Что такое дружба?

Четверикова Елена Николаевна

Воспитатель (преподаватель изодеятельности), МБДОУ Новопортовский детский сад "Теремок", с. Новый Порт, ЯНАО

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Четверикова Е.Н. Что такое дружба? // Совушка. 2021. N4 (26). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/26/ (дата обращения: 22.02.2025).

Заказ № 1118814


 

Программные задачи: 

  1. Продолжать формировать у воспитанников представление о значении понятий «друг», «дружба».
  2. Приучать воспитанников к самостоятельности своих высказываний, упражнять в умении строить сложноподчинённые предложения, используя языковые средства для соединения их частей.
  3. Развивать у воспитанников коммуникативные навыки, способность свободно общаться с детьми и взрослыми.

Словарная работа: активизация словаря словами: дружба, друг, приветствие.

Материал: Мультимедиа проектор, музыкальный центр, фланелеграф или магнитная доска, цветы красного и желтого цвета по количеству детей.

Музыкальное сопровождение: 

Клип: «Дружба», спокойная музыка для этюда «Опиши друга».

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» раздел «Развитие коммуникативных способностей»

 

Ход занятия

(воспитанники встают полукругом возле экрана и смотрят клип «Дружба»)

Педагог: Ребята, скажите, о чём этот клип? (о дружбе)

Педагог: Значит, и говорить мы сегодня будем с вами о чем? (о дружбе)

Педагог: Скажите, как вы думаете, что означает слово «дружба»? (дружба это когда друг другу помогают, сообща играют, доверяют друг другу самые сокровенные секреты, переживают друг за друга, это когда друг приходит другу на помощь).

Педагог: Наша сегодняшняя беседа Дмитрию Сергеевичу Лихачеву – выдающемуся советскому ученому в области литературоведения, истории русской и мировой культуры. 

Свою замечательную книгу «Письма о добром и прекрасном», созданную на основе писем, писатель адресовал взрослым и детям. В своих письмах он размышлял, что такое истинная дружба, как бы задавая вопросы: «Кто они – подлинные друзья? Когда они появляются в жизни человека?».

Педагог: И я сейчас смотрю на ваши лица и думаю – с кем бы мне здесь подружиться? Я – Елена Николаевна, будь моим другом? 

(передаю игрушку «сердечко» и называю ласково рядом стоящего ребенка)

Педагог: Используя вежливые слова, вам нужно назвать своего соседа ласковым именем и с улыбкой предложить ему дружить.

Этюд «Опиши друга»

Педагог: Молодцы! Внимательно посмотрите на своего друга, на его причёску, одежду, лицо, (детям даётся 2-3 минуты для рассматривания под спокойную тихую музыку), а сейчас постарайтесь описать своего друга, так как вы его запомнили (2-3 ребёнка описывают своих друзей). Молодцы, вы очень внимательны к своему другу. В эту игру вы еще можете поиграть вечером. Сейчас я расскажу вам сказку (на экране).

Педагог: Жила-была на земле девочка по имени Люба. Скучно ей было жить на свете без подружки. Вот и обратилась она к старому, седому, прожившему сто лет волшебнику:

Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить с ней всю жизнь.

Подумал волшебник и сказал:

Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют, и роса еще не просохнет…

Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла Люба в условленное место…

Пришла и видит: стоят пять красивых девочек, одна другой краше.

Вот выбирай, – сказал волшебник.

Одну зовут Радость, другую – Доброта, третью – Красота, четвертую – Печаль, а пятую – Дружба.

Они все прекрасны, – сказала Люба, – Не знаю, кого и выбрать …

Твоя, правда, – ответил волшебник, – но выбери только одну из них. Она будет тебе подружкой на всю твою жизнь.

Подошла Люба к девочкам поближе и посмотрела в глаза каждой, и задумалась, какую бы выбрать.

Педагог: Ребята, а кого выбрали бы вы? 

Педагог: Почему? 

Педагог: Но Люба подошла к девочке по имени Дружба и протянула ей руку. Как вы думаете, почему Люба выбрала Дружбу?

Педагог: Вы знаете о том, что дружба встречается не только среди людей, но и в сказках. Посмотрите на экран.

(на слайде изображены сюжеты сказок). 

«Волк и семеро козлят»

Педагог: Вспомните, как называется это сказка?

Педагог: Кто в этой сказке оказался самым верным другом маленьких козлят? 

Педагог: Как вы думаете, как можно было помочь козлятам?

Педагог: Следующая сказка… («Заюшкина избушка»)

Педагог: Кто в этой сказке оказался настоящим другом зайчика? 

Педагог: Почему вы считаете, что Петушка можно назвать настоящим другом? Как бы вы помогли Зайчику?

Педагог: Как называется следующая сказка? («Три поросенка»)

Педагог: Как вы думаете, кто из поросят оказался настоящим другом? 

Педагог: Как бы вы помогли поросятам?

Педагог: Молодцы, вы сумели бы помочь сказочным героям, значит вы настоящие друзья!

Педагог: Русский народ придумал много пословиц о дружбе. К каждой сказке, которые мы с вами вспомнили, можно подобрать русскую пословицу. Проверим? Я буду начинать пословицу, а вы заканчивайте.

Игра «Закончи пословицу»

1. Сам погибай, а товарища… (выручай).

Педагог: Козе, наверно, было страшно встречаться с голодным волком, но кто кроме неё мог бы помочь маленьким козлятам?

2. Друзья познаются в… (беде)

Педагог: Как вы считаете, права ли эта пословица? Случилась беда у Зайчика, обратился он за помощью, но собаки и Медведь не захотели ему помочь выгнать Лису, только Петушок не испугался, потому что он действительно хотел помочь своему маленькому другу.

3. Один за всех и все за … (одного)

Педагог: Можно ли эту пословицу отнести к сказке «Три поросёнка»? Конечно можно. Один маленький поросёнок не испугался Злого Волка, а защитил своих старших братьев. 

Педагог: Я приготовила для вас вот такой венок дружбы, но в нем нет ни одного цветка. Давайте украсим его (на магнитной доске изображён контур круга, по которому дети и будут выкладывать цветы).  

  • тот, кто из вас сегодня понял, что означает слово «дружба» и кого можно назвать настоящим другом, «вплетёт» (прикрепит на магнитную доску) красный цветок; 
  • кто немного затруднялся и не понял, что такое «дружба», тот «вплетёт» в венок жёлтый цветок. 

Посмотрите, какой красивый венок у нас получился. Закончить нашу встречу я предлагаю замечательным клипом «Настоящий друг» 

(Дети положив руки друг другу на плечи подпевают песню)

Педагог: Я желаю каждому из вас иметь верного настоящего друга, уметь дорожить дружбой. Вы, ребята, должны знать, что не стоит спорить по пустякам, зазнаваться. Необходимо проявлять чуткость и внимание не только в больших делах, но и в мелочах, в повседневных отношениях. Уверена, что когда вы подрастете, сможете сами прочитать книгу «Письма о добром и прекрасном» Д.С. Лихачева.