Организация работы с интеллектуально-одарёнными детьми в детском саду

Кадирова Светлана Витальевна

Воспитатель, МБДОУ "Детский сад комбинированного вида №2", г. Алексеевка, Белгородская область

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Кадирова С.В. Организация работы с интеллектуально-одарёнными детьми в детском саду // Совушка. 2021. N2 (24). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/24/ (дата обращения: 22.02.2025).

Заказ № 1031648


 

Одаренный или талантливый? Часто эти два слова употребляют как синонимы. Однако такое использование малопродуктивно. Но если понятие «одаренные дети» покрывает весь объем понятия «талантливые», то почему же в таком случае в названиях популярных статей и брошюр эти два термина нередко ставят рядом, соединяя их союзом «и» («одаренные и талантливые дети»)? Несомненно, с точки зрения требований логики это неправомерно. Под одаренностью ребенка понимаются более высокая, чем у его сверстников при прочих равных условиях, восприимчивость к учению и более выраженные творческие проявления. Понятно «одаренность» происходит от слова «дар» и означает особо благоприятные внутренние предпосылки развития.

Проблемы одарённости детей дошкольного возраста волнуют и учёных, и родителей, и это неслучайно: по последним статистическим данным, примерно пятая часть дошкольников может быть отнесена к одарённым детям. Некоторые дети с раннего возраста особенно настойчиво тянутся к учению, ищут, требуют умственную нагрузку. Нередко уже в 3-4 года они умеют читать и считать, увлекаются различными умственными занятиями (например, освоением географических карт, разного рода вычислениями, словесными упражнениями). Встречаются дошкольники, которые свободно оперируют дробями, пишут печатными буквами без ошибок длинные фразы. При этом они быстрее и правильнее своих ровесников, при прочих равных условиях, умеют анализировать, обобщать, делать выводы.

Исследования отечественных психологов подтверждают: количество одаренных детей с каждым годом возрастает, что и обуславливает необходимость поиска эффективных подходов к диагностике одаренности и разработке программ развития и коррекции поведения одаренных детей. Существует значительное разнообразие видов одаренности, которые могут проявляться уже в дошкольном возрасте. В их числе интеллектуальная одаренность, которая во многом определяет склонность ребенка к точным наукам. Для детей с интеллектуальной одарённостью характерны следующие черты:

  • любознательность, пытливость;
  • способность самому «видеть», находить проблемы и стремление их решать, активно экспериментируя;
  • высокая (относительно возрастных возможностей) устойчивость внимания при погружении в познавательную деятельность (в области его интересов);
  • раннее проявление стремления к классификации предметов и явлений, обнаружению причинно-следственных связей;
  • развитая речь, хорошая память, высокий интерес к новому, необычному;
  • способность к творческому преобразованию образов, импровизациям;
  • раннее развитие сенсорных способностей;
  • оригинальность суждений, высокая обучаемость;
  • стремление к самостоятельности.

В поисках эффективных методов и приемов взаимодействия с детьми в нашем детском саду были определены следующие формы работы:

  • проведение психолого-педагогической диагностики детей;
  • выбор оптимального образовательного маршрута;
  • непосредственно-образовательная деятельность;
  • образовательная деятельность при проведении режимных моментов;
  • индивидуальная работа;
  • самостоятельная деятельность детей;
  • дополнительное образование;
  • взаимодействие с семьей.

Психолого-педагогическую диагностику мы начинали с наблюдения за ребенком, которая проводилась во всех видах деятельности, это позволило получить первичную информацию о характере и направленности интересов, склонности ребенка. Однако в ходе наблюдения за детьми, трудно избежать субъективных оценок, и можно упустить из виду скрытые, нереализованные задатки и способности. Поэтому мы провели анкетирование родителей, а также обследовали детей с помощью стандартизованных методик.

Комплексная диагностика помогла выявить уровень развития интеллектуальных способностей и наметить систему предстоящей работы.

Под одаренностью понимается высокий уровень развития способностей ребенка, устойчиво проявляющихся на протяжении длительного отрезка его жизни, в сочетании с выраженной познавательной мотивацией. Согласно этой концепции умственно одаренный ребенок дошкольного возраста – это не тот ребенок, который быстро переходит к обучению школьной программы, а тот, у которого наиболее развиты характерные для дошкольников способности и интерес к познавательной деятельности. Под способностями понимаются универсальные действия ориентировки в окружающем с помощью специфических для дошкольника средств. В отличие от знаний, умений и навыков способности имеют непреходящее значение для всей человеческой жизни. В соответствии с концепцией одаренности именно высокий уровень развития способностей позволяет одаренному ребенку быстро ориентироваться практически в любой новой задаче, четко видеть ее условия, выделять существенные для решения отношения, находить пути решения через изменение условий, создавая замыслы новых творческих продуктов.

Для детей интеллектуально-одаренных программа их возрастной группы оказалась достаточно легкой, а знания по ней усваивались глубоко и прочно. Поэтому в организации образовательного процесса мы использовали принцип индивидуально-дифференцированного подхода. Дифференцированное обучение предусматривает создание оптимальных условий для развития способностей каждого ребенка. Так, например, таким детям мы предлагали усложненные варианты заданий, создавали условия побуждающие детей оказывать помощь другим детям, оценивать свои работы и работы других детей. Такой подход оказался эффективным в развитии способностей и одаренности детей.

