Примерова Татьяна Анатольевна
Деркачева Дарья Сергеевна
Воспитатель, МБ ДОУ "Детский сад № 242", г. Новокузнецк, Кемеровская область
Воспитатель, МБ ДОУ "Детский сад № 242", г. Новокузнецк, Кемеровская область
Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):
Примерова Т.А., Деркачева Д.С. Значение сказки в развитии речевых навыков старших дошкольников // Совушка. 2021. N3 (25). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/25/ (дата обращения: 31.05.2025).
Заказ № 1073523
Мир сказки с его чудесами и тайнами, приключениями и превращениями, очень близок ребенку старшего дошкольного возраста.
К сожалению, современные педагоги озабочены тем, что сейчас детям мало читают народные сказки, дети их не знают. Воспитательные возможности сказки широки. Дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения.
С умственным развитием тесно связано развитие речи. Русские народные сказки способствуют развитию речи, дают образцы русского литературного языка. Средствами устного народного творчества еще до школы, до усвоения грамматических правил маленький ребенок практически усваивает грамматические нормы языка в единстве с его лексикой. Из сказки ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Сказка помогает детям излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты, и другие средства образной выразительности. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей и собственных высказываний, незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй. Таким образом происходит формирование коммуникативно-речевых навыков и развитие всех компонентов речи детей:
При разработке проблем развития речи дошкольников, совершенство речи, содержания и методов обучения языку Ф.А. Сохин выделил три основных направления:
В восприятии сказки участвуют все познавательные процессы: память, мышление, воображение. Слушая сказки, ребенок не видит перед собой описываемые события, он их должен представить, опираясь на свой опыт. От того, насколько он правильно это сделает, зависит понимание произведения, содержания и идеи.
Планомерное систематическое использование русских народных сказок является эффективным средством развития связной речи. Русские народные сказки обеспечивают высокую эффективность в работе по развитию связной речи детей, поскольку раскрывают перед ними меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями. Присущая необычайная простота, яркость, образность, особенность повторно воспроизводить одни и те же речевые формы и образы выдвигают сказки как фактор развития связной речи детей.
Работа по развитию связной речи детей особенно актуальна в современной ситуации реализации ФГОС ДО: это способствует социальной успешности младших школьников, более качественному обучению в школе.
Литература:
1. Сохин Ф.А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников: учеб.-метод. пособие / Рос. акад. образования, Моск. психол.-соц. ин-т. М.: Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та; Воронеж: МОДЭК, 2005 (ФГУП ИПФ Воронеж). 223 с.