопедий, книг, которые рассматривали вместе с родителями. После праздника, на котором чествовали Самовара-Самоварыча, отведали горячего чайку с баранками от его величества. В итоге работы над проектом воспитанники подготовительной группы сами организовали и провели экскурсию для младших ребят и рассказали, и показали, что узнали сами о самоваре. 

«Вязаная игрушка». Воспитанники узнали о вязаной игрушке, об истории ее возникновения, познакомились с материалами, из которых они изготавливаются. Ведь игрушка – важная составляющая жизни каждого человека, развития общества, истории культуры. В нашем музее можно увидеть разнообразие экспонатов, сочинить рассказ или сказку, рассказать о том, как преображалась игрушка во времени, а еще можно взять мягкую игрушку и просто с ней поиграть, спеть ей колыбельную.

«Народные промыслы». Благодаря образцам декоративно-прикладного искусства, которые мы постарались собрать в нашем детском саду, у дошколят появилась возможность поближе познакомиться с народной игрушкой, с различными видами росписи и народных промыслов, ведь не всегда есть возможность соприкоснуться с предметами народного творчества, подержать в руках изделия с городецкой росписью, дымковскую игрушку, предметы гжельской росписи, и при этом еще и узнать историю каждого изделия. Дети сами пополнили музей дымковскими барышнями, которые слепили и расписали вместе с родителями. 

«Бумажные куклы». Воспитанники познакомились с бумажной куклой, с историей ее возникновения, а родители рассказывали о куклах из своего детства. В музее были собраны куклы с одеждами из разных эпох: со времен дворянства, разных периодов XX века и современности. На основе представленных экспонатов воспитанники свободно и с интересом играют в разные игры с бумажными куклами: «Художники-модельеры», «Стилисты», «Салон модной одежды». Одевая кукол в наряды, созданные своими руками, как девочки, так и мальчики, чувствуют себя настоящими модельерами и дизайнерами, творцами модной одежды, ощущают новые положительные эмоции. 

«Детские художники-иллюстраторы». Все дети любят сказки: слушать, как их рассказывают, а те, кто умеет – читать. Но сказки интересно не только читать, но и рассматривать красочные картинки-иллюстрации, которые рассказывают о героях книги ничуть не меньше, чем текст самой сказки.  В созданном мини-музее дети узнали о том, кто такие художники-иллюстраторы, для чего вообще иллюстрируют книги, как с помощью рисунка художник-иллюстратор может передать характер героев сказки. 

Дети тоже решили попробовать себя в роли художников-иллюстраторов и самостоятельно передать в рисунках свои придуманные сказки, собранные затем в книжки-малышки.

В рамках Всероссийской акции «Ночь искусств» в детском саду вместе с сотрудником сельской библиотеки организовали передвижную выставку «Художники-иллюстраторы детских книг». 

Работая над созданием мини-музеев, мы пришли к мысли о реализации проектов с использованием собранных экспонатов. Так были реализованы проекты «Его величество Самовар» и «Пушистый мир в творчестве Чарушина», направленные в дальнейшем на конкурс «Почемучки». Результатом участия в этом конкурсе стали дипломы победителей, занявших 2 и 3 места. Также приняли участие в третьем конкурсе социальных инициатив в рамках программы социальных инвестиций «Родные города» с проектом «Народные промыслы России». 

3. Заключительный этап.

На последнем этапа воспитатели вместе с детьми разработали содержание экскурсий по своим мини-музеям, где сами дошкольники выступали в роли экскурсоводов. 

 

В итоге проведённой работе по проекту можно отметить следующие результаты: 

  1. Созданы мини-музеи «Его Величество Самовар», «Вязаная игрушка», «Народные промыслы», «Бумажные куклы», «Детские художники-иллюстраторы».
  2. Разработан пакет методических материалов для познавательной деятельности в пространстве мини-музея (консультации для родителей и педагогов, буклеты по созданию музея, конспекты практических мероприятий).
  3. У воспитанников формируется потребность в получении новых знаний об экспонатах и их истории через познавательно-исследовательскую и экспериментальную деятельность.
  4. Раскрылись творческие способности детей и их родителей в процессе создания мини-музеев.

На этом наш проект не заканчивается. В ходе реализации проекта, выявились еще некоторые направления, по которым мы хотели бы создать мини-музеи: «Музей Пуговки», «Наша Вселенная», «Узоры Севера» (национальное декоративно-прикладное творчество народов Севера), «Военной техники» (посвященная 75 лет со дня Победы в Великой Отечественной войне).

Так же намечена большая совместная работа с музей школы-интерната им. Л.В. Лапцуя.