Четверикова Елена Николаевна
Воспитатель (преподаватель изодеятельности), МБДОУ Новопортовский детский сад "Теремок", с. Новый Порт, ЯНАО
Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):
Четверикова Е.Н. Что такое дружба? // Совушка. 2021. N4 (26). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/26/ (дата обращения: 22.02.2025).
Заказ № 1118814
Программные задачи:
Словарная работа: активизация словаря словами: дружба, друг, приветствие.
Материал: Мультимедиа проектор, музыкальный центр, фланелеграф или магнитная доска, цветы красного и желтого цвета по количеству детей.
Музыкальное сопровождение:
Клип: «Дружба», спокойная музыка для этюда «Опиши друга».
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» раздел «Развитие коммуникативных способностей»
Ход занятия
(воспитанники встают полукругом возле экрана и смотрят клип «Дружба»)
Педагог: Ребята, скажите, о чём этот клип? (о дружбе)
Педагог: Значит, и говорить мы сегодня будем с вами о чем? (о дружбе)
Педагог: Скажите, как вы думаете, что означает слово «дружба»? (дружба – это когда друг другу помогают, сообща играют, доверяют друг другу самые сокровенные секреты, переживают друг за друга, это когда друг приходит другу на помощь).
Педагог: Наша сегодняшняя беседа Дмитрию Сергеевичу Лихачеву – выдающемуся советскому ученому в области литературоведения, истории русской и мировой культуры.
Свою замечательную книгу «Письма о добром и прекрасном», созданную на основе писем, писатель адресовал взрослым и детям. В своих письмах он размышлял, что такое истинная дружба, как бы задавая вопросы: «Кто они – подлинные друзья? Когда они появляются в жизни человека?».
Педагог: И я сейчас смотрю на ваши лица и думаю – с кем бы мне здесь подружиться? Я – Елена Николаевна, будь моим другом?
(передаю игрушку «сердечко» и называю ласково рядом стоящего ребенка)
Педагог: Используя вежливые слова, вам нужно назвать своего соседа ласковым именем и с улыбкой предложить ему дружить.
Этюд «Опиши друга»
Педагог: Молодцы! Внимательно посмотрите на своего друга, на его причёску, одежду, лицо, (детям даётся 2-3 минуты для рассматривания под спокойную тихую музыку), а сейчас постарайтесь описать своего друга, так как вы его запомнили (2-3 ребёнка описывают своих друзей). Молодцы, вы очень внимательны к своему другу. В эту игру вы еще можете поиграть вечером. Сейчас я расскажу вам сказку (на экране).
Педагог: Жила-была на земле девочка по имени Люба. Скучно ей было жить на свете без подружки. Вот и обратилась она к старому, седому, прожившему сто лет волшебнику:
Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить с ней всю жизнь.
Подумал волшебник и сказал:
Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют, и роса еще не просохнет…
Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла Люба в условленное место…
Пришла и видит: стоят пять красивых девочек, одна другой краше.
Вот выбирай, – сказал волшебник.
Одну зовут Радость, другую – Доброта, третью – Красота, четвертую – Печаль, а пятую – Дружба.
Они все прекрасны, – сказала Люба, – Не знаю, кого и выбрать …
Твоя, правда, – ответил волшебник, – но выбери только одну из них. Она будет тебе подружкой на всю твою жизнь.
Подошла Люба к девочкам поближе и посмотрела в глаза каждой, и задумалась, какую бы выбрать.
Педагог: Ребята, а кого выбрали бы вы?
Педагог: Почему?
Педагог: Но Люба подошла к девочке по имени Дружба и протянула ей руку. Как вы думаете, почему Люба выбрала Дружбу?
Педагог: Вы знаете о том, что дружба встречается не только среди людей, но и в сказках. Посмотрите на экран.
(на слайде изображены сюжеты сказок).
«Волк и семеро козлят»
Педагог: Вспомните, как называется это сказка?
Педагог: Кто в этой сказке оказался самым верным другом маленьких козлят?
Педагог: Как вы думаете, как можно было помочь козлятам?
Педагог: Следующая сказка… («Заюшкина избушка»).
Педагог: Кто в этой сказке оказался настоящим другом зайчика?
Педагог: Почему вы считаете, что Петушка можно назвать настоящим другом? Как бы вы помогли Зайчику?
Педагог: Как называется следующая сказка? («Три поросенка»)
Педагог: Как вы думаете, кто из поросят оказался настоящим другом?
Педагог: Как бы вы помогли поросятам?
Педагог: Молодцы, вы сумели бы помочь сказочным героям, значит вы настоящие друзья!
Педагог: Русский народ придумал много пословиц о дружбе. К каждой сказке, которые мы с вами вспомнили, можно подобрать русскую пословицу. Проверим? Я буду начинать пословицу, а вы заканчивайте.
Игра «Закончи пословицу»
1. Сам погибай, а товарища… (выручай).
Педагог: Козе, наверно, было страшно встречаться с голодным волком, но кто кроме неё мог бы помочь маленьким козлятам?
2. Друзья познаются в… (беде).
Педагог: Как вы считаете, права ли эта пословица? Случилась беда у Зайчика, обратился он за помощью, но собаки и Медведь не захотели ему помочь выгнать Лису, только Петушок не испугался, потому что он действительно хотел помочь своему маленькому другу.
3. Один за всех и все за … (одного).
Педагог: Можно ли эту пословицу отнести к сказке «Три поросёнка»? Конечно можно. Один маленький поросёнок не испугался Злого Волка, а защитил своих старших братьев.
Педагог: Я приготовила для вас вот такой венок дружбы, но в нем нет ни одного цветка. Давайте украсим его (на магнитной доске изображён контур круга, по которому дети и будут выкладывать цветы).
Посмотрите, какой красивый венок у нас получился. Закончить нашу встречу я предлагаю замечательным клипом «Настоящий друг»
(Дети положив руки друг другу на плечи подпевают песню)
Педагог: Я желаю каждому из вас иметь верного настоящего друга, уметь дорожить дружбой. Вы, ребята, должны знать, что не стоит спорить по пустякам, зазнаваться. Необходимо проявлять чуткость и внимание не только в больших делах, но и в мелочах, в повседневных отношениях. Уверена, что когда вы подрастете, сможете сами прочитать книгу «Письма о добром и прекрасном» Д.С. Лихачева.