Кравченко Валентина Васильевна
Костенникова Наталья Алексеевна
Учитель-логопед, МБДОУ "Детский сад комбинированного вида № 17", г. Алексеевка, Белгородская область
Учитель-логопед, МБДОУ "Детский сад комбинированного вида № 17", г. Алексеевка, Белгородская область
Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):
Кравченко В.В., Костенникова Н.А. Роль и значение любимой игрушки в раннем возрасте // Совушка. 2021. N3 (25). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/25/ (дата обращения: 22.02.2025).
Заказ № 1091488
Аннотация: Статья посвящена вопросам роли и значению любимой игрушки в раннем возрасте. Проанализированы понятия игрушка и игра. Большое значение уделяется рассмотрению игрушки с точки зрения мнений различных авторов. Выявлено и обосновано то, что в раннем возрасте, любимая игрушка для ребенка является не просто объектом, а живым существом, которое обладает физическими свойствами.
Ключевые слова: игрушка, игра, развитие, ранний возраст, личность, воспитание.
В нынешнее время из множества всех вещей для ре6енка раннего возраста большую роль и значение играет игрушка. ведь именно в игрушке у ребенка создается впечатление об окружающем мире, где огромное значение она предает влиянию на дальнейшую жизнь ребенка и его нрав.
Игрушка – является одним из средств воспитании ребенка, а также важным и актуальным средством умственного развития и познавательных способностей и воображения. Игрушка помогает ребенку раннего возраста адаптироваться во взрослом мире, формирует трудолюбие, наблюдательность, воспитывает художественную деятельность и пробуждает творческий интерес. Следует признать, что для успешного воспитания ребенка раннего возраста в детском саду необходимо применять различные игрушки, без которых ребенок в силу возраста не может обойтись [5].
С детской точки зрения, игрушка является неотъемлемой частью его жизни, а с другой точки зрения, она также может быть педагогической, эстетической, экономической, социальной и культурной.
По мнению ученого А.С. Макаренко, игрушка является материальной основой игры, где она необходима для развития именно игровой деятельности.
Также, проблему игрушки в жизни ребенка раннего возраста исследовал К.Д. Ушинский, и был первый в данном исследовании, где выявил: «игрушка – это довольно необычный метод воспитания чувств детей. При этом игрушка, которая уже давно с ребенком находится, она учит его доброте и сопереживанию, а вот новая игрушка (не давно приобретенная) не всегда вызывает такие чувства у детей раннего возраста, ведь все зависит от того в какой жизненной ситуации она была приобретена» [4, с. 27].
В России отсутствие правовой и общей среды в развитии игрового процесса ребенка раннего возраста, может привести к агрессии на рынок игровых продукций с Востока и Запада.
Следует отметить, что в ранние годы ребенка имеются сензитивные периоды формирования различных способностей детей, где необходимо правильно подобрать игры и игрушки для детей, где сама игра способно очень многое определить. Однако, бездумное применение игр и игрушек имеет возможность послужить причиной к тому, что вырастут не думающие подростки, которые предпочитают выискивать впечатления.
Отметим, что, при развитии ребенка раннего возраста родителям и педагогам дошкольных организаций следует соблюдать возрастные особенности детей, активизировать интеллектуальную деятельность и вызывать интерес у ребенка к различному материалу [1].
Достаточно подробно игры описаны в литературе таких исследователей, как Л.В. Виноградова, В.А. Крутецкий, И.А. Попов, которые изучали развитие различных способностей детей раннего возраста, больше всего они уделяли внимание младшему дошкольному возрасту [1; 3; 5].
Следует отметить, что научные работники О.М. Дьяченко и В.А. Левина писали об условиях формирования логических способностей личности детей раннего возраста, где выявлялась необходимость решения вопроса о развитии у ребенка математических представлений через игрушки [2; 7].
Дети раннего возраста с игрушкой могут не только играть, но также и поддаваться каким-либо воздействиям игры или игрушки, правилам и алгоритмам. В жизни ребенка игрушки имеют особенный, специальный и характерный метод усвоения впечатлений для детей данного возраста [2].
Игра – это осмысленная непродуктивная деятельность, в основе которой мотивация не возлагается в следствии ее, а лишь только в процессе.
Также, в статье Ю.С. Латохиной достаточно подробно говорится о том, что игрушки для детей раннего возраста являются основным средством формирования математических представлений (ФЭМП), с помощью них ребенок познает отношения объектов, свойства, числа, величины, арифметические действия, временные представления и прочие. Игрушка вводится в содержание непосредственной образовательной деятельности как составляющая развития детей [6].
Игровые упражнения и вместе с ними игрушки, активизируют взаимодействие, поскольку в процессе игр связи между детьми, ребенком и родителем, ребенком и педагогом начинают приобретать наиболее непринуждённый и эмоциональный вид.
Из сказанного выше следует, что для дет ей раннего возраста игрушка значима только лишь в том случае, если она способствует наилучшему пониманию сути изучаемого понятия, уточнению и развитию ребенка.
На втором году жизни ребенок знакомится с разнообразными игрушками, которые являются довольно распространенными в нынешнем воспитании детей [6]. В раннем возрасте у каждого ребенка есть своя любимая игрушка, к которой ребенок испытывает какие-либо сентиментальные чувства. В данном возрасте игрушка для ребенка является не просто объектом, а живым существом, которое обладает физическими свойствами. Любимая игрушка с ребенком может ходить в детский сад, поликлинику к врачу, может вместе с ребенком спать и кушать, а также выполнять какую-либо функцию в игре. У таких детей, которые всегда берут любимую игрушку с собой, выявляется сниженные симптомы стресса, хорошее сердцебиение и артериальное давление.
Следует отметить, что к трем годам у ребенка раннего возраста появляется привязанность к любимой игрушке, и данная игрушка не должна обсуждаться либо высмеиваться, ведь именно родителю необходимо следить за детской любимой игрушкой, чтобы она не потерялась и не пропала, т.к. ребенок данного возраста может получить довольно сильную психологическую травму. В 3-4 года, игрушка, как самый лучший друг, «С ней интересно, весело играть, с ней интереснее все приключения, и только любимой игрушке ребенок способен доверять свой личный секрет» [4, с. 132].
Также, любимая игрушка в раннем возрасте, может стать хорошим помощником в воспитании и корректировки поведения ребенка. Игрушка приносит детям уверенность и радость, удовлетворенность и реализацию собственных различных потребностей. На практике семейных отношений, можно оценить поведение ребенка, ведь для ребенка любимая игрушка и игра неотделимы. Ребенок использует игрушку в театрализованной деятельности (игрушки из пластмассы и резины), также место любимой игрушки может занят музыкальная либо моторная – это мяч, игрушка на колесах, и различный спорт. инвентарь.
Итак, из вышесказанного можно сказать о том, что любимая игрушка для ребенка раннего возраста является достаточно главным фактором в психическом развитии, ведь именно игрушка должна быть свободной от различных свойств, которые могли бы нанести вред его здоровью. Любимая игрушка в ребенке раннего возраста развивает много полезных качеств, благодаря которым проявляются уже с раннего детства зачатки эстетики.
Роль любимой игрушки для детей раннего возраста, может получить любой предмет, если он [4]:
Таким образом, можно сделать вывод о том, что рассмотренные нами игры и любимые игрушки для ребенка раннего возраста, помогают детям справиться с какими-либо волнениями и переживаниями, помогают уснуть в обеденный и ночной сон, а также при помощи игрушки у ребенка развивается эстетические, познавательные и другие положительные качества.
Литература: