Шкляева Надежда Анатольевна
Доцент кафедры СЭОиФ, к.и.н., доцент, БУ «Сургутский государственный педагогический университет», г. Сургут, ХМАО - Югра
Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):
Шкляева Н.А. Способы повышения вовлеченности обучающих в учебную деятельность на занятиях в дистанционной форме // Совушка. 2021. N2 (24). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/24/ (дата обращения: 22.02.2025).
Заказ № 1066965
Аннотация: Статья посвящена применению ментальных (интеллектуальных карт) в процессе дистанционных занятий. Предлагается применение метода построения ментальных карт, в процессе мозгового штурма, в котором принимает участие группа. Автор делится опытом применения программы MindMeister с целью организации совместной работы обучающихся. Приводятся примеры конкретного занятия, посвященного разработке стандарта по организации удаленной работы сотрудников.
Ключевые слова: Построение ментальной карты (интеллектуальная карта); Применение программы MindMeister; организация мозгового штурма; разработка стандарта по организации удаленной работы сотрудников
В процессе дистанционного обучения, которое было организовано в вузах страны Российской Федерации в течение десяти месяцев в связи с ситуацией изоляции из-за пандемии СOVID-19.
Преподаватели столкнулись с трудностями адаптации к новой ситуации. Трудности адаптации были связаны с рядом факторов как объективных, так и субъективных.
Каждое учебное заведение использовало все свои ресурсы для качественного обучения в дистанционном режиме.
БУ «Сургутский государстенный педагогический университет», как и большинство вузов в нашей стране был готов к дистанционному обучению [1, 2, 4].
Уже в 2016 году все преподаватели прошли обучение для применения платформы Moodle.
Ежегодно каждый преподаватель помимо занятий в аудитории, готовит задания для самостоятельной работы обучающихся на образовательном портале, организована систематическая проверка и оценка самостоятельной работы.
Система ежемесячного контроля выполнения работы преподавательским составом на образовательном портале, сформировала уверенный навык взаимодействия обучающегося и преподавателей на образовательном портале.
Во время пандемии к применению платформы Moodle добавился навык работы на платформе ZOOM.
В данной статье предлагается опыт применения программы MindMeister, которую применяет автор с целью повышения вовлеченности и включенности каждого участника образовательного процесса в активную учебную деятельность.
Программа MindMeister позволяет работать совместно с группой в режиме мозгового штурма онлайн. Приведу примеры из опыта организации занятий в MindMeister.
Тема занятия «Разработка корпоративного стандарта организации удаленной работы сотрудников». Для организации взаимодействия каждый обучающийся получает приглашение к участию в мозговом штурме. Программа позволяет всем участникам совместно строить ментальную (интеллектуальную карту). Добавлять в карту свои решения, выделять их цветом и конкретизировать. При этом все участники видят, что добавляется в карту, могут корректировать или дополнять предложения.
Программа позволяет организовать работу в группах и подгруппах, при этом результат видит вся группа.
Сеансы мозгового штурма в Интернете можно проводить с помощью различных типов программного обеспечения для совместной работы, таких как Google Docs (для линейных заметок), онлайн-доски (для произвольно расположенных ключевых слов на чистом холсте) или инструментов для заметок. Тем не менее, наиболее эффективным форматом для мозгового штурма, генерации идей и продвижения творческих идей, является интеллектуальная карта.
Следует отметить достоинства программы MindMeister [3].
Первое достоинство, это возможность организации совместной практической работы на общей доске для построения ментальной (интеллектуальной) карты, возможность работать с цветом, дополнять карту рисунками, видео, дополнительным текстом.
Программа дает возможность визуализации результата в процессе, корректировки карты в процессе, дополнения и последующего ее разворачивания при необходимости.
В работе с программой приняли участие 80 студентов, четыре учебные группы.
Обучающиеся (100%) отдают предпочтение программе MindMeister. 78% участников процесса обучения отметили, простоту использования, возможность визуализации, приятную цветовую гамму; 64% отметили возможность персонального участия и внесения вклада в результат общей работы; 98 % участников отметили возможность получения публичной оценки выполненной работы в режиме онлайн, как в процессе, так и после завершения работы. Если есть существенные ошибки, они исправляются немедленно.
