Федореева Олеся Петровна
Воспитатель, МБДОУ детский сад № 122, г. Иркутск
Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):
Федореева О.П. Занимательные логические игры как средство предматематической подготовки детей старшего дошкольного возраста // Совушка. 2021. N4 (26). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/26/ (дата обращения: 22.02.2025).
Заказ № 1112930
Проблема обучения математике в современной жизни приобретает всё большее значение. У специалистов большинства современных профессий должно быть достаточно развито умение чётко и последовательно анализировать изучаемые процессы. Третье тысячелетие, согласно прогнозам ученых, ознаменовано информационной революцией, когда знающие и образованные люди станут цениться как истинное национальное богатство. В этих условиях меняется характер человеческого труда. Налицо растущее значение компьютерной грамотности, одной из теоретических основ которой является логика.
Вместе с тем на практике, усвоение математических знаний, где требуется выработка правильных умозаключений, на различных этапах школьного обучения вызывает существенные затруднения у многих учащихся. Дети затрудняются в решении задач, выполнение упражнений требуют больших затрат времени и сил. Одна из причин, порождающих затруднения и перегрузку учащихся в процессе усвоения знаний, состоит в недостаточной подготовке мышления дошкольников к усвоению этих знаний.
Основной смысл педагогического поиска в современных условиях заключается в выявлении оптимальных условий для формирования логического мышления, т.е. подготовки мышления старших дошкольников к применяемым в математике способам рассуждений. Необходимым условием является развитие обучающих функций игровой деятельности. Обучение через логико-математические игры способствует постепенному переносу интереса и увлечённости с игровой на учебную деятельность.
Целью данной статьи является представление математических игр, способствующих развитию у детей логического мышления.
Анализ педагогических исследований по проблеме развития логического мышления позволяет говорить о логических приёмах умственных действий как о логических приёмах мышления. Это сериация, анализ, синтез, сравнение, конструирование, обобщение и др. [1].
Сериация – построение упорядоченных, возрастающих или убывающих, рядов. Классический приём сериации – матрёшки, пирамидки и др. Сериации детям дошкольного возраста представляются по размеру – длине, высоте, ширине, если предметы одного типа (куклы, ленты и т.п.). Если же предметы разного типа, то по «величине», которая характеризует их отличия (с указанием, что считать их «величиной»), например игрушки, отличающиеся по росту.
Сравнение – это мыслительное установление сходства или различения предметов по существенным или несущественным признакам.
Методика рекомендует сначала учить сравнивать два объекта, затем группу. Поэтому можно предложить такую последовательность:
1) задания на разделение группы объектов по какому-либо признаку (большие и маленькие, красные и синие), требующие сравнения;
2) игры (вида «Найди такой же), направленные на формирование умения сравнивать.
Анализ – выделение свойств объекта, или самого объекта из группы объектов по определённому признаку. Например, задаётся признак: все предметы кислые. Сначала у каждого объекта множества проверяется наличие или отсутствие этого признака, затем объекты выделяются и объединяются в сумму по признаку «кислые».
Синтез – соединение различных элементов (признаков, свойств) в единое целое. В психологии анализ и синтез рассматриваются как процессы, взаимодополняющие друг друга.
Классификация – это разделение множества на группы по какому-либо признаку, который называют «основание классификации». Классификацию проводят либо по заданному основанию, либо по поиску самого основания (этот вариант чаще используют со старшими детьми, так как он требует определённого уровня сформированности операций – анализа, сравнения, обобщения).
Классификацию можно проводить: по названию, по размеру, по цвету, по форме, по другим признакам нематематического характера.
Обобщение – оформление в словесной (вербальной) форме результатов процесса сравнения – формируется в дошкольном возрасте как умение выделять и фиксировать общий признак двух или более объектов. Дошкольники хорошо понимают этот процесс в том случае, если результат деятельности, например классификации, произведён ими самостоятельно: эти предметы все большие, эти все маленькие, эти все красные и т.п. формируя обобщение, педагог помогает детям строить предложение, подбирать нужные термины, словесные обороты.
Педагогическая ценность дидактического занимательного игрового материала заключается и в расширении возможности создания и решения проблемных ситуаций, открытии эффективных путей активизации умственной деятельности, способствовании организации общения детей между собой и со взрослыми.
Занимательный игровой материал относится к нестандартному, нетиповому математическому материалу. Решение каждой из таких задач осуществляется в процессе активного поиска, длительность которого зависит от накопленного опыта.
Столяр А.А. характеризовал занимательный математический материал как чрезвычайно разнообразный по содержанию, развивающему и воспитательному значению. Занимательный математический материал по своей структуре близок к детской игре: дидактической, сюжетно-ролевой, строительно-конструктивной, драматизации. Как и дидактическая игра, он, прежде всего, направлен на развитие умственных способностей, качеств ума, способов познавательной деятельности. Познаваемое его содержание, органически сочетаясь с занимательной формой, становится действенным средством умственного воспитания, непреднамеренного обучения, наилучшим образом соответствуя возрастным особенностям ребёнка-дошкольника. Многие задачи-шутки, головоломки, занимательные упражнения и вопросы, потеряв авторство, передаются из поколения в поколение, как и народные дидактические игры.
Проведённое теоретическое исследование не выявило единой общепринятой классификации игрового занимательного материала. Чаще всего какая-то задача или группа однородных задач получает название, в котором отражается либо содержание, либо игровая цель, либо способ действия, либо используемые предметы. Иногда название содержит описание задачи или игры в свёрнутой форме.
В педагогической системе предматематической подготовки детей посредством занимательных логических игр можно использовать самые простые их виды [2]:
Задачи данного типа можно объединить в три группы (по способу перестроения и степени сложности) [4]:
Такие задания требуют проявления у детей сообразительности и их нельзя решить на основе усвоенного ранее способа решения.
Педагогические требования к отбору математического материала как дидактическому средству:
Педагогически целесообразный математический материал способствует развитию логического мышления, наблюдательности, находчивости, быстроты реакции, интереса к математическим знаниям, формированию поисковых подходов к решению любой задачи. Вместе с тем занимательный математический материал обеспечил постоянную тренировку умения думать, воспринимать новые знания, принимать решения.
Литература: