Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Экознайка»

Восковец Татьяна Александровна

Воспитатель, МБДОУ д/с №47 "Гусельки", г. Сургут, Тюменская область, ХМАО-Югра

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Восковец Т.А. Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Экознайка» // Совушка. 2021. N2 (24). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/24/ (дата обращения: 22.02.2025).

Заказ № 1052140


 

Паспорт дополнительной общеразвивающей программы «Экознайка»

Полное название дополнительной

общеразвивающей программы

«Экознайка»

Ф.И.О. педагогического работника, реализующего дополнительную общеразвивающую программу

Восковец Татьяна Александровна,

педагог дополнительного образования.

Год разработки дополнительной

общеразвивающей программы

2020-2021гг.

Где, когда и кем утверждена дополнительная общеразвивающая программа

Информация о наличии рецензии

нет

Цель дополнительной общеразвивающей

программы

Формирование элементарных экологических представлений у обучающихся в процессе изучения системы взаимосвязей живой и неживой природы и места человека в ней, с включением регионального компонента (ХМАО-Югра), уважение и заботливое отношение к природе.

Задачи дополнительной общеразвивающей

программы

Обучающие:

  • Расширять экологические представления о взаимосвязи всех живых организмов в природе; о взаимосвязи жизни диких животных леса со средой обитания и человека;
  • Обогащать представления о профессиях, которые связаны с защитой природы; о Красной книге; о заповедниках;
  • Учить различать деревья, растения по коре, расположению ветвей, листьям, цветам, плодам и называть 5-6 деревьев, 2-3 кустарника, 5 травянистых растений (лесных, луговых, садовых), по 5 видов ягод, грибов, 3 комнатных растения;
  • Учить различать и называть домашних животных и их детенышей, диких зверей и их детенышей; уточнить представления обучающихся об их повадках, условиях жизни;
  • Учить различать и называть 5-6 видов птиц, 8-10 насекомых, 5-6 видов рыб и земноводных.

Развивающие:

  • Развивать предпосылки эколого-экономического сознания обучающихся;
  • Познавательную активность;
  • Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи;   наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки явлений природы;
  • Развивать первичные представления о зависимости здоровья человека от загрязнения окружающей среды.

Воспитательные:

  • Воспитывать любовь к родному краю и умение правильно вести себя в природе;
  • Потребность в соблюдении чистоты в окружающей природе;
  • Бережное отношение к природным ресурсам родного края: рекам, лесам, животному и растительному миру.

Информация об уровне дополнительной

общеразвивающей программы

Стартовый

Ожидаемые результаты освоения дополнительной общеразвивающей программы

 

 

 

 

 

 

На первом году обучения:

  • имеют представления о деревьях, кустарниках, травянистых растениях, ягодах, грибах, комнатных растениях;
  • имеют представления о домашних животных и их детенышах, диких зверях и их детенышах; об их повадках, условиях жизни;
  • имеют представления о птицах, насекомых, рыбах и земноводных.
  • имеют экологические представления о взаимосвязи всех живых организмов в природе; о взаимосвязи жизни диких животных леса со средой обитания и человека;
  • имеют представления о профессиях, которые связаны с защитой природы; о Красной книге; о заповедниках;
  • умеют устанавливать простейшие причинно-следственные связи; наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки явлений природы;
  • имеют представления о правилах поведения в природе; о соблюдении чистоты в окружающей природе;
  • бережно относятся к природным ресурсам родного края: рекам, лесам, животному и растительному миру.

Срок реализации дополнительной

общеразвивающей программы

1 год

Количество часов в неделю/год,

необходимых для реализации дополнительной общеразвивающей

программы

2/37

Возраст обучающихся по дополнительной общеразвивающей программе

дошкольники 5-6 лет

 

Пояснительная записка

Экологический кризис во всем мире диктует необходимость интенсивной профилактической работы по формированию у населения экологического сознания, культуры природопользования. Основы осознанного отношения к окружающему миру закладываются в дошкольный период детства. Именно дошкольный возраст характеризуется эмоционально насыщенным восприятием. Дети легко откликаются на предложения взрослых, с удовольствием включаются в деятельность. Все это дает возможность успешно формировать положительное, бережное и ответственное отношение к природе своего города, что является началом бережного отношения к сохранению природы своего края, своей страны.

