Дидарова Ирина Олцановна
Учитель, ГБОУ СОШ г.Беслан, РСО-Алания
Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):
Дидарова И.О. Мистическое и лирическое в стихотворении А.С. Пушкина «Бесы» // Совушка. 2021. N3 (25). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/25/ (дата обращения: 22.02.2025).
Заказ № 1078400
Класс: 8.
Тема урока: Мистическое и лирическое в стих. А.С.Пушкина «Бесы».
Типология урока: урок общеметодической направленности.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Цели урока: ознакомление обучающихся с Болдинским периодом жизни А. С. Пушкина, чтение и анализ стихотворения; развитие умения размышлять и оформлять свои мысли в связную, последовательную речь.
Педагогические задачи: продолжать обучать анализу стихотворений.
Планируемые результаты:
Оборудование: книжная выставка (произведения А.С. Пушкина, энциклопедии), портрет, ТСО (проектор, ноутбук).
Структура урока
Этап урока |
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности обучающегося |
Формируемые |
I. Работа по теме урока. 1. Слово учителя |
Организационный момент. А.С. Пушкин прожил недолгую жизнь, но сколько путей и дорог им исхожено и изъезжено! Он любил путешествовать: пешком, верхом на лошади, в кибитке - и хорошо знал, что чувствует путешествующий человек. Вспомните, пожалуйста, стихи, посвященные дороге. Эти стихи простые, понятные, но есть особенное стихотворение о дороге, которому мы посвящаем сегодняшний урок – это стихотворение «БЕСЫ». Оно трудное, загадочное, его сразу не раскроешь. КОГДА? ПОД КАКИМ ВПЕЧАТЛЕНИЕМ? И ГЛАВНОЕ - ДЛЯ ЧЕГО? ПУШКИН написал это произведение? Попытаемся вместе ответить на вопросы. |
Приветствуют учителя стоя. Психологически и эмоционально настраиваются на урок.
Слушают |
Владеют этическими навыками.
Принимают и сохраняют учебную задачу. |
2. Словарь к уроку |
Мутный - непрозрачный, тусклый. Неведомый - таинственный, непонятный, незнакомый. Верста - старая русская мера длины (1,06 км.) Дух - сверхъестественное, бесплотное Бес - дух |
Слушают ученика |
Запоминают необходимую информацию. |
3. Чтение и анализ стихотворений. |
Чтение учителем стихотворения (слайды)
Вопросы: Понравилось стихотворение? О чем оно? Какова композиция? Попытаемся определить, на какие части можно поделить СЮЖЕТ? Что такое сюжет? На сколько частей разделили стихотворение и почему? Прочитайте, пожалуйста, 1 часть. О чем она? (путь по равнине) Каковы главные образы пейзажа в этой части? (тучи, поля, дорога, луна, снег) Напомните, что такое пейзаж? Какой известный вам прием использует Пушкин в этом эпизоде? (ЭПИТЕТЫ) Приведите примеры. Что такое эпитет? Какую картину помогают нарисовать эти образы? |
Читают стихотворение. Внимательно слушают.
Отвечают на вопросы |
Владеют навыками осознанного чтения. Владеют способами конструктивного взаимодействия со сверстниками |
|
А каковы особенности синтаксиса в этой части? (много сложных предложений) Как построены простые предложения? (в предложениях «Мчатся тучи, вьются тучи...» и «Еду, еду в чистом поле...» использованы повторы, а вначале их - глаголы) С какой целью поэт использует эти приемы? (Они нагнетают обстановку и служат для усиления ритма движения) Итак, о чем эта часть? (о страхе перед неизвестностью) А в какой строчке отражается эта мысль? («Страшно, страшно поневоле средь неведомых равнин») 4. Вслед за путником продолжим наш путь. Чтение 2 части сюжета. О чем мы узнаем из этой части? (путники потеряли дорогу, потому что им мешают) |
Высказывают и аргументируют свою точку зрения. |
|
|
Какой новый образ - символ появляется? (БЕС) Как он это делает? Что подразумевается под этим образом - символом? (Подразумеваются люди, которые создают трудности на жизненном пути) Лирический герой зачастую отражает личные чувства и переживания самого Пушкина. Скажите, о каких препятствиях и проблемах думал поэт, создавая это стихотворение? (- несколько ссылок; - предательство со стороны родного отца, который тайно наблюдал за сыном; - потеря друзей после восстания декабристов; - сплетни и злословие, окружавшие поэта) А когда было написано стихотворение? (сообщение ученика) Как себя в этот момент жизни чувствовал поэт? (Одиноким, заблудившимся) Вернемся к тексту. Какие эпитеты в стихотворении отражают это состояние? (одичалый конь, тьма пустая) Итак, о чем эта часть? (О препятствиях, которые встречаются в жизни каждого человека, т.е. о жизненных испытаниях поэта) |
|
|
|
Какую строчку можно назвать ключевой в этой части? (Сбились мы. Что делать нам?) Мы подошли к финалу стихотворения. Читаем 3 часть. О чем она? (путь продолжается) Помня о том, что под бесами подразумеваются жизненные трудности, какие тропы использует Пушкин, говоря о бесах? (Эпитеты «бесконечны» т.е. им нет числа; «безобразны». т.е. вызывают ужас; «разны». т.е. у них много образов) (поэт использует сравнение «бесов» и «листьев в ноябре») Почему? (Трудности наваливаются все и сразу, как листопад: свадьба, безденежье, холера, одиночество) С точки зрения синтаксиса, что представляет собой предпоследняя строфа? (вопросительные предложения) |
|
|
|
Сколько их? куда их гонят? К кому направлены эти вопросы? (К самому себе, Пушкин задумывается о том, как преодолеть жизненные испытания, и о том, как много еще их будет в его жизни) Останавливают ли путника трудности? (Нет, он преодолевает их и продолжает свой путь) Итак, о чем же это стихотворение? (О внутренних и внешних испытаниях, которые возникают в жизни каждого человека). А какова его основная мысль? (Не стоит поддаваться трудностям, нужно бороться с ними, несмотря ни на что) |
|
|
4. Работа с эпиграфом. |
Я просила вас найти пословицы и поговорки про дорогу (слайд) Давайте выберем ту, которую можно взять эпиграфом к нашему уроку? Почему? |
Выполняют задание |
Проводят самоанализ и осуществляют самооценку учебной деятельности |
II. Итог урока. Рефлексия учебной деятель |
Какой вывод можно сделать после знакомства со стихотворением «Бесы»? Оцените свою работу на уроке. Домашнее задание: стихотворение наизусть, |
Отвечают на вопрос.
Оценивают свою работу на уроке. Записывают домашнее задание, задают уточняющие вопросы |
Владеют навыками систематизации и обобщения, самоанализа. Принимают учебную задачу |