Формирование основ финансовой грамотности дошкольников

Трегубова Елена Николаевна

Воспитатель, МБДОУ "Детский сад № 73 комбинированного вида",  г. Каменск-Уральский, Свердловская область

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Трегубова Е.Н. Формирование основ финансовой грамотности дошкольников // Совушка. 2021. N2 (24). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/24/ (дата обращения: 22.02.2025).

Заказ № 1055246


 

Добрый день, уважаемые коллеги! Вашему вниманию представляю тему по самообразованию «Формирование основ экономической грамотности «Занимательная экономика для детей».

Экономическое воспитание детей дошкольного возраста – относительно новое направление дошкольной педагогики, которое направлено на взаимодействие взрослого и ребёнка.

В современном мире тема актуальна, так как ребёнок рано включается в экономическую жизнь семьи – сталкивается с рекламой, деньгами, ходит с родителями в магазин, участвует в процессах купли-продажи. Овладевая, таким образом, экономической информацией на бытовом уровне. Именно в семье он впервые познаёт цену труда, доходов и расходов, преимущества материального благополучия, достатка и ущербность бедности.

Федеральный государственный стандарт дошкольного образования ставит задачу формирования общей культуры личности детей. Исходя из этого мною была поставлена цель и задачи, которые представлены на слайде.

Методы, приемы и средства обучения экономическому воспитанию старших дошкольников

Образовательная деятельность по формированию основ экономической грамотности проводится в различных игровых формах. Подробнее рассмотрим некоторые из них.

Решение проблемной ситуации. Решая проблемную ситуацию ребенок приобщается к экономической действительности, учится думать, ориентироваться в окружающем, проявлять инициативу, высказывать собственную и принимать чужую позицию, растет и реализуется его творческий потенциал.

Чтение художественной литературы. Сказка – литературный жанр с огромными дидактическими возможностями. Чтение художественной литературы способствует выделению мотивации и поступков героев и характеристике их действий, формирует словарь детей, а главное – даст объяснение многим непонятным экономическим явлениям.

В дидактических играх, таких как , например: «Профессии», «Обмен», «Семейный бюджет», уточняются и закрепляются представления детей о мире экономических явлений, терминах, приобретаются новые экономические знания, умения и навыки. Дошкольники, совершая большое количество действий, учатся реализовывать их в разных условиях, с разными объектами, что повышает прочность и осознанность усвоения знаний.

Сделать экономику понятной помогут сюжетно-дидактические игры. В этих играх моделируются реальные жизненные ситуации: операции купли-продажи, производства и сбыта готовой продукции и т.д., что способствует «обучению» экономики.

Непосредственная образовательная деятельность расширяет экономический кругозор, уточняет имеющиеся у детей представления.

Математическое развитие детей прежде всего направлено на освоение ими предметно-специфического (математического) содержания, формирование познавательных и творческих способностей. Математика вооружает ребенка средствами рационального познания мира. Счет, измерение, элементарные вычисления – это те способы, которые ребенок использует при решении различных задач, в том числе и экономического содержания.

Работа с детьми

Данная тема заинтересовала меня после курса повышения квалификации. Я решила понаблюдать за детьми и обратила внимание, что некоторые дети проявляют негативные стороны в поведении – небрежность, неряшливость, безразличие к испорченным вещам, книгам, игрушкам; более того, у них формируются неразумные, а иногда неоправданные потребности.

Для того чтобы работа велась последовательно и в системе мной была изучена литература по данному вопросу.

Для реализации экономического воспитания разработала план работы сроком на один год, который позволяет решить поставленные задачи.

В своей работе я опиралась на примерную парциальную программу «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности» и на знания и жизненный опыт детей, стремясь уточнить и расширить их представления из области экономики.

Большое внимание уделяла таким темам как «Труд – продукт - стоимость», «Деньги», «Бюджет» и «Полезные экономические знания». Я старалась донести до сознания детей, что нет плохих или хороших, нужных или ненужных профессий, все необходимы. Неважно, кто человек по профессии, важно, как он выполняет свою работу, какую пользу приносит людям.

Работа проводились, в основном, в форме бесед и обсуждений:

  • исторические – происхождение денег в обществе людей,
  • теоретические – куда можно потратить деньги,
  • практические – откуда появляются деньги и как их тратят в семье.

Чтобы проследить историю русских денег была проведена виртуальная экскурсия в музей Истории денег России.

Для ознакомления дошкольников с валютой была создана папка «Деньги разных стран мира», т.к. деньги являются важнейшим, а иногда и единственным источником информации о государстве, его истории, экономике, искусстве.

Однако дети должны не только узнавать и называть денежные знаки, но и правильно распоряжаться ими. С этой целью знакомила дошкольников с такими понятиями, как «заработная плата», «пенсия», «бюджет семьи», объяснила, из чего он складывается, на оплату каких товаров и услуг идут деньги семьи

Чтобы дети поняли, на что идут деньги, заработанные членами семьи, мы обсуждали с ними возможные варианты расходования денег. При этом исходили из жизненного опыта дошкольников: они ходят с родителями в магазин за продуктами, в сбербанк, чтобы оплатить коммунальные услуги, телефонные переговоры и др.

Кроме того, беседовали с детьми как беречь ресурсы, в ходе которых объяснила детям, откуда берутся в доме вода и электричество. Формирование экономического сознания приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает экономическое мышление, позволяет приобрести качества, присущие настоящему хозяину, умеющему считать деньги.

Для реализации поставленной цели и решения задач мною были созданы материально – технические условия:

  • развивающая среда пополнилась дидактическими играми экономической направленности (центр экономики совмещён с центром познавательного развития);
  • использовались современные образовательные технологии - ИКТ, виртуальные экскурсии, игровая.
  • сделана картотека игр по экономическому воспитанию;
  • оформлен демонстрационный альбом «Деньги разных стран»

Работа над данной темой еще не завершена, но уже сейчас можно заметить, что дети:

  • с удовольствием помогают взрослым, объясняют необходимость оказания помощи другим людям;
  • стали более бережно относиться к игрушкам, вещам, окружающим предметам;
  • стараются более бережно и экономно использовать расходные материалы для игр и занятий;
  • знают и называют разные места и учреждения торговли.

Семья – это реальная экономическая среда, в которой живет ребенок. Повседневный труд взрослых, заботы о «хлебе насущном», достаток, или наоборот нехватка денег. Дети включены в эти реальные жизненные ситуации постоянно. Тогда как в детском саду деятельность детей построена на игре. Дети здесь тоже «покупают», но это игра, которая закрепляет опыт, полученный в семье. Все начинается с семьи, так как в ней формируется детское мировоззрение, приобретается опыт. Поэтому для родителями была подготовлена информация:

  • «Учите ребёнка выбирать и покупать товар»,
  • «Учите ребёнка видеть связь между трудом и деньгами»,
  • «Учите ребёнка считать деньги»,
  • «Зачем ребёнку карманные деньги?»

Анализируя все вышеизложенное, можно сделать объективный вывод о необходимости планомерного экономического воспитания детей. Рассмотренный вариант наглядно показывает целесообразность применения игр с использованием экономических моментов не только в дошкольных учреждениях, но и в семье.