Восковец Татьяна Александровна
Воспитатель, МБДОУ д/с №47 "Гусельки", г. Сургут, Тюменская область, ХМАО-Югра
Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):
Восковец Т.А. Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Экознайка» // Совушка. 2021. N2 (24). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/24/ (дата обращения: 22.02.2025).
Заказ № 1052140
Паспорт дополнительной общеразвивающей программы «Экознайка»
Полное название дополнительной общеразвивающей программы |
«Экознайка» |
Ф.И.О. педагогического работника, реализующего дополнительную общеразвивающую программу |
Восковец Татьяна Александровна, педагог дополнительного образования. |
Год разработки дополнительной общеразвивающей программы |
2020-2021гг. |
Где, когда и кем утверждена дополнительная общеразвивающая программа |
|
Информация о наличии рецензии |
нет |
Цель дополнительной общеразвивающей программы |
Формирование элементарных экологических представлений у обучающихся в процессе изучения системы взаимосвязей живой и неживой природы и места человека в ней, с включением регионального компонента (ХМАО-Югра), уважение и заботливое отношение к природе. |
Задачи дополнительной общеразвивающей программы |
Обучающие:
Развивающие:
Воспитательные:
|
Информация об уровне дополнительной общеразвивающей программы |
Стартовый |
Ожидаемые результаты освоения дополнительной общеразвивающей программы
|
На первом году обучения:
|
Срок реализации дополнительной общеразвивающей программы |
1 год |
Количество часов в неделю/год, необходимых для реализации дополнительной общеразвивающей программы |
2/37 |
Возраст обучающихся по дополнительной общеразвивающей программе |
дошкольники 5-6 лет |
Пояснительная записка
Экологический кризис во всем мире диктует необходимость интенсивной профилактической работы по формированию у населения экологического сознания, культуры природопользования. Основы осознанного отношения к окружающему миру закладываются в дошкольный период детства. Именно дошкольный возраст характеризуется эмоционально насыщенным восприятием. Дети легко откликаются на предложения взрослых, с удовольствием включаются в деятельность. Все это дает возможность успешно формировать положительное, бережное и ответственное отношение к природе своего города, что является началом бережного отношения к сохранению природы своего края, своей страны.
Развитие элементарных экологических представлений у детей дошкольного возраста имеет большую ценность для интенсивного умственного развития ребенка, его познавательных интересов и любознательности, наблюдательности и умения анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать. Эта тема является одной из востребованных проблем дошкольного образования, так как основы экологической ответственности закладываются в дошкольном детстве. В современном мире экологическому просветительской деятельности отводится огромная роль в развитии и становлении личности с активной жизненной позицией, готовой конструктивно и творчески решать возникающие перед обществом задачи. Это обусловлено проблемой загрязнения окружающей природы и потребительскому отношению к ней.
О значении экологического воспитания дошкольников говорили многие отечественные педагоги и психологи Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, В.А. Сухомлинский Именно непосредственные наблюдения окружающей природы составят первоначальные логические упражнения мысли, а сама логика есть отражение в нашем уме связи предметов и явлений природы. Особенно ярко эта тенденция проявляется в экологическом образовании.
Важную роль духовной составляющей в формировании человека подчеркивали П.П. Блонский, В.С. Соловьев и др. Проблема ценностных ориентаций в системе экологического образования отражена в работах С.Н. Глазачева, И.Д. Зверева и др.
С позиции деятельностного подхода Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева в обучении дошкольников, проектный метод является одним из эффективных методов развития детей, который учитывает их психологические особенности: любознательность, исследовательский интерес, активность, инициативность.
Однако в целом вопросы развития экологического мышления как компонента экологической культуры дошкольников в системе экологического образования представляются еще недостаточно изученными. Проблема заключается в том, что с 5-6 лет закладывается основа отношения детей к природе, осознание ее как уникальной ценности. Данный этап детства является наиболее сенситивным для приобщения детей к разным формам экологической деятельности, однако на этом пути встречаются определенные трудности.
