Успешная подготовка ребёнка к детскому саду

Позднякова Мария Зурабиевна

Воспитатель, МБДОУ ДС 46 "Совёнок", г. Химки

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Позднякова М.З. Успешная подготовка ребёнка к детскому саду // Совушка. 2021. N3 (25). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/25/ (дата обращения: 22.02.2025).

Заказ № 1058336


 

Большинство родителей знают, как и зачем готовить ребёнка к школе – учат его писать и читать, много рассказывают про школьную систему, ответственно подходят к вопросу подготовки к школе, чтобы обеспечить ребёнку успешный старт и хорошие отметки. 

Подготовка к детскому саду не менее важная задача- начав посещать детский сад неподготовленным, ребёнок испытывает сильнейший стресс, с которым очень не просто справиться неокрепшему организму малыша. Как следствие, ребёнок помещающий детский сад без должной подготовки, приобретает частые психосоматические заболевания, истерики, психотравмы. 

Данную статью воспитатели могут использовать на установочном родительском собрании, на которое придут родители, отдающие впервые своих детей в сад – она поможет им максимально подготовить детей к посещению детского сада. Так же и самих родителей зачастую приходится готовить к этому важному шагу – родитель, прежде всего САМ должен быть готов обособиться от ребёнка, мама и папа должны твёрдое знать ЗАЧЕМ и ПОЧЕМУ им нужен детский сад. Только уверенный в своих решениях родитель может успешно подготовить своё чадо к новому детскому укладу жизни. 

Итак, первое что должен сделать родитель – это оценить психологичное и физическое состояние ребёнка. Психологическое состояние должно быть уравновешенное не отягощённое другими событиями (переезд, развод, рождение второго ребёнка И так далее); так же если ребёнок недавно переболел или имеются хронические заболевания нужно провести полное обследование ребёнка. 

Дайте ребёнку информацию о том, что его ждёт в детском саду. 

Необходимо обсудить режим дня в саду, с позиции ребёнка – что ему было бы интересно делать в саду? «В детскому саду дети играют, много рисуют и лепят из пластилина. Гуляют, кушают вкусные булочки. Утром мама и папа отводят деток с детский сад, а после работы забирают» 

Можно вспомнить своё детство и рассказать ПОЗИТИВНЫЕ воспоминания из детского сада. 

Понаблюдайте за детьми в детском саду. 

Если администрация детского сада позволяет можно прийти на утренник или на прогулку, лучше на вечернюю, чтобы ребёнок видел, как детки играют и как они радостно бегут к маме, которая пришла после работы забрать ребёнка. 

Чтение книг о детскому саде очень полезно, ребёнок многое может почерпнуть о правилах поведения в саду, о взаимодействии детей, о порядке. Он будет отождествлять себя с героями, и ему будет легче при поступлении в детский сад, т.к в своём воображении он уже прожил эти моменты, ощутил их. 

Список книг: 

  • Коваль Т.Вовка идёт в детский сад. М.: Стрекоза, 2019;
  • Ульева Е. Энциклопедия детского сада. М.: ЭКСМО, 2009;
  • Янчарский Ч. Мишка ушастик в детском саду. М.: ЭКСМО, 2014.

Адаптация пройдёт гораздо легче, если образ жизни малыша будет хотя бы примерно совпадать с тем, что его ожидает в детском саду. Поэтому важно обратить внимания на требования к детям, вновь пришедших в дошкольное учреждение:

  • соблюдать режим дня; 
  • самостоятельно ходить в туалет; 
  • самостоятельно одеваться; 
  • соблюдать гигиенические навыки (мыть руки, использовать полотенце ) 
  • самостоятельно принимать пищу; 
  • уметь обращаться к взрослым за помощью; 
  • убирать за собой игрушки, класть на место вещи. 

Важна регулярность этих действий, если у ребёнка выработаются правильные привычки, ему будет легче соблюдать эти требования. 

Увеличивайте опыт расставания с мамой. 

Очень часто самой главной тревогой для ребёнка при посещении детского сада является на режим, а то, что он остаётся без мамы. Нужно научить ребёнка какое – то время обходиться без родителей. 

Используйте беседы, ритуалы прощания и возвращения. Закрепляйте позитивную установку «мама ушла, но она обязательно вернётся» 

Обозначьте границы ожидания понятные малышу – после обеда, когда стрелочка опустится к цифре 5, погуляешь И так далее. 

Снимите с ребёнка завышенное чувство собственной важности. 

Детский эгоцентризм – психологическое состояние, находясь в котором, ребёнок уверен, что он – центр вселенной и весь мир крутится вокруг него. 

Придя в детский сад, эта иллюзия, вероятно, потерпит крушение. Покажите ребёнку, что его окружают живые люди, с которыми надо считаться. Объясните, как важно адекватно себя проявлять, не нарушая границ других людей. Важно донести до ребёнка нормы и правила поведения, рассказать о последствиях неуважения друг к другу

В заключении воспитатель может предложить родителям тест на определение готовности к детскому саду, который предлагает Е. Ульева в своей книге «в детский сад без слез»:

  1. Любит ли ребёнок общаться? 
  2. Любит ли играть в подвижные игры? Лепить? Рисовать? Конструировать? 
  3. Сколько времени может играть (долго или ему все быстро надоедает?)
  4. Любит заниматься с игрушками (учить их чему-либо)? 
  5. Как относиться к незнакомым взрослым? Детям? 
  6. В состоянии побыть дома с кем-то из близких, если мама на какое-то время ушла. 
  7. Хочет ли узнавать что-то новое? Задаёт ли по этому поводу вопросы? 
  8. Умеет ли есть самостоятельно? 
  9. Может ли сам пользоваться туалетом? 
  10. Как часто болеет? 
  11. Способен ли высказывать свою просьбу постороннему человеку? 
  12. Соблюдают ли он режим дня? Совпадает ли его домашний режим с тем, что его ждёт в саду
  13. Умеет сам одеваться и раздеваться? 
  14. Спит ли днём? 
  15. Стремится ли пойти в детский сад