Развитие элементарных экологических представлений у детей дошкольного возраста имеет большую ценность для интенсивного умственного развития ребенка, его познавательных интересов и любознательности, наблюдательности и умения анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать. Эта тема является одной из востребованных проблем дошкольного образования, так как основы экологической ответственности закладываются в дошкольном детстве. В современном мире экологическому просветительской деятельности отводится огромная роль в развитии и становлении личности с активной жизненной позицией, готовой конструктивно и творчески решать возникающие перед обществом задачи. Это обусловлено проблемой загрязнения окружающей природы и потребительскому отношению к ней.

О значении экологического воспитания дошкольников говорили многие отечественные педагоги и психологи Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, В.А. Сухомлинский Именно непосредственные наблюдения окружающей природы составят первоначальные логические упражнения мысли, а сама логика есть отражение в нашем уме связи предметов и явлений природы. Особенно ярко эта тенденция проявляется в экологическом образовании.

Важную роль духовной составляющей в формировании человека подчеркивали П.П. Блонский, В.С. Соловьев и др. Проблема ценностных ориентаций в системе экологического образования отражена в работах С.Н. Глазачева, И.Д. Зверева и др.

С позиции деятельностного подхода Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева в обучении дошкольников, проектный метод является одним из эффективных методов развития детей, который учитывает их психологические особенности: любознательность, исследовательский интерес, активность, инициативность.

Однако в целом вопросы развития экологического мышления как компонента экологической культуры дошкольников в системе экологического образования представляются еще недостаточно изученными. Проблема заключается в том, что с 5-6 лет закладывается основа отношения детей к природе, осознание ее как уникальной ценности. Данный этап детства является наиболее сенситивным для приобщения детей к разным формам экологической деятельности, однако на этом пути встречаются определенные трудности.

Эффективным средством развития экологических представлений у дошкольников можно считать проектную деятельность, а также использование знаково-символических средств в процессе образовательной деятельности. Метод проектов позволяет ребенку активно войти в широкий окружающий мир, сориентироваться в нем, понять окружающую его действительность. В ходе организации практической проектной деятельности дети приобретают ценный опыт сотрудничества со сверстниками, взрослыми, учатся планировать свои действия, манипулировать полученными знаниями. Использовать в образовательной деятельности знаково-символические средства. направленные на усвоение определенных способов действий с предметами и их заменителями (изображениями, графическими моделями, моделями и т.д.). Происходит более эффективное усвоение экологических представлений.

Программа экологической направленности «Экознайка» предназначена для дошкольников 5-6 лет. Программа рассчитана на 37 часов, срок реализации 1 год. Занятия проводятся 2 раза в неделю группой 10 человек. Продолжительность занятия 25 минут.

Цель и задачи программы

Цель: Формирование элементарных экологических представлений у обучающихся в процессе изучения системы взаимосвязей живой и неживой природы и места человека в ней, с включением регионального компонента (ХМАО-Югра), уважение и заботливое отношение к природе.

Задачи:

Обучающие:

  • Расширять экологические представления о взаимосвязи всех живых организмов в природе; о взаимосвязи жизни диких животных леса со средой обитания и человека;
  • Обогащать представления о профессиях, которые связаны с защитой природы; о Красной книге; о заповедниках;
  • Учить различать деревья, растения по коре, расположению ветвей, листьям, цветам, плодам и называть 5-6 деревьев, 2-3 кустарника, 5 травянистых растений (лесных, луговых, садовых), по 5 видов ягод, грибов, 3 комнатных растения;
  • Учить различать и называть домашних животных и их детенышей, диких зверей и их детенышей; уточнить представления обучающихся об их повадках, условиях жизни;
  • Учить различать и называть 5-6 видов птиц, 8-10 насекомых, 5-6 видов рыб и земноводных.

Развивающие:

  • Развивать предпосылки эколого-экономического сознания обучающихся;
  • Познавательную активность;
  • Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи; наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки явлений природы;
  • Развивать первичные представления о зависимости здоровья человека от загрязнения окружающей среды.

Воспитательные:

  • Воспитывать любовь к родному краю и умение правильно вести себя в природе;
  • Потребность в соблюдении чистоты в окружающей природе;
  • Бережное отношение к природным ресурсам родного края: рекам, лесам, животному и растительному миру.

Условия реализации программы

Программа рассчитана на 1 год обучения. Количество часов в учебном году – 37. Занятия проводятся 2 раза в неделю продолжительностью 25 минут. Для успешной реализации программы целесообразно объединение детей в учебные группы численностью 10 человек.

Формы и режим занятий

В процессе реализации программы используются разнообразные формы занятий: беседа, практическая работа с постоянным индивидуальным консультированием обучающихся, игра, конкурс, викторина, выставка и др.

