Семенова Эльмира Гарифулловна
Воспитатель, МБДОУ "Детский сад №37", г. Воркута
Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):
Семенова Э.Г. Лучшие традиции детско-родительских мероприятий в детском саду // Совушка. 2021. N2 (24). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/24/ (дата обращения: 22.02.2025).
Заказ № 1057054
Важным направлением деятельности воспитателя в детском саду на современном этапе, в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования, является тесное взаимодействие с родителями воспитанников. Работа с семьей должна учитывать современные подходы к проблеме педагогической компетентности родителей, и направлена на ее повышение.
Общение педагогов с родителями воспитанников всегда было и остаётся актуальным вопросом для детских садов. Один из аспектов этого вопроса – поиск действенных путей сотрудничества, в равной степени необходимого как педагогам, так и родителям. Родителям – для того, чтобы научиться понимать мир детства и собственного ребёнка, педагогам, чтобы эффективнее оказывать в этом помощь родителям. Только вместе воспитатели и родители могут лучше узнать ребёнка, а, узнав, направить общие усилия на его развитие.
Большинство родителей – люди грамотные, читающие литературу по вопросам воспитания и развития детей, но, даже имея довольно обширный запас теоретических знаний, они не всегда способны их грамотно применить. Вот здесь и важна помощь педагогов, которые способны теоретические знания родителей перевести в практику радостного общения с ребёнком.
Сегодня речь уже идёт не просто об обмене информацией между родителями и педагогами детских садов о развитии, успехах и трудностях ребёнка. Актуальным является включение семьи в жизнь ребёнка в детском саду.
Цель взаимодействия детского сада с семьей – создание необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повышение компетентности родителей в области воспитания.
Детский сад, как социальный институт в поддержку семье, помогает воспитывать ребёнка. В сложившихся социально-культурных и экономических условиях взаимодействие с семьёй является важным направлением деятельности детского сада.
Всем хорошо известно, что семья и детский сад составляют для ребенка на определенном этапе основную воспитательно-образовательную микросреду – образовательное пространство. И семья, и дошкольное учреждение по-своему передают ребенку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.
Признание приоритета семейного воспитания, новизна отношений семьи и дошкольного учреждения определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие». Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения. Результатом взаимодействия являются определённые взаимоотношения, которые, являясь внутренней личностной основой взаимодействия, зависят от отношений людей, от положения взаимодействующих. Термин «взаимодействие», в контексте взаимодействия образовательного учреждения и семьи, был раскрыт в работах Т.А. Марковой, где взаимодействие рассматривалось как единство линий воспитания с целью решения задач семейного воспитания и строилось на основе единого понимания. Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями предполагает взаимопомощь, взаимоуважение и взаимодоверие; знание и учет педагогом условий семейного воспитания, а родителями – условий воспитания в детском саду. Также оно подразумевает обоюдное желание родителей и педагогов поддерживать контакты друг с другом.
Таким образом, главный момент в контексте «семья – дошкольное учреждение» – тесное сотрудничество и личностное взаимодействие педагога ДОУ и родителей в процессе воспитания ребенка. Родительская любовь даёт человеку «запас прочности», формирует чувство психологической защищённости. Воспитатели – первые помощники родителей, в их руках дети становятся любознательными, активными, творческими.
В этом контексте семья по отношению к ДОУ выступает уже не только как потребитель и социальный заказчик, но и, что очень важно, в роли партнера. Успех сотрудничества будет зависеть от взаимных установок семьи и детского сада. Наиболее оптимально они складываются, если обе стороны осознают необходимость целенаправленного воздействия на ребенка и доверяют друг другу.
Современные тенденции в развитии дошкольного образования объединены одним важным и значимым критерием – его качеством, которое непосредственно зависит от уровня профессиональной компетентности педагогов и педагогической культуры родителей. Достичь высокого качества образования воспитанников, полностью удовлетворить запросы родителей и интересы детей, создать для ребенка единое образовательное пространство возможно только при условии разработки новой системы взаимодействий ДОУ и семьи.
Наиболее эффективные формы работы с родителями.
Индивидуальные беседы воспитателя с родителями, консультации, рекомендации помогают установить непосредственный контакт с каждым членом семьи, добиться большего взаимопонимания в поиске совместного влияния на ребенка.
Такие беседы позволяют устранить отрицательные и укрепить положительные факторы в семейном воспитании дошкольника. Хорошо, если кто-то из членов семьи регулярно поддерживают связь с ДОУ, и не только ради простой информации, а для выработки плана совместных воспитательных действий. Это особенно необходимо, когда родители в силу каких-либо причин не всегда успешно справляются со своими родительскими обязанностями. Бывает и так, что нет повода для особых тревог, а родители все-таки приходят в детский сад, чтобы просто поговорить о своих заботах. Эти встречи воспитателя с родителями происходят по инициативе родителей, потому что родители знают, что воспитатель их встретит с уважением, доброжелательно, постарается помочь. Но в жизни детского сада нередки случаи, когда инициатором бесед выступает воспитатель. И чтобы такие беседы достигали цели, а его слово воспринималось бы как руководство в воспитании детей, надо не только вовремя дать нужный совет родителям и подсказать, как его выполнить, не только найти правильную форму общения во время беседы, но и заранее продумать ее проведение, предусмотреть для беседы время и место.
Родительские собрания в форме лекций, отчетов уже не находят отзыва в душе родителей и не дают желаемого результата. Идея недостаточности традиционных форм работы с родителями и необходимости целенаправленного образования родителей с целью повышения их функциональной грамотности и способности к полноправному сотрудничеству с педагогами образовательного учреждения осознаётся сегодня и родителями, и специалистами: педагогами, психологами. Под образованием родителей понимается обогащение знаний, установок и умений, необходимых для ухода за детьми и их воспитания, гармонизации семейных отношений, выполнения родительских ролей в семье и обществе. В нашей группе, в рамках методической недели, проходят открытые собрания в нетрадиционной форме. Например, родительское собрание «Один день из жизни ребенка в детском саду» на котором родители с помощью видеофильма увидели все режимные моменты в группе раннего возраста. После просмотра видеофильма и обсуждения каждого фрагмента родители с другой стороны увидели детей.
Весьма эффективно участие родителей и в работе педагогических советов. Это помогает выявить общие проблемы, наметить пути их решения. Присутствуя на педсоветах, родители могут высказывать свое мнение по обсуждаемой теме, внести коррективы и предложения.
Конечно, невозможно представить себе жизнь ребенка в детском саду без веселых досугов, физкультурных праздников и соревнований.
Отличительной особенностью спортивных праздников для детей является то, что все они проходят при активном участии родителей, которые с удовольствием играют в игры, соревнуются с детьми и между собой.
Физкультурные праздники и досуги позволяют стимулировать активность каждого ребёнка, с учётом его индивидуальных особенностей; дифференцированно подходить к оценке результатов его действий, дать возможность испытать приятное ощущение радости от выполняемых им и другими детьми движений; радоваться успехам другого. Такие мероприятия укрепляют взаимоотношения взрослых и детей, наполняют их теплотой, способствуют повышению авторитета родителей.
Выставки творческих работ совместно с родителями являются интересной формой взаимодействия с семьей. Творческие выставки детских работ с родителями даёт возможность сблизить в совместном творчестве всю семью, развивает творческие и познавательные способности детей, а родителей отвлекает от будничных дел и проблем, возвращает в детство. Выставки становятся стимулом для включения в совместную деятельность с детьми и педагогами тех родителей, которые не делали этого раньше. Творческие поделки становятся украшением групп и помещений детского сада, украшают музыкальный зал к праздникам и досугам, развлечениям.
Из опыта работы мы знаем, что родители наиболее охотно идут на контакт и сотрудничество с детским садом именно тогда, когда речь идет об их ребенке. Именно этот интерес мы используем при организации творческих выставок поделок или рисунков. Важно, что в процессе ознакомления с работами других участников выставки родители проявляют особую активность, подолгу рассматривают поделки вместе с детьми, обсуждают разнообразие творческих выдумок, «изюминок».
Участие семей в конкурсах на лучший рисунок, поделку из природного материала, не только обогащает семейный досуг, но и объединяет детей и взрослых в общих делах.
Результат совместного творчества детей и родителей способствует развитию эмоций ребенка, вызывает чувство гордости за своих родителей, радует всю семью.
Если творческие выставки приурочены к празднику или досуговому мероприятию, то целесообразно подвести итоги и наградить участников и победителей грамотами и подарками.
Работа по привлечению родителей к участию в детских музыкальных праздниках продолжается и развивается по мере взросления детей. Виды совместной деятельности становятся более разнообразными:
Метод проектов совместно с родителями воспитанников оказался удачной для нашего коллектива находкой. На сегодняшний день проектный метод получает все более широкое применение в педагогической практике.
Систематическое применение в работе с родителями разнообразных форм ведёт к привлечению внимания родителей к проблемам воспитания детей, получению необходимого минимума знаний и, таким образом, повышению педагогической культуры.
В детском саду проекты могут быть только детско-взрослыми. В таких проектах принимают участие дети, родители, воспитатели и специалисты детского сада. Данная форма интересна тем, что совместный сбор и изготовление атрибутов, игры, конкурсы, презентации раскрывают творческий потенциал детей, привлекают к участию родителей. Тематика проектов может варьироваться в зависимости от социального запроса родителей.
Вовлечение родителей в образовательный процесс имеет очень большую ценность:
У педагогов появляется возможность понять, как родители мотивируют своих детей, увидеть, как мамы и папы помогают своим малышам решать задачи; возможность использования знаний и интересов родителей в процессе занятий с детьми. В процессе совместного обучения детей возникает доверие к воспитателям и другим сотрудникам детского сада; родители обучаются видам деятельности, которыми можно с удовольствием заниматься с детьми дома.
Что же ребёнок познаёт из общения с родителями, совместного участия в делах, наблюдений за действиями членов семьи?
Только при взаимном понимании и доверии, взаимном интересе и обмене мыслями и чувствами между педагогом, родителями и детьми можно достигнуть хорошего результата в работе над проектом и развитии творческого потенциала ребёнка.
Анализируя результаты работы с семьей за последние годы, мы пришли к выводу, что при условии постоянной и планомерной работы по привлечению родителей к совместной деятельности большинство из них начинают активно участвовать в таковой деятельности. А итогом этой работы становится сближение родителей с детьми, обогащение отношений между ними через эмоциональное общение, появление у них потребности в активном участии в жизни ребенка.
Литература: