Конспект НОД на тему «В магазине игрушек». Cоставление описательных рассказов об игрушках по мнемосхеме.

Федорова Елена Вячеславовна

Воспитатель, Детский сад "Огонек", г. Надым, ЯНАО

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Федорова Е.В. Конспект НОД на тему «В магазине игрушек». Cоставление описательных рассказов об игрушках по мнемосхеме // Совушка. 2021. N2 (24). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/24/ (дата обращения: 22.02.2025).

Заказ № 1048826


 

Цель: Закреплять умение детей работать с мнемосхемой. Учить составлять описательные рассказы об игрушках по образцу воспитателя.

Задачи:

Образовательные:

  1. Уточнение, активизация и актуализация словаря по лексической теме «Игрушки»
  2. Обогащение словарного запаса детей прилагательными, обозначающими признаки предмета ( формы, величины, цветовых оттенков и т.д.)
  3. Закреплять умения составлять описательный рассказ об игрушках по схеме- плану, предложенному воспитателем.
  4. Следить, чтобы дети говорили четко, интонационно выразительно.

Воспитательные:

  1. Продолжить воспитывать бережное отношение к игрушкам.
  2. Формировать навыки культурного общения, сотрудничества, взаимодействия, самостоятельности.

Развивающие:

  1. Развивать у детей слуховое и зрительное внимание, мыслительные процессы (классификация, обобщения).
  2. Развивать память, творческое воображение.

Оборудование и материалы: ноутбук, СМАРТ доска, мнемосхема, игрушки из разных материалов: погремушка, мячик, плюшевый заяц, кукла, машина, карточки к игре «У меня есть, у меня нет».

Предварительная работа: Рассматривание игрушек, игры с ними, отгадывание загадок про игрушки.

 

Этапы мероп

риятия

Этапные задачи

Деятельность педагога

Осуществляемая деятельность

Предпосылки учебной деятельности

Контроль результатов деятельности

Введение в ситуацию

(2-3 мин.)

Создание условий для возникновения у детей внутренней потребности включения в деятельность (помочь)

Воспитатель: Ребята, вы любите ходить в детский сад? Что вам больше всего здесь нравится? (ответы детей).

Воспитатель: В нашем городе много детских садов, а детей еще больше. Скоро откроется новый садик.

Воспитатель: Ребята, что должно быть в детском саду, чтобы детям было там комфортно и интересно? (кровати, столы, стулья, игрушки).

Воспитатель: Заведующая садом, Светлана Ивановна, попросила меня спросить у вас, сможете ли вы помочь ей подобрать игрушки для нового сада, чтобы детям было интересно с ними играть.

Дети: Сможем помочь!

постановка детской цели: Зачем?

Целеполагание

Фиксация затруднения в деятельности

Обдумывание и планирование своих действий

Вопросы: Хотите?

Сможете?

 

Актуализация знаний.

Организация познавательной деятельности, в которой целенаправленно актуализируются мыслительные операции, знания и опыт детей.

Воспитатель: Где делают игрушки?

Дети: На фабрике

Воспитатель: Где продают игрушки?

Дети: В магазине.

Воспитатель: Как называется такой магазин?

Дети: Магазин игрушек «Детский мир»

Воспитатель: В нашей группе тоже много разных игрушек, сделанных из разных материалов. Ребята, подойдите к столу и возьмите по одной игрушке, рассмотрите ее, потрогайте руками (дети выполняют задание).

Воспитатель: Из какого материала сделаны ваши игрушки?

Игра «Такие разные игрушки»

(воспитатель может дать образец. Например: я скажу: Эта матрешка сделана из дерева – деревянная матрешка).

Воспитатель: Игрушка из дерева какая? Из железа? Из резины? Из глины? Из фарфора? Из пластмассы? Из плюша? Из бумаги?

Воспитатель: Молодцы! Из какого материала игрушка сделана вы рассказали, а теперь опишите свою игрушку.

Игра «Опиши игрушку».

Кукла какая? (красивая, длинноволосая, добрая)

Машина какая? (новая, синяя, твердая, быстрая)

Мячик какой? (круглый, мягкий, большой, разноцветный)

Кубик какой? (твердый, синий, маленький).

Воспитатель: А как с игрушками можно играть? (воспитатель показывает детям поочередно игрушки ( кукла, мяч, машина, кубик, плюшевый мишка, скакалка), дети называют глаголы – действия.