Основные формы организации занятий: фронтальная в сочетании с индивидуальной. При этом она может варьироваться педагогом и выбирается с учетом той или иной темы.

Методика предусматривает проведение занятий в различных формах: групповой, парной, индивидуальной.

Групповые занятия, с одной стороны, проводятся в игровой форме (при соблюдении различных игровых правил) подавая самый разнообразный материал, а, с другой стороны, готовят ребёнка к восприятию традиционных школьных форм подачи информации в системе «учитель – ученики».

Во время группового занятия часть времени отводиться на парное взаимодействие детей друг с другом, что способствует, с одной стороны, развитию коммуникативных навыков (умению договариваться, уступать, выслушивать другого, понятно и убедительно излагать свои пожелания и требования, совместно решать проблемы, радоваться достижениям другого ребёнка и т.п.) а, с другой стороны, закреплению знаний, умений и навыков, полученных при фронтальной форме обучения.

Во время группового занятия часть времени отводится на индивидуальную работу с отдельными детьми, что способствует развитию уверенности их в своих силах. Она выражается в поддержке, уточнении задания, напоминании, пояснении, помощи в выполнении задания с помощью наводящих вопросов педагога.

Программа первого года обучения предусматривает в основном групповые занятия, групповые в сочетании с парным взаимодействием детей друг с другом, групповые занятия, часть времени которого, отводиться на индивидуальную работу с отдельными детьми. Цель которых помочь ребёнку уверенно чувствовать себя в различных видах деятельности.

Планируемые результаты освоения программы

Предполагается, что у ребёнка, прошедшего обучение по настоящей программе, будут сформированы:

На первом году обучения дошкольники будут иметь представления:

  • о деревьях, кустарниках, травянистых растениях, ягодах, грибах, комнатных растениях;
  • о домашних животных и их детенышах, диких зверях и их детенышах; об их повадках, условиях жизни;
  • о птицах, насекомых, рыбах и земноводных.
  • о взаимосвязи всех живых организмов в природе; о взаимосвязи жизни диких животных леса со средой обитания и человека;
  • о профессиях, которые связаны с защитой природы; о Красной книге; о заповедниках;
  • умеют устанавливать простейшие причинно-следственные связи; наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки явлений природы;
  • о правилах поведения в природе; о соблюдении чистоты в окружающей природе;
  • бережно относятся к природным ресурсам родного края: рекам, лесам, животному и растительному миру.

Материальное оснащение программы

 

Наименование

 

Количество

 

1

Бумага (А-4)

2

2

Плакат

10

3

Клей-карандаш

10

4

Цветная бумага

10

5

Карандаши

10

6

Краски

10

7

Ножницы

10

8

Кисти

10

9

Методическое пособие «Дикие животные разных климатических зон»

1

10

Методическое пособие «Домашние животные»

1

11

Методическое пособие «Насекомые»

1

12

Методическое пособие «Пресноводные рыбы»

1

13

Методическое пособие «Аквариумные рыбки»

1

14

Методическое пособие «Комнатные растения»

1

15

Методическое пособие «Живая и неживая природа»

1

16

Методическое пособие «Грибы»

1

17

Методическое пособие «Ягоды»

1

18

Методическое пособие «Деревья и кустарники»

1

19

Методическое пособие «Цветы»

1

20

Интерактивная панель

1

Учебно-тематический план на 2020-2021 учебный год

Раздел, тема

Количество часов

Теоретическая часть

Практическая часть

Всего часов

 

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности и противопожарной безопасности.

0,5

-

0,5

 

«Что нас окружает?»

0,5

0,5

1

 

«Хлеб – всему голова»

0,5

0,5

1

 

«Волшебница-осень»

0,5

0,5

1

 

«Насекомые»

0,5

0,5

1

 

«Как звери к зиме готовятся»

0,5

0,5

1

 

«Чистый воздух и вода – богатство страны»

0,5

1

1,5

 

«Хрустальные родники»

0,5

0,5

1

 

«Волшебница-вода»

0,5

0,5

1

 

«Лекарственные растения»

0,5

0,5

1

 

«Ветер, ветер, ты могуч»!

0,5

0,5

1

 

«Воздух»

0,5

0,5

1

 

«Воздух и свет»

0,5

0,5

1

 

«Водоемы родного края»

0,5

0,5

1

 

«Удивительный лес»

0,5

0,5

1

 

«Кто живет в нашем аквариуме?»

0,5

0,5

1

 

«Космос. Звезды. Вселенная»

0,5

0,5

1

 

«Птицы нашего края»

0,5

1

1,5

 

«Зимующие птицы»

0,5

0,5

1

 

«По страницам лесной газеты»

0,5

1

1,5

 

«Культурные и дикорастущие растения»

0,5

1

1,5

 

«Комнатные растения. Уголок природы»

0,5

0,5

1

 

«Жизнь диких зверей наших лесов»

0,5

0,5

1

 

«Домашние животные – друзья человека»

 

0,5

0,5

 

«Профессия эколог»

0,5

0,5

1

 

«Лесник – помощник и защитник леса»

0,5

0,5

1

 

«Посев семян»

0,5

0,5

1

 

«О вреде мусорных свалок»

0,5

0,5

1

 

«Это поможет природе!»

0,5

0,5

1

 

«Береги природу родного края»

0,5

1

1

 

«Защитники природы»

0,5

0,5

1

 

«Красная книга родного края»

0,5

0,5

1

 

«Путешествие растений»

0,5

0,5

1

 

«Человек – часть природы»

0,5

1

1,5

 

КВН «Времена года»

0,5

0,5

1

 

Итого

17

20

37

Содержание программы

Календарно-тематическое планирование на 2020-2021 учебный год

Тема занятия

Кол-во часов

Дата проведения занятия

(план)

Дата проведения занятия

(факт)

 

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности и противопожарной безопасности.

0,5

02.09.20

 

 

«Что нас окружает?»

0,5

04.09.20

 

0,5

09.09.20

 

 

«Хлеб – всему голова»

0,5

11.09.20

 

0,5

16.09.20

 

4

«Волшебница-осень»

0,5

18.09.20

 

0,5

23.09.20

 

 

«Насекомые»

0,5

25.09.20

 

0,5

30.09.20

 

 

«Как звери к зиме готовятся»

0,5

02.10.20

 

0,5

07.10.20

 

7

«Чистый воздух и вода – богатство страны»

0,5

09.10.20

 

0,5

14.10.20

 

0,5

16.10.20

 

8

«Хрустальные родники»

0,5

21.10.20

 

0,5

23.10.20

 

9

«Волшебница-вода»

0,5

28.10.20

 

0,5

30.10.20

 

10

«Лекарственные растения»

0,5

06.11.20

 

0,5

11.11.20

 

11

«Ветер, ветер, ты могуч»

0,5

13.11.20

 

0,5

18.11.20

 

12

«Воздух»

0,5

20.11.20

 

0,5

25.11.20

 

13

«Воздух и свет»

0,5

27.11.20

 

0,5

02.12.20

 

14

«Водоемы родного края»

0,5

04.12.20

 

15

«Удивительный лес»

0,5

09.12.20

 

0,5

11.12.20

 

16

«Кто живет в нашем аквариуме?»

0,5

16.12.20

 

0,5

18.12.20

 

17

«Космос. Звезды. Вселенная»

0,5

23.12.20

 

0,5

25.12.20

 

18

«Птицы нашего края»

0,5

30.12.20

 

0,5

13.01.21

 

0,5

15.01.21

 

19

«Зимующие птицы»

0,5

20.01.21

 

0,5

22.01.21

 

0,5

27.01.21

 

20

«По страницам лесной газеты»

0,5

29.01.21

 

0,5

03.02.21

 

21

«Культурные и дикорастущие растения»

0,5

05.02.21

 

0,5

10.02.21

 

0,5

12.02.21

 

22

«Комнатные растения. Уголок природы»

0,5

17.02.21

 

0,5

19.02.21

 

23

«Жизнь диких зверей наших лесов»

0,5

24.02.21

 

0,5

26.02.21

 

24

«Домашние животные – друзья человека»

0,5

03.03.21

 

25

«Профессия эколог»

0,5

05.03.21

 

0,5

10.03.21

 

26

«Лесник – помощник и защитник леса»

0,5

12.03.21

 

27

«Посев семян»

0,5

17.03.21

 

0,5

19.03.21

 

28

«О вреде мусорных свалок»

0,5

24.03.21

 

0,5

26.03.21

 

29

«Это поможет природе!»

