Способы повышения вовлеченности обучающих в учебную деятельность на занятиях в дистанционной форме

Шкляева Надежда Анатольевна

Доцент кафедры СЭОиФ, к.и.н., доцент, БУ «Сургутский государственный педагогический университет», г. Сургут, ХМАО - Югра

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Шкляева Н.А. Способы повышения вовлеченности обучающих в учебную деятельность на занятиях в дистанционной форме // Совушка. 2021. N2 (24). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/24/ (дата обращения: 22.02.2025).

Заказ № 1066965


 

Аннотация: Статья посвящена применению ментальных (интеллектуальных карт) в процессе дистанционных занятий. Предлагается применение метода построения ментальных карт, в процессе мозгового штурма, в котором принимает участие группа. Автор делится опытом применения программы MindMeister с целью организации совместной работы обучающихся. Приводятся примеры конкретного занятия, посвященного разработке стандарта по организации удаленной работы сотрудников.

Ключевые слова: Построение ментальной карты (интеллектуальная карта); Применение программы MindMeister; организация мозгового штурма; разработка стандарта по организации удаленной работы сотрудников

В процессе дистанционного обучения, которое было организовано в вузах страны Российской Федерации в течение десяти месяцев в связи с ситуацией изоляции из-за пандемии СOVID-19. 

Преподаватели столкнулись с трудностями адаптации к новой ситуации. Трудности адаптации были связаны с рядом факторов как объективных, так и субъективных. 

Каждое учебное заведение использовало все свои ресурсы для качественного обучения в дистанционном режиме.

БУ «Сургутский государстенный педагогический университет», как и большинство вузов в нашей стране был готов к дистанционному обучению [1, 2, 4].

Уже в 2016 году все преподаватели прошли обучение для применения платформы Moodle. 

Ежегодно каждый преподаватель помимо занятий в аудитории, готовит задания для самостоятельной работы обучающихся на образовательном портале, организована систематическая проверка и оценка самостоятельной работы. 

Система ежемесячного контроля выполнения работы преподавательским составом на образовательном портале, сформировала уверенный навык взаимодействия обучающегося и преподавателей на образовательном портале.

Во время пандемии к применению платформы Moodle добавился навык работы на платформе ZOOM.

В данной статье предлагается опыт применения программы MindMeister, которую применяет автор с целью повышения вовлеченности и включенности каждого участника образовательного процесса в активную учебную деятельность.

Программа MindMeister позволяет работать совместно с группой в режиме мозгового штурма онлайн. Приведу примеры из опыта организации занятий в MindMeister.

Тема занятия «Разработка корпоративного стандарта организации удаленной работы сотрудников». Для организации взаимодействия каждый обучающийся получает приглашение к участию в мозговом штурме. Программа позволяет всем участникам совместно строить ментальную (интеллектуальную карту). Добавлять в карту свои решения, выделять их цветом и конкретизировать. При этом все участники видят, что добавляется в карту, могут корректировать или дополнять предложения.

Программа позволяет организовать работу в группах и подгруппах, при этом результат видит вся группа. 

Сеансы мозгового штурма в Интернете можно проводить с помощью различных типов программного обеспечения для совместной работы, таких как Google Docs (для линейных заметок), онлайн-доски (для произвольно расположенных ключевых слов на чистом холсте) или инструментов для заметок. Тем не менее, наиболее эффективным форматом для мозгового штурма, генерации идей и продвижения творческих идей, является интеллектуальная карта.

Следует отметить достоинства программы MindMeister [3]. 

Первое достоинство, это возможность организации совместной практической работы на общей доске для построения ментальной (интеллектуальной) карты, возможность работать с цветом, дополнять карту рисунками, видео, дополнительным текстом.

Программа дает возможность визуализации результата в процессе, корректировки карты в процессе, дополнения и последующего ее разворачивания при необходимости.

В работе с программой приняли участие 80 студентов, четыре учебные группы.

Обучающиеся (100%) отдают предпочтение программе MindMeister. 78% участников процесса обучения отметили, простоту использования, возможность визуализации, приятную цветовую гамму; 64% отметили возможность персонального участия и внесения вклада в результат общей работы; 98 % участников отметили возможность получения публичной оценки выполненной работы в режиме онлайн, как в процессе, так и после завершения работы. Если есть существенные ошибки, они исправляются немедленно. 

В процессе дистанционного образования обучающиеся сетовали на большой объем домашних заданий, долгое ожидание обратной связи о результатах их выполнения от преподавателя. Данная программа обеспечивает быструю обратную связь, это как оказалось, очень важно для студентов.