В процессе дистанционного образования обучающиеся сетовали на большой объем домашних заданий, долгое ожидание обратной связи о результатах их выполнения от преподавателя. Данная программа обеспечивает быструю обратную связь, это как оказалось, очень важно для студентов.
Обучающиеся отметили, что после предварительной самостоятельной подготовки, программа позволяет творчески применить знания и непосредственно формирует компетенции коллективной деятельности, разработки оптимальных управленческих решений.
Программа позволяет вывести обучающихся из роли «присутствующих» в ZOOM, в практически действующих в MindMeister, взаимодействующих в совместной деятельности в поиске наилучших решений.
Следует отметить, что использование преподавателем данной программы позволяет ему разработанную карту превратить в презентацию. Таким образом, в процессе подготовки преподаватель продумывает структуру занятия, отображает ее в наглядной ментальной карте, затем может автоматически сгенерировать из карты презентацию.
Интеллектуальные карты обеспечивают структуру и иерархию идей, предлагаемых обучающимися на онлайн занятии, и предлагают отличный обзор. Все предложенные идеи визуализируются на одной странице.
Формат интеллект-карты отражает принцип работы человеческого мозга. Новые идеи можно легко генерировать через ассоциации.
В интеллектуальных картах используются цвета, значки и изображения. Они могут вызывать ассоциации, эмоции, которые сами по себе могут породить новые идеи.
Интеллектуальные карты позволяют добавлять идеи в любое место на карте. Любой участник взаимодействия может вставить их туда, где они лучше всего подходят, и легко сгруппировать связанные идеи.
Программное обеспечение для составления ментальных MindMeister, поддерживает онлайн-сеансы мозгового штурма между неограниченным количеством пользователей, что означает, что вы можете собирать творческий вклад потенциально десятков или сотен людей. Все изменения мгновенно видны в интеллект-карте, поэтому совместная работа вдохновляет участников предложениями других.
Программа дает возможность поделиться своей картой с другими, просто пригласив их по электронной почте или отправив им защищенную ссылку. Имеется возможность опубликовать разработанные в процессе мозгового штурма интеллект-карты в сети Интернет.
Рассмотрим методику проведения мозгового штурма в Интернете с помощью ментальной карты
Существует ряд шагов и передовых практик, которым надо следовать, чтобы обеспечить продуктивную и успешную сессию мозгового штурма с командой участников.
Создайте новую пустую карту в MindMeister и напишите в центре тему, вопрос или проблему, например: Как разработать внутренний стандарт организации удаленной работы сотрудников? При возможности предлагается добавить, изображение в центральную тему.
Напишите дополнительную информацию, а также рекомендации для онлайн-мозгового штурма в разделе заметок центральной темы, чтобы каждый мог быстро узнать, что происходит и что он должен делать. Например: За 10 минут представить на доске структуру стандарта, из каких разделов он должен состоять.
Прежде чем поделиться своей картой с кем-либо еще, добавьте несколько идей самостоятельно, чтобы помочь другим приступить к работе и вдохновить их внести свой вклад.
Предлагается выбрать между приглашением участников по электронной почте, созданием защищенной ссылки, которую можно вставить в другой канал (например, WhatsApp или группа Facebook).
Как только все добавят свой вклад, карта может стать слишком обширной, предлагается сгруппировать идеи с использованием цвета, чтобы выделить лучшие из них. Структурирование, обобщение и классификация карты, позволит лучше понять изучаемый материал.
Таким образом, применение программ позволяющих организовать мозговой штурм для решения проблемы, позволяет организовать активную деятельность онлайн, совместное практическое взаимодействие, по формированию компетенций обучающихся.
К сожалению, программы платные, преподаватели, применяющие ее оплачивают подписку, но следует отметить, что положительный эффект от применения программы, качественный результат от работы, настроение участников, вдохновляет преподавателей на продолжение подписки.
Литература