Познавательное и речевое развитие в подготовительной группе с использованием развивающих игр В.В. Воскобовича

Воробьева Юлия Эриковна

Воспитатель, МБОУ СШ № 18, г. Новосибирск

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Воробьева Ю.Э. Познавательное и речевое развитие в подготовительной группе с использованием развивающих игр В.В. Воскобовича // Совушка. 2021. N3 (25). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/25/ (дата обращения: 29.09.2024).

Заказ № 1074121


 

В этом учебном году мы продолжаем заниматься с играми В. Воскобовича. Мы выбрали два направления познавательное и речевое развитие дошкольников с использованием развивающих игр В.В. Воскобовича, все задания и игры полностью соответствуют требованиям ФГОС ДО, дети очень любят играть и заниматься при помощи игр В. Воскобовича. Образовательная область «Познавательное развитие» предполагает развитие воображения и творческой активности, формирование представлений об объектах окружающего мира, свойствах и отношениях данных объектов (форме, размере, цвете, числе, количестве и др.) В наше время ребенок должен овладеть методом умственной работы, умением думать правильно анализировать. Чтобы приучить ребенка мыслить, надо сделать этот процесс интересным и занимательным. Это достигается разными методами, среди которых особое место в нашей работе занимает игра. При организации образовательной деятельности по познавательному и речевому развитию в нашей работе используем развивающие игры В.Воскобовича. Ценность развивающих детских игр состоит в том, что они быстро позволяют достичь лучших результатов, не утомляя при этом ребенка. Игровая технология интеллектуального-творческого развития подготовительной группы детей «Сказочные лабиринты игры» представляет собой форму взаимодействия детей и взрослых через реализацию определенного сюжета с использованием развивающих игр В.В. Воскобовича. Развивающие игры имеют ряд особенностей:

  • широкий возрастной диапазон участников игр;
  • многофункциональность. С помощью игр можно решать множество образовательных задач;
  • игровых заданий и упражнений;
  • творческий потенциал каждой игры.

Одной из трёх больших групп, которые включает технология «Сказочные лабиринты игры, является группа игр с буквами, звуками, словами и слогами. К ним относятся: «Теремки Воскобовича», «Складушки», «Читайка на шариках – 1, 2», игры-эрудиты: «Яблонька», «Ромашка», «Снеговик», знаковые конструкторы «Шнур-малыш», «Шнур-затейник», «Геоконт», «Конструктор букв». В этих играх ребёнок решает логические задачи с буквами, составляет слоги, слова, занимается словотворчеством. Игры способствуют развитию речи и интеллекта, в процессе игр происходит знакомство с орфографией, расширяется словарный запас, совершенствуется звукопроизношение, ребёнок учится делать звуковой анализ, знакомится со словообразованием. Рассмотрим некоторые игры, которые мы активно начали использовать в своей работе. Коврограф «Ларчик» очень хорошо способствует развитию речи детей. Коврограф «Ларчик» — это игровое поле из ковролина размером 1250х1250 мм, имеет разметку на 100 клеток размером 100x100 мм, которая разделяет поле на четыре пространственные области: левую верхнюю, правую верхнюю правую нижнюю и левую нижнюю. Большая сила сцепления ковролина с контактной лентой позволяет прочно закреплять на коврографе наглядный материал:

«Забавные буквы», «Разноцветные веревочки», «Разноцветные липучки», «Эталоны цвета», «Буквы». Оригинальные элементы: зажимы, кармашки, кружки, веревочки обеспечивают разнообразие, наглядность и динамичность занятий. Это пособие предоставляет огромный простор для творческой деятельности как детей.  В процессе игры коврограф превращается в волшебную ковровую полянку, на которой происходят разные чудеса. На коврике «Ларчик» можно творить чудеса собственными руками. В первую очередь это «Верѐвочкины сказки», которые можно использовать уже готовые, а можно и придумать свои вместе с детьми. С помощью приложений, входящих в комплект «Ларчик», можно проводить целенаправленную работу по развитию психических процессов: памяти, внимания, мышления, воображения, а так же эффективно осуществлять сенсорное развитие дошкольников. Наряду с новыми для детей играми, мы также пользуемся и нашими старыми добрыми «друзьями», это «Кораблик», «Брызг-брызг» и игровизор, о которых мы говорили в прошлом году. С их помощью дети фантазируют, сочиняют интересные рассказы, придумывают новых героев и различные сказочные образы. Дети учатся проговаривать свои действия, пополняют словарный запас развитию детей, развивая одновременно мышление, фантазию, память. Также мы придумываем математические сказки с героями, при которых развивается познавательное и речевое развитие, вот одна из них.

Придумываем игры и задания для детей.

Тема: «Сложение и вычитание», возраст 6-7 лет. 

Задачи: продолжать учить составлять и решать арифметические задачи на сложение и вычитание

Материал: игровое поле «Коврограф Ларчик», игра кораблик «Плюх-Плюх», набор карточек «Разноцветные гномы», пособие «Набор цифр и знаков Ларчик»

Ход игры: однажды, гномы возвращались домой на кораблике «Плюх-Плюх» и встретили на своем пути знаки «+», «- «, и «=». Они решили помочь вернуться знакам домой, но знаки ответили, что чтобы им помочь нужно составить три задачи на сложение и три задачи на вычитание. Гномы долго думали, и решили, что помогут знакам.

Задание педагога: с помощью кораблика «Плюх-Плюх» составить и решить арифметические задачи.

Тема: «В мире материалов» (викторина), возраст 6-7 лет.

Задачи: закреплять знания детей о различных материалах; воспитывать правильное, бережное отношение к вещам. Формировать умение выслушивать товарищей.

Материал: кораблик «Плюх-Плюх», «Чудесный мешочек». Группа предметов по цветам кораблика, сказочный образ Пчелка Жужа.

Ход игры: Пчелка Жужа нашла под своим любимым цветочком мешочек, а в нем флажки и задание.  Найти предмет по цвету флажка и рассказать для чего он нужен человеку.

Задание педагога:

Каждый ребенок вытягивает флажок и «Чудесного мешочка» и из группы предметов подбирает по цвету флажка, описывает и рассказывает о предмете.

Присоединяйтесь к нам, играйте со своими детьми в игры В. Воскобовича, создайте сказочную атмосферу у себя дома, и результат не заставит себя ждать!