Речевая игра «Как с игрушкой можно играть?»

Воспитатель: В нашей группе много хороших игрушек, но часто вы, ребята, приносите свои , домашние игрушки для игр с друзьями: кто то две машинки, кто три куклы, а другие одного робота. Вы, молодцы, делитесь игрушками с друзьями.

Воспитатель: Я хочу поиграть с вами в игру «У меня есть, у меня нет».

Речевая игра «У меня есть, у меня нет».

(педагог раздает детям карточки на которых нарисованы игрушки в количестве от 1 до 5. Дети по очереди рассказывают, сколько предметов на карточке. Например: первый ребенок говорит, что у него один мишка. Второй ребенок – у меня нет одного мишки, а есть две пирамидки. Третий – у меня нет двух пирамидок, а есть четыре машинки. И т.д.

Воспитатель: Все дети любят играть, а отдыхать вы любите?

Дети: Любим!

Воспитатель: Тогда, давайте проведем небольшую разминку.

Разминка «Девочки и мальчики».

Девочки и мальчики

Скачут все как мячики (руки на поясе, прыжки).

И руками хлопают (3 раза хлопнуть в ладоши)

И ногами топают (3 раза топнуть).

Глазками моргают (3 раза моргнуть глазами).

Все – все отдыхают (свободно опускают руки и 3 раза ими встряхивают).

Воспитатель: Ребята, мы с вами все играем и играем, и совсем забыли ,о чем просила вас заведующая новым детским садом Светлана Ивановна. Какая   помощь нужна Светлане Ивановне?

Дети: Помочь выбрать игрушки для нового детского сада.

Воспитатель: Пора нам с вами посетить магазин игрушек (дети проходят на стульчики, которые стоят полукругом перед СМАРТ-доской).

Воспитатель: Ребята, кто работает в магазине?

Дети: Продавцы.

Воспитатель: Сегодня я буду продавцом, а вы покупателями. В наш магазин поступили новые игрушки. Вы же помните, что нам нужно помочь найти такие игрушки, чтобы они понравились детям в новом детском саду.   Но чтобы их купить, деньги не нужны. Вместо денег нужно подробно и интересно рассказать продавцу об игрушке. А поможет нам составить рассказ об игрушках схема (дети рассматривают схему на доске).

Воспитатель: Вначале нужно рассказать о величине игрушки – большая или маленькая; потом – какого цвета, затем – по форме, потом – из какого материала она сделана, из каких частей состоит, т.е. что есть у каждой игрушки.

Закончить рассказ нужно о том, как вы будете с ней играть.

Воспитатель: А сейчас послушайте мое описание игрушки ( педагог дает образец рассказа-описания).

Воспитатель: Посмотрите на витрину, найдите игрушку, которую бы вы купили для нового детского сада и опишите нам ее. В каждом рассказе должен быть порядок. Свой рассказ начните со слов «Я хочу купить». Посмотрите внимательно на схему и приступайте к составлению рассказа.

(дети составляют описательные рассказы об игрушках).

Воспитатель: Ребята, какие яркие, красивые игрушки вы выбрали для детей, которые придут в новый детский сад. Как вы думаете, как нужно обращаться с игрушками, чтобы они не ломались и долгое время радовали нас?

Дети: Бережно, не ломать их, убирать на свои места.

Воспитатель: Правильно. Я думаю, что заведующая , Светлана Ивановна, очень благодарна вам за вашу помощь.

 

Мотивация к самостоятельной деятельности

Умение действовать по инструкции, контролировать и адекватно оценивать свои действия

 

Самоконтроль

Осмысление (2 мин)

Побуждение детей к осмыслению своей деятельности, фиксация достижений цели и определению условий, которые позволили её достичь

Воспитатель: Ребята, чем мы сегодня с вами занимались?

Дети: Мы помогали выбирать игрушки для нового детского сада.

Воспитатель: Как вы выбирали игрушки в магазине?

Дети: Мы составляли о них описательные рассказы с помощью схемы.

Воспитатель: Где вы можете применить свои умения, составлять описательные рассказы об игрушках?

Дети: В магазине. Рассказать об игрушке, которая   понравилась, маме, продавцу. В садике, рассказать друзьям о новой игрушке.

Воспитатель: Молодцы!

Рефлексия (личная оценка)

Умение достигать поставленной цели

Что хотели сделать? Получилось? Почему?