0,5

31.03.21

 

0,5

02.04.21

 

30

«Береги природу родного края»

0,5

07.04.21

 

0,5

09.04.21

 

31

«Защитники природы»

0,5

14.04.21

 

0,5

16.04.21

 

32

«Красная книга родного края»

0,5

21.04.21

 

0,5

23.04.21

 

0,5

28.04.21

 

0,5

30.04.21

 

33

«Путешествие растений»

0,5

05.05.21

 

0,5

07.05.21

 

0,5

12.05.21

 

34

«Человек – часть природы»

0,5

14.05.21

 

0,5

19.05.21

 

0,5

21.05.21

 

35

КВН «Времена года»

0,5

26.05.21

 

0,5

28.05.21

 

Первый год обучения

Раздел 1. Вводный раздел.

Тема 1.1 Вводное занятие.

Знакомство с содержанием образовательной программы первого года обучения. Знакомство с техникой безопасности и противопожарной безопасности.

Практические занятия. Проигрывание правил безопасности.

Тема 1.2. «Что нас окружает?» Изучение объектов, созданных природой и человеком; расширение представлений о содружестве человека и природы, о положительном и отрицательном влиянии человека на природу; воспитание бережного отношения к природе.

Практическое задание. Построение модели «Помощь и вред Матушке-Земле»

Тема 1.3. «Что нас окружает?» Изучение объектов, созданных природой и человеком; расширение представлений о содружестве человека и природы, о положительном и отрицательном влиянии человека на природу; воспитание бережного отношения к природе.

Практическое задание. Коллективный рисунок «Необитаемый остров»

Раздел 2. Основной раздел.

Тема 2.1. «Хлеб – всему голова» Знакомство с процессом выращивания хлеба.

Практические занятия. Лепка из теста.

Тема 2.2. «Волшебница-осень» Обобщение и систематизация знаний детей об осени; формирование экологической культуры личности дошкольника старшей группы; воспитание бережного отношения к растениям и животным.

Практическое задание. Коллективная творческая работа из природного материала «Осень в саду».

Тема 2.3. «Насекомые» Расширение знаний и представлений детей об особенностях внешнего вида и жизненных проявлениях насекомых.

Практическое задание. Оригами «Бабочки»

Тема 2.4. «Как звери готовятся к зиме» Закрепление знаний детей о диких животных.

Практическое задание. Решение логической задачи «Что рассказал еж?» и создание фокальных объектов из предложенных карточек на тему «Необычное животное».

Тема 2.5. «Чистый воздух и вода – богатство страны» Формирование представлений о планете Земля, ее атмосфере; расширение знаний о роли воды, воздуха, солнца в жизни человека. Воспитание бережного отношения к чистоте воздуха и воды.

Практическое задание. Рисование свечой.

Тема 2.6. «Хрустальные родники» Формирование представлений детей о роли и значении родников.

Практическое задание. Коллективная аппликация-коллаж «Берегите родники!»

Тема 2.7. «Волшебница-вода» Уточнение и расширение представлений детей о свойствах воды (источниках воды); развитие познавательного интереса к исследовательской деятельности; воспитание бережного отношения к воде как основному природному ресурсу; развитие творческого мышления.

Практическое задание. Опыты с водой.

Тема 2.8. «Лекарственные растения» Формирование умения узнавать и правильно называть лекарственные травы; закрепление знаний о простейших способах использования некоторых лекарственных растений для лечения, о правилах их сбора. Воспитание познавательного интереса к природе.

Практическое задание. Плакат «Лекарственные растения».

Тема 2.9. «Ветер, ветер, ты могуч» Расширение знаний детей об окружающем мире: ветер, свойства ветра, взаимодействие с водой и светом; воспитание умения работать в коллективе.

Практическое задание. Изготовление флюгера.

Тема 2.10. «Воздух» Расширение знаний детей об окружающем мире: свойства воздуха, земли, воды, огня, взаимодействие между ними.

Практическое задание. Опыты «Воздух повсюду».

Тема 2.11. «Воздух и свет» Формирование представлений о том, какое большое значение имеют воздух, вода и свет для всего живого на земле (здоровья, роста и развития).

Практическое задание. Опыт «Очистим воду».

Тема 2.12. «Водоемы родного края» Расширение представлений о водоемах родного края (реках, озерах, болотах, родниках).

Практическое задание. Рисование «Гость из водоема».

Тема 2.13. «Удивительный лес» Уточнение и расширение имеющиеся представлений детей о лесе и его обитателях; взаимосвязи и взаимодействии живых организмов леса; формирование представлений об условиях среды, к которой приспособились животные и растения.

Практическое задание. Экскурсия в лес.

Тема 2.14. «Кто живет в аквариуме?» Уточнение и расшир