Колчанова Елена Николаевна
Воспитатель, МАДОУ детский сад "Сказка", Тюменская область. ХМАО-Югра
Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):
Колчанова Е.Н. Развитие интеллектуальных способностей у детей 5-6 лет с ЗПР на занятиях в STEAM-лаборатории по реализации программы «Основы криптографии» // Совушка. 2021. N2 (24). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/24/ (дата обращения: 22.02.2025).
Заказ № 1031969
Дети дошкольного возраста по природе своей – пытливые исследователи окружающего мира. Но дошкольники с ЗПР довольно-таки сложный контингент, имеющий свои особенности, в познавательной деятельности – это низкая активность к познанию окружающего мира, недостаточность основных логических операций, трудности речевого развития. Дети стремятся избежать любых интеллектуальных усилий. Для них непривлекателен момент преодоления трудностей.
Понимая значение развития познавательно-исследовательской деятельности у моих воспитанников, я решила использовать в своей работе одну из программ (основы криптографии) на основе современного интегрированного подхода STEAM-образования по направлению Babyskills «Детская универсальная STEAM-лаборатория». STEAM демонстрирует дошкольникам, как применять науку и искусство в жизнедеятельности.
Что такое STEАM? Если расшифровать эту аббревиатуру, то получится следующее:
S – science, наука
T – technology, технология
E – engineering, инженерное искусство,
A – art, творчество,
M – mathematics, математика.
Детская универсальная STEAM-лаборатория является одним из инструментов SТЕМ-образования. Она включает в себя 5 программ: основы чтения, основы программирования, основы математики и теории вероятности, основы картографии и астрономии, основы криптографии.
Почему начала именно с программы «Основы криптографии», да потому что эту программу можно реализовывать, используя подручные материалы.
В моей группе исследовательская и конструктивная деятельность реализуется в совместной деятельности взрослого с ребенком, в режимных моментах и в самостоятельной деятельности во второй половине дня. Работу по криптографии я провожу в рамках культурных практик. Один раз в неделю. Учитывая быструю утомляемость детей, я разделила 1 занятие на два. Одно занятие теория с одним проектом, второе только проекты, но первое всегда заканчивается загадкой интригой, чтобы у детей подогревался интерес.
Проектами Екатерина Беляк называет практическую часть, это опыт или эксперимент.
Учитывая особенности моих воспитанников, я адаптировала шифр: заменила шифр Цезаря на более простой. Каждой букве присваивался номер по мере изучения буквы, а не по алфавиту, чтобы детям было более понятно. Буква и номер добавляются к ключу по мере изучения буквы.
Слова для занятий тоже составляю из пройденных букв (кит, кот, ток, вата, лото, хата и т.д.). Таким образом, еще проходит закрепление букв и цифр. Составлены карточки шифры для раскодировки.
Используем перфокарты.
Мы с ребятами освоили пока только два ключа для кодирования и шифрования: придуманный нами шифр и зеркало, где детям даются карточки со словами перевёртышами и, гладя в зеркало, ребята расшифровывают слово. Во время такой работы у детей происходит сложный мыслительный процесс. Им надо не только увидеть в зеркало первую букву слова, но правильно записать все слово.
Впереди нас ждет: знакомство с языком жестов и языками животных; кодирование и раскодирование объектов и передача сигналов азбукой Морзе; разгадывание шифровки «Пляшущие человечки», расшифровывание сообщений с Марса; исследование отпечатков пальцев и посланий симпатическими чернилами.
Есть уже полюбившиеся герои, которые присутствуют в нашей лаборатории как в практической части, так в теоретической.
Микибот – программируемый робот пока виртуальный или плоскостной. У Микибота есть своя история: он робот, созданный на далекой планете, где живут умные мышки. Они решили изучить вселенную и для этого создали робота. Микибот должен найти обитаемые планеты – это Земля, познакомиться с ее жителями и все про них узнать.
Алиса, Боб, Ева и робомышь Микибот. Алиса и Боб дружат и пишут друг другу послания, но чтобы Ева не перехватила и не прочитала, они их шифруют. Ева очень коварна и придумывает различные уловки, чтобы перехватить и прочитать. Поэтому ребята шифруют свои послания разными способами.
Каждое мероприятие заканчивается практической частью – проектом, где проводим различные эксперименты и конструктивно-модельную деятельность.
Таким образом, работая в данном направлении, удается реализовать поставленные образовательные и коммуникативные задачи, не отвлекая детей от их основной деятельности – игры. Дети стали проявлять познавательный интерес, любознательность. В заключении хочу сказать, что Babyskills «Детская универсальная STEAM-лаборатория» новое направление в дошкольном образовании.