Детское речевое творчество в процессе ознакомления с региональным компонентом: план взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя

Дудар Ольга Леонтьевна
Барахоева Оксана Николаевна

Воспитатель, МАДОУ "ЦРР - детский сад № 167 "Родничок", г. Хабаровск
Учитель-логопед, МАДОУ "ЦРР - детский сад № 167 "Родничок", г. Хабаровск

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Дудар О.Л., Барахоева О.Н. Детское речевое творчество в процессе ознакомления с региональным компонентом: план взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя // Совушка. 2021. N3 (25). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/25/ (дата обращения: 22.02.2025).

Заказ № 1071953


 

Цель:

Развитие творческого рассказывания на основе сюжета сказок дальневосточных писателей и коренных народов ДВ у детей старшего дошкольного возраста 

Задачи:

  1. Формировать у детей умение придумывать начало, продолжение или конец сказки;
  2. Развивать грамматически правильную речь у дошкольников;
  3. Способствовать развитию интереса к сочинительству посредством ИКТ и путем создания сборника сказок.
  4. Развивать воображение у детей старшего дошкольного возраста.

Перспективный план работы

Месяц

Название сказки, игры и упражнения для звука {р}

Сентябрь

«Играем со сказкой»

Сказка «Медведь и лиса» (Нанайская сказка)

Задание: Придумай продолжение сказки со счастливым концом.

ИКТ: 1. Аудиозапись сказки на телефон. 

2. Прослушивание сказки вместе с ребенком.

3. Самоанализ ребенком записи сочиненной им сказки.

Игра «Составь предложение из слов» 

Составление предложения из деформированного текста. 

Пример: рыжая, поймать, лисица, бурундук. 

Ответ: Рыжая лисица поймала бурундука.

Артикуляционная гимнастика «Качели», «Парус», «Маляр».

Октябрь 

«Юный рассказчик»

Сказка «Лягушка и лось» (Нанайская сказка)

Задание: Придумай завершение сказки.

ИКТ: 1. Аудиозапись сказки на телефон. 

2. Прослушивание сказки вместе с ребенком.

3. Самоанализ ребенком записи сочиненной им сказки.

Игра «Отгадай, как нас зовут» 

По особенностям внешнего вида лягушки и лося придумать им кличку. 

Артикуляционная гимнастика «Орешек», «Индюк», «Подуй на парус».

Ноябрь

«У сказки есть начало»

Сказка «Как лягушка зеленой стала» (Ульчская сказка)

Задание: Придумай начало сказки.

ИКТ: 1. Аудиозапись сказки на телефон. 

2. Прослушивание сказки вместе с ребенком.

3. Самоанализ ребенком записи сочиненной им сказки.

Игра «Выручаем сказочных героев из беды» 

Выявить из нескольких сказочных предметов тот, который нужен герою сказки, и обосновать свой выбор. Сказки «Гуси — лебеди, «Хаврошечка», «Конек - Горбунок». 

Артикуляционная гимнастика «Комарик», «Барабанщик», «Грибок».

Декабрь

«У сказки есть начало»

Сказка «Росомаха и лисица» (Эвенкийская сказка)

Задание: Придумай начало сказки.

ИКТ: 1. Аудиозапись сказки на телефон. 

2. Прослушивание сказки вместе с ребенком.

3. Самоанализ ребенком записи сочиненной им сказки.

Игра «Сказочная путаница» 

Дети должны определить, что не так с героями сказок. 

Артикуляционная гимнастика «Блинчик», «Горка», «Вкусное варенье».

Январь

«Играем со сказкой»

Сказка «Солнышко в пропасть падает» (Евгений Наумов)

Задание: Придумай продолжение сказки.

ИКТ: 1. Аудиозапись сказки на телефон. 

2. Прослушивание сказки вместе с ребенком.

3. Самоанализ ребенком записи сочиненной им сказки.

Игра «Придумай новое название к знакомой сказке» 

Дети должны придумать новое название сказки, не исказив ее смысл. Сказки: «Снежная королева», «По щучьему велению», «12 месяцев». 

Артикуляционная гимнастика «Лошадка», «Гармошка», «Чистим зубки».

Февраль

«Юный рассказчик»

Сказка «Айога» (Нанайская сказка)

Задание: Придумай завершение сказки.

ИКТ: 1. Аудиозапись сказки на телефон. 

2. Прослушивание сказки вместе с ребенком.

3. Самоанализ ребенком записи сочиненной им сказки.

Игра «Бесконечное предложение» 

Дети должны обогатить простое предложение: словами — определениями, словами — действиями, местоимениями. Например, по теме «Зима» задумано слово «зима».

Артикуляционная гимнастика «Улыбка - трубочка», «Футбол», «Кучер».

Март

«Сказочная мастерская»

Сказка «Солнышко в полоску» (Елена Добровенская)

Задание: Создать персонажей сказки из фетра.

ИКТ: Оцифровка персонажей сказки и создания ЦОР «Солнышко в полоску».

Игра «Что умеют делать сказочные герои» 

(Дети выбирают сказочного героя и рассказывают, что умеет делать этот герой, перечисляют основные качества его характера и т.д.)

Артикуляционная гимнастика «Качели», «Парус», «Маляр».

Апрель

«Сказочная мастерская»

Сказка «Солнышко в полоску» (Елена Добровенская)

Задание: Придумай новую сказку с этими героями.

ИКТ: 

Работа с телефоном

1. Видеозапись театрализации сказки, придуманной дошкольником на телефон. 

2. Прослушивание сказки вместе с ребенком.

3. Самоанализ ребенком видеозаписи сочиненной им сказки.

Работа за компьютером

1. Создание живой иллюстрации сказки придуманной дошкольником в творческой программируемой среде ПервоЛого (ЦОР «Солнышко в полоску»).

2. Запись аудио сопровождения сказки.

3. Самоанализ ребенком аудио сопровождения сочиненной им сказки.

Игра «Это правда или нет?» 

(Дети должны сами придумать небольшие фразы в жанре нелепицы.)

Артикуляционная гимнастика «Орешек», «Индюк», «Подуй на парус».

Май

Итоговая диагностика по речевому развитию.

Выпуск сборника сказок придуманных детьми.

 

 

Литература:

  1. Ельцова О.М., Прокопьева Л.В. Детское речевое творчество на основе сказочного сюжета. СПб.: Детство-Пресс, 2016.
  2. Куликовская Т. А. Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках: пособие для логопедов, воспитателей и родителей. М.: Гном, 2018.
  3. Лукошко: хрестоматия по дальневосточной литературе для детей дошкольного возраста / сост. М.Н. Ходаковская. Хабаровск, 2012.
  4. Нищева Н.В. Веселая артикуляционная гимнастика. СПб, Детство-Пресс, 2014.