Эффективным средством развития экологических представлений у дошкольников можно считать проектную деятельность, а также использование знаково-символических средств в процессе образовательной деятельности. Метод проектов позволяет ребенку активно войти в широкий окружающий мир, сориентироваться в нем, понять окружающую его действительность. В ходе организации практической проектной деятельности дети приобретают ценный опыт сотрудничества со сверстниками, взрослыми, учатся планировать свои действия, манипулировать полученными знаниями. Использовать в образовательной деятельности знаково-символические средства. направленные на усвоение определенных способов действий с предметами и их заменителями (изображениями, графическими моделями, моделями и т.д.). Происходит более эффективное усвоение экологических представлений.
Программа экологической направленности «Экознайка» предназначена для дошкольников 5-6 лет. Программа рассчитана на 37 часов, срок реализации 1 год. Занятия проводятся 2 раза в неделю группой 10 человек. Продолжительность занятия 25 минут.
Цель и задачи программы
Цель: Формирование элементарных экологических представлений у обучающихся в процессе изучения системы взаимосвязей живой и неживой природы и места человека в ней, с включением регионального компонента (ХМАО-Югра), уважение и заботливое отношение к природе.
Задачи:
Обучающие:
Развивающие:
Воспитательные:
Условия реализации программы
Программа рассчитана на 1 год обучения. Количество часов в учебном году – 37. Занятия проводятся 2 раза в неделю продолжительностью 25 минут. Для успешной реализации программы целесообразно объединение детей в учебные группы численностью 10 человек.
Формы и режим занятий
В процессе реализации программы используются разнообразные формы занятий: беседа, практическая работа с постоянным индивидуальным консультированием обучающихся, игра, конкурс, викторина, выставка и др.
Основные формы организации занятий: фронтальная в сочетании с индивидуальной. При этом она может варьироваться педагогом и выбирается с учетом той или иной темы.
Методика предусматривает проведение занятий в различных формах: групповой, парной, индивидуальной.
Групповые занятия, с одной стороны, проводятся в игровой форме (при соблюдении различных игровых правил) подавая самый разнообразный материал, а, с другой стороны, готовят ребёнка к восприятию традиционных школьных форм подачи информации в системе «учитель – ученики».
Во время группового занятия часть времени отводиться на парное взаимодействие детей друг с другом, что способствует, с одной стороны, развитию коммуникативных навыков (умению договариваться, уступать, выслушивать другого, понятно и убедительно излагать свои пожелания и требования, совместно решать проблемы, радоваться достижениям другого ребёнка и т.п.) а, с другой стороны, закреплению знаний, умений и навыков, полученных при фронтальной форме обучения.
Во время группового занятия часть времени отводится на индивидуальную работу с отдельными детьми, что способствует развитию уверенности их в своих силах. Она выражается в поддержке, уточнении задания, напоминании, пояснении, помощи в выполнении задания с помощью наводящих вопросов педагога.
Программа первого года обучения предусматривает в основном групповые занятия, групповые в сочетании с парным взаимодействием детей друг с другом, групповые занятия, часть времени которого, отводиться на индивидуальную работу с отдельными детьми. Цель которых помочь ребёнку уверенно чувствовать себя в различных видах деятельности.
Планируемые результаты освоения программы
Предполагается, что у ребёнка, прошедшего обучение по настоящей программе, будут сформированы:
На первом году обучения дошкольники будут иметь представления:
Материальное оснащение программы
№
|
Наименование
|
Количество
|
1 |
Бумага (А-4) |
2 |
2 |
Плакат |
10 |
3 |
Клей-карандаш |
10 |
4 |
Цветная бумага |
10 |
5 |
Карандаши |
10 |
6 |
Краски |
10 |
7 |
Ножницы |
10 |
8 |
Кисти |
10 |
9 |
Методическое пособие «Дикие животные разных климатических зон» |
1 |
10 |
Методическое пособие «Домашние животные» |
1 |
11 |
Методическое пособие «Насекомые» |
1 |
12 |
Методическое пособие «Пресноводные рыбы» |
1 |
13 |
Методическое пособие «Аквариумные рыбки» |
1 |
14 |
Методическое пособие «Комнатные растения» |
1 |
15 |
Методическое пособие «Живая и неживая природа» |
1 |
16 |
Методическое пособие «Грибы» |
1 |
17 |
Методическое пособие «Ягоды» |
1 |
18 |
Методическое пособие «Деревья и кустарники» |
1 |
19 |
Методическое пособие «Цветы» |
1 |
20 |
Интерактивная панель |
1 |
Учебно-тематический план на 2020-2021 учебный год
№ |
Раздел, тема |
Количество часов |
||
Теоретическая часть |
Практическая часть |
Всего часов |
||
Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности и противопожарной безопасности. |
0,5 |
- |
0,5 |
|
«Что нас окружает?» |
0,5 |
0,5 |
1 |
|
«Хлеб – всему голова» |
0,5 |
0,5 |
1 |
|
«Волшебница-осень» |
0,5 |
0,5 |
1 |
|
«Насекомые» |
0,5 |
0,5 |
1 |
|
«Как звери к зиме готовятся» |
0,5 |
0,5 |
1 |
|
«Чистый воздух и вода – богатство страны» |
0,5 |
1 |
1,5 |
|
«Хрустальные родники» |
0,5 |
0,5 |
1 |
|
«Волшебница-вода» |
0,5 |
0,5 |
1 |
|
«Лекарственные растения» |
0,5 |
0,5 |
1 |
|
«Ветер, ветер, ты могуч»! |
0,5 |
0,5 |
1 |
|
«Воздух» |
0,5 |
0,5 |
1 |
|
«Воздух и свет» |
0,5 |
0,5 |
1 |
|
«Водоемы родного края» |
0,5 |
0,5 |
1 |
|
«Удивительный лес» |
0,5 |
0,5 |
1 |
|
«Кто живет в нашем аквариуме?» |
0,5 |
0,5 |
1 |
|
«Космос. Звезды. Вселенная» |
0,5 |
0,5 |
1 |
|
«Птицы нашего края» |
0,5 |
1 |
1,5 |
|
«Зимующие птицы» |
0,5 |
0,5 |
1 |
|
«По страницам лесной газеты» |
0,5 |
1 |
1,5 |
|
«Культурные и дикорастущие растения» |
0,5 |
1 |
1,5 |
|
«Комнатные растения. Уголок природы» |
0,5 |
0,5 |
1 |
|
«Жизнь диких зверей наших лесов» |
0,5 |
0,5 |
1 |
|
«Домашние животные – друзья человека» |
|
0,5 |
0,5 |
|
«Профессия эколог» |
0,5 |
0,5 |
1 |
|
«Лесник – помощник и защитник леса» |
0,5 |
0,5 |
1 |
|
«Посев семян» |
0,5 |
0,5 |
1 |
|
«О вреде мусорных свалок» |
0,5 |
0,5 |
1 |
|
«Это поможет природе!» |
0,5 |
0,5 |
1 |
|
«Береги природу родного края» |
0,5 |
1 |
1 |
|
«Защитники природы» |
0,5 |
0,5 |
1 |
|
«Красная книга родного края» |
0,5 |
0,5 |
1 |
|
«Путешествие растений» |
0,5 |
0,5 |
1 |
|
«Человек – часть природы» |
0,5 |
1 |
1,5 |
|
КВН «Времена года» |
0,5 |
0,5 |
1 |
|
|
Итого |
17 |
20 |
37 |
Содержание программы
Календарно-тематическое планирование на 2020-2021 учебный год
№ |
Тема занятия |
Кол-во часов |
Дата проведения занятия (план) |
Дата проведения занятия (факт) |
Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности и противопожарной безопасности. |
0,5 |
02.09.20 |
|
|
«Что нас окружает?» |
0,5 |
04.09.20 |
|
|
0,5 |
09.09.20 |
|
||
«Хлеб – всему голова» |
0,5 |
11.09.20 |
|
|
0,5 |
16.09.20 |
|
||
4 |
«Волшебница-осень» |
0,5 |
18.09.20 |
|
0,5 |
23.09.20 |
|
||
«Насекомые» |
0,5 |
25.09.20 |
|
|
0,5 |
30.09.20 |
|
||
«Как звери к зиме готовятся» |
0,5 |
02.10.20 |
|
|
0,5 |
07.10.20 |
|
||
7 |
«Чистый воздух и вода – богатство страны» |
0,5 |
09.10.20 |
|
0,5 |
14.10.20 |
|
||
0,5 |
16.10.20 |
|
||
8 |
«Хрустальные родники» |
0,5 |
21.10.20 |
|
0,5 |
23.10.20 |
|
||
9 |
«Волшебница-вода» |
0,5 |
28.10.20 |
|
0,5 |
30.10.20 |
|
||
10 |
«Лекарственные растения» |
0,5 |
06.11.20 |
|
0,5 |
11.11.20 |
|
||
11 |
«Ветер, ветер, ты могуч» |
0,5 |
13.11.20 |
|
0,5 |
18.11.20 |
|
||
12 |
«Воздух» |
0,5 |
20.11.20 |
|
0,5 |
25.11.20 |
|
||
13 |
«Воздух и свет» |
0,5 |
27.11.20 |
|
0,5 |
02.12.20 |
|
||
14 |
«Водоемы родного края» |
0,5 |
04.12.20 |
|
15 |
«Удивительный лес» |
0,5 |
09.12.20 |
|
0,5 |
11.12.20 |
|
||
16 |
«Кто живет в нашем аквариуме?» |
0,5 |
16.12.20 |
|
0,5 |
18.12.20 |
|
||
17 |
«Космос. Звезды. Вселенная» |
0,5 |
23.12.20 |
|
0,5 |
25.12.20 |
|
||
18 |
«Птицы нашего края» |
0,5 |
30.12.20 |
|
0,5 |
13.01.21 |
|
||
0,5 |
15.01.21 |
|
||
19 |
«Зимующие птицы» |
0,5 |
20.01.21 |
|
0,5 |
22.01.21 |
|
||
0,5 |
27.01.21 |
|
||
20 |
«По страницам лесной газеты» |
0,5 |
29.01.21 |
|
0,5 |
03.02.21 |
|
||
21 |
«Культурные и дикорастущие растения» |
0,5 |
05.02.21 |
|
0,5 |
10.02.21 |
|
||
0,5 |
12.02.21 |
|
||
22 |
«Комнатные растения. Уголок природы» |
0,5 |
17.02.21 |
|
0,5 |
19.02.21 |
|
||
23 |
«Жизнь диких зверей наших лесов» |
0,5 |
24.02.21 |
|
0,5 |
26.02.21 |
|
||
24 |
«Домашние животные – друзья человека» |
0,5 |
03.03.21 |
|
25 |
«Профессия эколог» |
0,5 |
05.03.21 |
|
0,5 |
10.03.21 |
|
||
26 |
«Лесник – помощник и защитник леса» |
0,5 |
12.03.21 |
|
27 |
«Посев семян» |
0,5 |
17.03.21 |
|
0,5 |
19.03.21 |
|
||
28 |
«О вреде мусорных свалок» |
0,5 |
24.03.21 |
|
0,5 |
26.03.21 |
|
||
29 |
«Это поможет природе!» |
0,5 |
31.03.21 |
|
0,5 |
02.04.21 |
|
||
30 |
«Береги природу родного края» |
0,5 |
07.04.21 |
|
0,5 |
09.04.21 |
|
||
31 |
«Защитники природы» |
0,5 |
14.04.21 |
|
0,5 |
16.04.21 |
|
||
32 |
«Красная книга родного края» |
0,5 |
21.04.21 |
|
0,5 |
23.04.21 |
|
||
0,5 |
28.04.21 |
|
||
0,5 |
30.04.21 |
|
||
33 |
«Путешествие растений» |
0,5 |
05.05.21 |
|
0,5 |
07.05.21 |
|
||
0,5 |
12.05.21 |
|
||
34 |
«Человек – часть природы» |
0,5 |
14.05.21 |
|
0,5 |
19.05.21 |
|
||
0,5 |
21.05.21 |
|
||
35 |
КВН «Времена года» |
0,5 |
26.05.21 |
|
0,5 |
28.05.21 |
|
Первый год обучения
Раздел 1. Вводный раздел.
