Абдусаламова Индира Шихженетовна
Ковтун Эльмира Ильюсовна
Воспитатель, МБДОУ №65 "Фестивальный", г. Сургут, Ханты-Мансийский автономный округ, Югра
Воспитатель, МБДОУ №65 "Фестивальный", г. Сургут, Ханты-Мансийский автономный округ, Югра
Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):
Абдусаламова И.Ш., Ковтун Э.И. Развитие речи детей дошкольного возраста // Совушка. 2021. N2 (24). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/24/ (дата обращения: 22.02.2025).
Заказ № 1054114
Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь немногие! Данная проблема очень актуальна для дошкольного образования, ведь овладение правильной речью способствует формирование у ребенка уверенности в себе, развитию мышления, коммуникативных качеств. В рамках введения Федерального Государственного Стандарта дошкольного образования повышаются требования к уровню развития речи воспитанников детского сада как одного из условий успешного дальнейшего обучения в школе. Овладение речью – одна из самых сложных и таинственных проблем детской психологии и педагогики. Ребёнок пользуется речью для того, чтобы выразить свои мысли, чувства, т.е. воздействовать на окружающий мир. Речь маленького ребёнка формируется в общении с окружающими его взрослыми, а в дошкольном учреждении и на занятиях по развитию речи. В процессе общения проявляются его познавательная и предметная деятельность. Овладение речью перестраивает психику малыша, позволяет воспринимать ему явления более осознанно и произвольно. В работе с детьми дошкольного возраста используются следующие средства речевого развития детей: потешки, хороводы, игры с сюжетными игрушками, игры-инсценировки, звукоподражательные и др. Они полезны тем, что речь взрослого слушается детьми при опоре на собственные их действия и движения с включёнными повторами слов. Важно, что в ходе, таких игр легко устанавливается эмоциональный контакт взрослого с ребёнком. По мере овладения он начинает самостоятельно играть в эти игры. В звукоподражательных играх развивается фонетический слух, отрабатывается чёткость произношения. Игры с сюжетными игрушками, игры-инсценировки способствуют развёртыванию диалога, обогащению словарного запаса.
Все эти игры и занятия способствуют развитию речи у детей дошкольного возраста.
Речь является обязательным условием развития личности человека. Однако педагоги, психологи, методисты все чаще обращают внимание, что снижается речевая активность детей. Обратим внимание на причины:
Поэтому речевое развитие по-прежнему остается наиболее актуальным в дошкольном возрасте
Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Таким образом, формирование правильной речи является одной из основных задач дошкольного образования. Однако анализ практической ситуации за последние несколько лет свидетельствует о ежегодном увеличении количества дошкольников с речевыми нарушениями.
На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста встречается редко. Поэтому необходимо заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых форм русского языка.
Литература: