Конспект гостиной «Мой край, родной» (познавательно-музыкальная гостиная совместно дети с родителями)

Бабодей Елена Владимировна

Воспитатель, МБДОУ Детский сад №11, г. Архангельск

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Бабодей Е.В. Конспект гостиной «Мой край, родной» (познавательно-музыкальная гостиная совместно дети с родителями) // Совушка. 2021. N2 (24). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/24/ (дата обращения: 22.02.2025).

Заказ № 1038883


 

Чем меньше человек знает о достижениях

своей Родины, тем легче его убедить в

чужом превосходстве.

Возраст: 6-7 лет.

Форма проведения: познавательно-музыкальная гостиная

Цель: организация сотрудничества ДОУ с семьёй по вопросу: развитие познавательного интереса у детей к природе и культурным традициям родного края.

Задачи:

  1. Сохранение семейных ценностей через трансляцию семейных культурных традиций.
  2. Воспитание любви к родному краю.
  3. Создание радостного настроения у детей и взрослых от совместного творчества.
  4. Развитие зрительного и слухового восприятия, внимания, певческих навыков.

Участники: 2 ведущих, музыкальный руководитель, персонаж - Сеня Малина, дети, родители

Предварительная работа: с детьми подготовительной к школе группы – разучивание северных русских частушек, песен, хороводов, народных игр; беседы с детьми об истории нашей малой Родины, о её традициях, о природе родного края; экскурсия в «Музей народных промыслов и ремёсел Приморья» совместно с родителями «Экскурсия выходного дня»; знакомство с писателями и известными людьми нашего края: Ф.А. Абрамов, М.В. Ломоносов, С.Г. Писахов, Б.В. Шергин; посещение библиотеки по ознакомлению с известными людьми нашего края; чтение художественных произведений и просмотр мультфильмов по произведениям С.Г. Писахова.

Работа с родителями по подготовке северных русских народных костюмов, по сбору утвари, атрибутов народного промысла; семейные истории, традиции; разучивание северных русских народных частушек вместе с детьми.

Ход

Дети с мамами (в русских народных костюмах) заходят в зал под музыку. Зал оформлен в стиле русской северной избы. Гостей встречают 2 ведущих (воспитатели в северных русских сарафанах).

– Здравствуйте, гости дорогие! Проходите, искушайте хлеб-соль! (1 вед.)

– Так на Руси встречали гостей. (2 вед.)

– Посмотрите, что это, куда мы с вами попали? (ответы детей)(1 вед.)

– Мы находимся в русской избе. В углу стоит русская печь, в ней пекли пироги, готовили еду. На полу постелены половики, женщины их ткали на ткацких станках. (2 вед.)

– Русские люди много работали, но умели и хорошо отдыхать: пели частушки, песни, водили хороводы, играли в народные игры. (1 вед.)

– А вы, честной народ, знаете частушки? Порадуйте нас частушками. (2 вед.)

Семьи поют частушки.

– Ой, хороши голоса у вас. Добро пожаловать на нашу гостиную! (1 вед.)

– Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по Родному краю. (2 вед.)

Первая станция. «История нашего края» (презентация)

– Посмотрите на карту нашей огромной страны. На карте есть наша область. Как она называется? (ответы детей)

– А город наш как величают? (ответы детей).

– У нашего города есть своя символика: гимн, герб, изображающий Архангела Михаила, побеждающего зло (дети рассматривают изображения).

«Много лет тому назад наш город называли Новые Холмогоры или Новохолмогорами, но название не прижилось. Жители стали его называть по Михайло-Архангельскому монастырю – Архангельским городом. Позже закрепилось название Архангельск». И вот уже 300 лет величают наш город Архангельском, а жители – …, кто знает, как нас называют? (ответы детей, родителей)

– Давайте встанем и послушаем Гимн нашего города.

Звучит гимн Архангельска.

– Мы узнали о нашем городе и продолжаем наше путешествие.

Вторая станция. «Выставка народных промыслов и семейные традиции»

(в зале организована выставка с предметами быта, игрушки, деревянная утварь и т.п.)

– Мы прибыли на вторую остановку «Выставка народных промыслов». Наш край богат мастерами и умельцами. Народные умельцы делают глиняные игрушки и расписывают их, обратите внимание на каргопольскую игрушку. А вот и знаменитая мезенская роспись по дереву. Наши северные мастерицы занимались кружевоплетением, шитьём золотом, жемчугом, лоскутным шитьём, ручным ткачеством, узорным вязанием, пекли северные «козули» и расписывали их. Почти каждый крестьянин умел «ладить» (делать) деревянную утварь и посуду, берестяные ёмкости. Мастера делали не только посуду и игрушки, но и деревянные музыкальные инструменты: трещотки, «шумелки» и разные другие вещи.

Родители рассказывают о семейных традициях, увлечениях, о своей малой Родине.

(Мама Ксюши Б. рассказывает о том, что бабушка вяжет варежки северными узорами.

Мама Андрея Х. делится с нами своей историей, семейными традициями, сохранением предметов старины.)

– А нам пора. Отправляемся на следующую станцию (звучит русская народная музыка)

Третья станция. «Фольклор»

– Эта остановка называется «Фольклор». А как вы думаете, что это слово обозначает? (ответы детей)

– Фольклор – это народное творчество: песни, частушки, хороводы, игры, сказки.

– Девушки и парни любили на Руси играть. Мы с вами поиграем в северную народную игру «Золотые ворота». Несколько играющих встают в круг держась за руки и подняв руки вверх, образуя ворота, поют слова. Оставшиеся дети ходят «змейкой», заходя в круг и выходя из него. Когда слова спеты, дети и родители, образующие круг, опускают руки (закрывают ворота), кто оказался в кругу (пойман) встают в круг.

«Золотые ворота, пропускают не всегда.

Первый раз прощается, второй раз запрещается,

А на третий раз, не пропустим вас».

– Мы с вами интересно поиграли и продолжим наше путешествие.

Четвёртая станция. «Знаменитые люди нашего края»

В гости приходит персонаж писателя – сказочника С.Г. Писахова – Сеня Малина.

– Здравствуйте, честной народ. Низкий поклон вам.

– Здравствуй, добрый человек! Проходи, гостем будешь.

– Шёл я из деревни Уймы до города Архангельского. Узнали меня? (ответы детей)

– Да, я Сеня Малина. Люблю я сказки. А какие мои сказки вы знаете? (ответы детей)

– У меня в лукошке много сказок «Апельсин», «Перепилиха», а ещё я принёс новую сказку. Отгадайте мою загадку:

«Все обходят это место, здесь земля, как будто тесто;

Здесь осока, кочки, мхи. Нет опоры для ноги» (болото).

– Молодцы! Правильно! Я вам сегодня расскажу про болота.

– Наш край богат болотами. Наш город стоит на болоте. А как вы думаете, болота нужны или нет, может они приносят только вред?

Предполагаемые ответы детей: вредные, опасные.

– А вот я знаю, что болота приносят пользу. Как вы думаете, какую? (ответы детей)

– Болота очищают атмосферу и чистят землю. Они поглощают из атмосферы углекислый газ, а кислорода выделяют больше, чем лес или луг. Поглощают пыль, нависающую над планетой. Болота воспроизводят чистую воду. Болотная вода считается самой чистой, обновляется каждые 5 лет. Торф – ценнейший вид топлива, добывают его на болотах. Во время войны многие города и деревни не выжили бы без него. В 20 веке люди стали осушать болота. Из-за этого стали исчезать птицы, животные, растения, живущие на болотах. Человек учится беречь болота, а за это угощается ценными ягодами, любуется дивными растениями, редкими видами птиц.

Даже есть такая пословица: «Всяк кулик своё болото хвалит».

– Посмотрите, у меня в лукошке вкусная и полезная ягода. А что это за ягода? (клюква).

– А что из неё варят? (ответы детей)

– Да, клюквенный морс, а ещё пекут вкусные пироги с клюквой. Я хочу вас угостить клюквенным морсом (оставляет детям туесок с морсом).

– Погостил я у вас, да пора и честь знать, давайте прощаться.

– До свидания, Сеня Малина!

– А мы с вами продолжим наше путешествие.

Пятая станция. Народные праздники. Мастер-класс «Северные козули», «Украшение берестяного оберега мезенской уточкой».

– Мы прибыли на остановку «Народные праздники» и мастер-класс.

– Поиграли, песен попели, сказы послушали, пора и честь знать! Надо нам своими умениями поделиться с народом честным. Проходите на мастер-класс, да рассаживайтесь на лавочки поудобнее. (Дети с родителями делятся на две команды, проводится два мастер-класса «Северные козули» и «Украшение берестяного оберега мезенской уточкой») (1 вед.)

Мастер-класс «Северные козули». (проводит 1 ведущий)

– Наш народ умел не только хорошо трудиться, но и отдыхать. Замечательные праздники есть на Руси: «Рождество», «Масленица», «Пасха», «Вербное воскресение». На праздники люди старались приготовить что-то вкусненькое, сделать подарки, обереги для своих близких (2 вед.)

«Северные козули» – это наш северный пряник. Пекли его по традиции на Рождество,

7 января, но иногда и в обычные дни, чтобы порадовать детишек. Козули украшали разноцветной глазурью. Пряники изображали животных: оленей, коровушек, козочек. Несколько козуль хранили весь год до следующего года. Сухие пряники никогда не выбрасывали, а размачивали и скармливали домашнему скоту. В этом мы видим бережное отношение к хлебу нашими предками. Сегодня у нас с вами есть готовые козули, их осталось только украсить. Украшать мы будем готовой глазурью.

На столе приготовлены северные пряники, готовая глазурь, кондитерские мешочки на каждого ребёнка. Ведущая заливает глазурь в мешочки детям и предлагает украсить пряник.

Двумя руками держим мешочек, надавливаем на него и рисуем узор по краю пряника и в серединке. После того, как мы украсим пряник, дадим время высохнуть глазури.

И вот наш северный пряник готов.

Мастер-класс «Украшение берестяного оберега мезенской уточкой» (проводит 2 ведущий)

Детям предлагается расписать готовый оберег из бересты. На оберег нанесено изображение простым карандашом. На столе у детей: берестяной оберег, краски гуашевые красного и черного цвета, кисть №1-2, баночка с водой, салфетки.

– Посмотрите, у каждого из вас на подносе – оберег из бересты (заготовка)

– Мы будем расписывать наш оберег северной росписью, а называется она – мезенская.

– Из бересты изготавливали множество оберегов. Кстати, даже слово «оберег» имеет общий корень со словами «береста» и «береза». Считалось, что особая солнечная энергия березы стоит на страже беззащитных, оберегает от зла.

Сначала мы с вами распишем уточку, так как она является центральным изображением оберега; набираем на кисточку красную гуашь и расписываем уточку. Споласкиваем кисть от красной краски, набираем черную краску на кисть. Черной краской мы расписываем хвостик, хвостик у уточки в виде капелек. Прикладываем кисточку всей плоскостью, получатся капелька. Для начала потренируйтесь рисовать на листе бумаги. Рисуем аккуратно, кончиком кисти. После того, как потренировались – расписываем хвостик уточке. Уточка у нас плывёт по воде, в мезенской росписи вода рисуется волнистой линией.

По окончании работы рассматриваем готовые поделки.

– Вот и закрывается наша гостиная. Давайте все вместе на прощание споём русскую народную песню.

Ведущие, мамы, дети поют русскую народную песню «Величальная» и прощаются, уходят из избы.