Тема 1.1 Вводное занятие.
Знакомство с содержанием образовательной программы первого года обучения. Знакомство с техникой безопасности и противопожарной безопасности.
Практические занятия. Проигрывание правил безопасности.
Тема 1.2. «Что нас окружает?» Изучение объектов, созданных природой и человеком; расширение представлений о содружестве человека и природы, о положительном и отрицательном влиянии человека на природу; воспитание бережного отношения к природе.
Практическое задание. Построение модели «Помощь и вред Матушке-Земле»
Тема 1.3. «Что нас окружает?» Изучение объектов, созданных природой и человеком; расширение представлений о содружестве человека и природы, о положительном и отрицательном влиянии человека на природу; воспитание бережного отношения к природе.
Практическое задание. Коллективный рисунок «Необитаемый остров»
Раздел 2. Основной раздел.
Тема 2.1. «Хлеб – всему голова» Знакомство с процессом выращивания хлеба.
Практические занятия. Лепка из теста.
Тема 2.2. «Волшебница-осень» Обобщение и систематизация знаний детей об осени; формирование экологической культуры личности дошкольника старшей группы; воспитание бережного отношения к растениям и животным.
Практическое задание. Коллективная творческая работа из природного материала «Осень в саду».
Тема 2.3. «Насекомые» Расширение знаний и представлений детей об особенностях внешнего вида и жизненных проявлениях насекомых.
Практическое задание. Оригами «Бабочки»
Тема 2.4. «Как звери готовятся к зиме» Закрепление знаний детей о диких животных.
Практическое задание. Решение логической задачи «Что рассказал еж?» и создание фокальных объектов из предложенных карточек на тему «Необычное животное».
Тема 2.5. «Чистый воздух и вода – богатство страны» Формирование представлений о планете Земля, ее атмосфере; расширение знаний о роли воды, воздуха, солнца в жизни человека. Воспитание бережного отношения к чистоте воздуха и воды.
Практическое задание. Рисование свечой.
Тема 2.6. «Хрустальные родники» Формирование представлений детей о роли и значении родников.
Практическое задание. Коллективная аппликация-коллаж «Берегите родники!»
Тема 2.7. «Волшебница-вода» Уточнение и расширение представлений детей о свойствах воды (источниках воды); развитие познавательного интереса к исследовательской деятельности; воспитание бережного отношения к воде как основному природному ресурсу; развитие творческого мышления.
Практическое задание. Опыты с водой.
Тема 2.8. «Лекарственные растения» Формирование умения узнавать и правильно называть лекарственные травы; закрепление знаний о простейших способах использования некоторых лекарственных растений для лечения, о правилах их сбора. Воспитание познавательного интереса к природе.
Практическое задание. Плакат «Лекарственные растения».
Тема 2.9. «Ветер, ветер, ты могуч» Расширение знаний детей об окружающем мире: ветер, свойства ветра, взаимодействие с водой и светом; воспитание умения работать в коллективе.
Практическое задание. Изготовление флюгера.
Тема 2.10. «Воздух» Расширение знаний детей об окружающем мире: свойства воздуха, земли, воды, огня, взаимодействие между ними.
Практическое задание. Опыты «Воздух повсюду».
Тема 2.11. «Воздух и свет» Формирование представлений о том, какое большое значение имеют воздух, вода и свет для всего живого на земле (здоровья, роста и развития).
Практическое задание. Опыт «Очистим воду».
Тема 2.12. «Водоемы родного края» Расширение представлений о водоемах родного края (реках, озерах, болотах, родниках).
Практическое задание. Рисование «Гость из водоема».
Тема 2.13. «Удивительный лес» Уточнение и расширение имеющиеся представлений детей о лесе и его обитателях; взаимосвязи и взаимодействии живых организмов леса; формирование представлений об условиях среды, к которой приспособились животные и растения.
Практическое задание. Экскурсия в лес.
Тема 2.14. «Кто живет в аквариуме?» Уточнение и расшир