 Обучающиеся отметили, что после предварительной самостоятельной подготовки, программа позволяет творчески применить знания и непосредственно формирует компетенции коллективной деятельности, разработки оптимальных управленческих решений. 

Программа позволяет вывести обучающихся из роли «присутствующих» в ZOOM, в практически действующих в MindMeister, взаимодействующих в совместной деятельности в поиске наилучших решений.

Следует отметить, что использование преподавателем данной программы позволяет ему разработанную карту превратить в презентацию. Таким образом, в процессе подготовки преподаватель продумывает структуру занятия, отображает ее в наглядной ментальной карте, затем может автоматически сгенерировать из карты презентацию.

Интеллектуальные карты обеспечивают структуру и иерархию идей, предлагаемых обучающимися на онлайн занятии, и предлагают отличный обзор. Все предложенные идеи визуализируются на одной странице.

Формат интеллект-карты отражает принцип работы человеческого мозга. Новые идеи можно легко генерировать через ассоциации.

В интеллектуальных картах используются цвета, значки и изображения. Они могут вызывать ассоциации, эмоции, которые сами по себе могут породить новые идеи.

Интеллектуальные карты позволяют добавлять идеи в любое место на карте. Любой участник взаимодействия может вставить их туда, где они лучше всего подходят, и легко сгруппировать связанные идеи.

Программное обеспечение для составления ментальных MindMeister, поддерживает онлайн-сеансы мозгового штурма между неограниченным количеством пользователей, что означает, что вы можете собирать творческий вклад потенциально десятков или сотен людей. Все изменения мгновенно видны в интеллект-карте, поэтому совместная работа вдохновляет участников предложениями других.

Программа дает возможность поделиться своей картой с другими, просто пригласив их по электронной почте или отправив им защищенную ссылку. Имеется возможность опубликовать разработанные в процессе мозгового штурма интеллект-карты в сети Интернет.

Рассмотрим методику проведения мозгового штурма в Интернете с помощью ментальной карты

Существует ряд шагов и передовых практик, которым надо следовать, чтобы обеспечить продуктивную и успешную сессию мозгового штурма с командой участников. 

  • Предлагается начать с центра.

Создайте новую пустую карту в MindMeister и напишите в центре тему, вопрос или проблему, например: Как разработать внутренний стандарт организации удаленной работы сотрудников? При возможности предлагается добавить, изображение в центральную тему.

  • Подготовьте рекомендации.

Напишите дополнительную информацию, а также рекомендации для онлайн-мозгового штурма в разделе заметок центральной темы, чтобы каждый мог быстро узнать, что происходит и что он должен делать. Например: За 10 минут представить на доске структуру стандарта, из каких разделов он должен состоять.

  • Вдохновляйте других.

Прежде чем поделиться своей картой с кем-либо еще, добавьте несколько идей самостоятельно, чтобы помочь другим приступить к работе и вдохновить их внести свой вклад.

  • Поделитесь своей интеллект-картой.

Предлагается выбрать между приглашением участников по электронной почте, созданием защищенной ссылки, которую можно вставить в другой канал (например, WhatsApp или группа Facebook).

  • Совершенствуйте карту

Как только все добавят свой вклад, карта может стать слишком обширной, предлагается сгруппировать идеи с использованием цвета, чтобы выделить лучшие из них. Структурирование, обобщение и классификация карты, позволит лучше понять изучаемый материал.

Таким образом, применение программ позволяющих организовать мозговой штурм для решения проблемы, позволяет организовать активную деятельность онлайн, совместное практическое взаимодействие, по формированию компетенций обучающихся.

К сожалению, программы платные, преподаватели, применяющие ее оплачивают подписку, но следует отметить, что положительный эффект от применения программы, качественный результат от работы, настроение участников, вдохновляет преподавателей на продолжение подписки.

 

Литература

  1. Георгиади А.А. Проблема выбора образовательного веб-ресурса в современном вузе // Непрерывное образование: ХХI век: научный электронный ежеквартальный журнал. 2016.
  2. Создавайте Интеллект-карты онлайн. URL: https://www.mindmeister.com (дата обращения:25.04.2021).
  3. Ступина М.В. Построение информационно-образовательной среды: технологический аспект (на примере использования облачных сервисов) // Педагогическое образование в России. № 2. 2016.
  4. Краснова Л.А. Содержание и пути формирования информационной компетентности педагогов // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 3 (20).