Развитие речи детей дошкольного возраста

Абдусаламова Индира Шихженетовна
Ковтун Эльмира Ильюсовна

Воспитатель, МБДОУ №65 "Фестивальный", г. Сургут, Ханты-Мансийский автономный округ, Югра
Воспитатель, МБДОУ №65 "Фестивальный", г. Сургут, Ханты-Мансийский автономный округ, Югра

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Абдусаламова И.Ш., Ковтун Э.И. Развитие речи детей дошкольного возраста // Совушка. 2021. N2 (24). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/24/ (дата обращения: 22.02.2025).

Заказ № 1054114


 

Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь немногие! Данная проблема очень актуальна для дошкольного образования, ведь овладение правильной речью способствует формирование у ребенка уверенности в себе, развитию мышления, коммуникативных качеств. В рамках введения Федерального Государственного Стандарта дошкольного образования повышаются требования к уровню развития речи воспитанников детского сада как одного из условий успешного дальнейшего обучения в школе. Овладение речью – одна из самых сложных и таинственных проблем детской психологии и педагогики. Ребёнок пользуется речью для того, чтобы выразить свои мысли, чувства, т.е. воздействовать на окружающий мир. Речь маленького ребёнка формируется в общении с окружающими его взрослыми, а в дошкольном учреждении и на занятиях по развитию речи. В процессе общения проявляются его познавательная и предметная деятельность. Овладение речью перестраивает психику малыша, позволяет воспринимать ему явления более осознанно и произвольно. В работе с детьми дошкольного возраста используются следующие средства речевого развития детей: потешки, хороводы, игры с сюжетными игрушками, игры-инсценировки, звукоподражательные и др. Они полезны тем, что речь взрослого слушается детьми при опоре на собственные их действия и движения с включёнными повторами слов. Важно, что в ходе, таких игр легко устанавливается эмоциональный контакт взрослого с ребёнком. По мере овладения он начинает самостоятельно играть в эти игры. В звукоподражательных играх развивается фонетический слух, отрабатывается чёткость произношения. Игры с сюжетными игрушками, игры-инсценировки способствуют развёртыванию диалога, обогащению словарного запаса.

  • Чтение и рассказывание сказок, стихов, историй.
  • Рассматривание и обсуждение иллюстраций к произведениям детской литературы.
  • Игры-занятия с предметными и сюжетными картинками. Рассматривая их вместе со взрослым, дети узнают персонажей, охотно называют их, вспоминают, что знали раньше. Привлекательность для детей занятия с картинками связано с их наглядностью, сочетающейся со словом.
  • Разгадывание простых загадок.
  • Игры, направленные на развитие мелкой моторики. Они включают движения кистей рук и пальцев, сопровождаемые несложной речью. Упражнения кистей и пальцев рук способствуют развитию физиологической основы овладения ребёнка речью.

Все эти игры и занятия способствуют развитию речи у детей дошкольного возраста.

Речь является обязательным условием развития личности человека. Однако педагоги, психологи, методисты все чаще обращают внимание, что снижается речевая активность детей. Обратим внимание на причины:

  • резкое ухудшение здоровья детей;
  • глобальное снижение общего уровня культуры в обществе;
  • существенное уменьшение объема общения взрослых и детей из-за занятости родителей, их неподготовленность в вопросах воспитания;
  • недостаточное внимание педагогов к вопросам речевого развития детей.

Поэтому речевое развитие по-прежнему остается наиболее актуальным в дошкольном возрасте

Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Таким образом, формирование правильной речи является одной из основных задач дошкольного образования. Однако анализ практической ситуации за последние несколько лет свидетельствует о ежегодном увеличении количества дошкольников с речевыми нарушениями.

На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста встречается редко. Поэтому необходимо заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых форм русского языка.

 

Литература:

 

  1. Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 2010. 213 с.
  2. Гербова В.В. Работа с сюжетными картинами // Дошкольное воспитание. 2010. N1. с. 18-23.
  3. Гербова В.В. Составление описательных рассказов // Дошкольное воспитание. 2011. N 9. с. 28-34.
  4. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. М.: Просвещение, 2010. 132 с.
  5. Жинкин Н.И. Механизмы речи. М.: «Норма», 2008. 106 с.
  6. Козлова С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью. М.: «Академия», 2010. 132 с.
  7. Лямина Г.М. Формирование речевой деятельности (средний дошкольный возраст) // Дошкольное воспитание. 2011. N 9. с. 49-55.
  8. Тихеева Е.И. Развитие речи детей. М.: Просвещение, 2011. 159 с.
  9. Ушакова О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста. М.: «ВЛАДОС», 2010. 147 с.
  10. Ушакова О.С. Работа по развитию связной речи в детском саду (старшая и подготовительная к школе группы) // Дошкольное воспитание, 2012. N 11. с. 8-12.
  11. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Москва, 2014. 32 с.