В качестве примера предлагаются фрагменты игр:

«Продолжи рисунок». Цель: развивать у ребенка мышление, воображение, творческие способности. Для игры необходимо: листок бумаги и карандаш. Описание: ведущий рисует на бумаге геометрические фигуры – восьмерку, две параллельные линии, квадрат, треугольники, стоящие друг на друге, а затем передает участникам игры. Они должны превратить геометрические фигуры в интересные рисунки. Например, круг – в колесо машины или лицо человека. Выигрывает тот участник, который нарисовал самый интересный рисунок.

«Лабиринты» Цель: развивать логическое мышления, сообразительность и смекалку, умение ориентироваться в плане схеме, развивать зрительное восприятие, память и внимание, доказательную речь. Описание: – берем любой блок и передвигаем его по лабиринту; блоки можно передвигать из клетки в клетку только по прямой, наискосок ходить нельзя. Можно усложнить задание: предложить пройти лабиринт, опираясь на план-схему и индивидуальный маршрут.

Перспективным и важным направлением в работе с одаренными детьми, является развитие у них логического мышления, которое подразумевает формирование приемов мыслительной деятельности, а также умений понимать и прослеживать причинно-следственные связи, выстраивать простейшие умозаключения, делать выводы.

Обязательным условием развития логического мышления у интеллектуально одаренных детей является формирование приемов умственных действий: сравнения, обобщения, анализа, синтеза, классификации, аналогии, систематизации, абстрагирования.

В работе, мы использовали различный занимательный материал: головоломки, ребусы, игры-лабиринты. Они очень интересны по содержанию, занимательны по форме, отличаются необычностью решения, парадоксальностью результата:

  • дети очень активны в восприятии задач-шуток, занимательных вопросов. Они настойчиво ищут ход решения, который ведет к результату. Ребенку интересна конечная цель, которая увлекает его;
  • задачи-головоломки, цель которых – составить фигуры из указанного количества счетных палочек: в данных задачах осуществляется преобразование, видоизменение заданной фигуры путем уменьшения или перекладывания ее составляющих;
  • группа игр на моделирование плоских или объемных фигур, которая способствует развитию образного и логического мышления, пространственных представлений;
  • наглядные, логические задачи: на заполнение пустых клеток, продолжение ряда, поиск признаков отличия, нахождение закономерностей рядов фигур, признаков отличия одной группы фигур от другой.

Для формирования полноценных математических представлений и для развития познавательного интереса у дошкольников наряду с другими методами мы использовали ТРИЗ (теория решения изобретательных задач). Это позволило нам придавать занятиям комплексный характер (у детей развивается речь, развиваются способности к изобретательской деятельности, формируются математические представления) и давать возможность детям стать более инициативными, раскованными, проявлять свою индивидуальность, нестандартно мыслить, быть более уверенными в своих силах и возможностях;

Используемые игры содействуют так же развитию познавательной активности детей, аналитического восприятия, устойчивого внимания, памяти, речи, воображения, формированию нравственно-волевой и мотивационной сферы личности дошкольника.

Помимо непосредственно-образовательной деятельности, перечисленные выше дидактические и развивающие игры, мы применяли и в свободной игровой деятельности детей. Дети имели возможность самостоятельно выбирать интересующий их материал, создавали, придумывали интересные задачи и переносили полученный опыт из совместной деятельности в самостоятельную. Поэтому очень важным являлось создание в группе развивающей среды.

В ней содержится большое и разнообразное количество игр и пособий:

  • игры-головоломки: «Танграм», «Пифагор», «Волшебный круг», «Колумбово яйцо», «Листик», «Вьетнамская игра», «Пентамино», «Логическая мозаика»;
  • развивающие кубики: «Сложи узор», «Уникуб», «Хамелеон», «Кубики Никитина»,
  • игры на изучение чисел, состава числа, на решение арифметических задач;
  • игры на ориентировку в пространстве, лабиринты;
  • игры на сериацию, классификацию, обобщение, сравнение, анализ;
  • игры на развитие логического мышления – палочки Кьюзинера, блоки Дьенеша, развивающие игры В.В. Воскобовича, а также различные книги познавательного характера; математические сказки; дидактические игры.

Перечисленные игры содействуют развитию математических способностей детей, развитию аналитического восприятия, познавательной активности детей, устойчивого внимания, памяти, воображения, речи.

Одним из важнейших направлений в работе с интеллектуально одаренными детьми, является организация работы с их родителями. Взаимодействие с семьями воспитанников выстраивается по следующим направлениям:

  1. Информационно-аналитическое направление. Реализуется через анкетирование, беседы, опросы родителей, качественный и количественный анализ полученных данных. Предполагает решение педагогических задач:
  • выявить интересы и предпочтения родителей;
  • выявить уровень их осведомленности в вопросах образования и воспитания детей;
  • узнать семейный опыт, традиции воспитания детей.
  1. Познавательное направление реализуется через консультации, беседы, тематические собрания. Основной задачей этого направления работы с семьей является: повышение компетентности родителей в вопросах по развитию интеллектуальных возможностей ребенка.
  2. Наглядно-информационное направление. Реализуется в подборе информации и оформления папок передвижек. Родители имеют возможность ознакомиться с содержанием работы, которая ведется в группе, а так же узнать о формах и методах развития одаренного ребенка в условиях семьи.

Таким образом, предложенная система работы с интеллектуально одаренными детьми, нам помогает во время заметить их проявление, обеспечить своевременное выявление и успешное сопровождение этих детей.

 

Литература: 

  1. Гильбург Ю.З. Внимание: одарённые дети. М.,1995.
  2. Лейтес Н.С. Психология одарённости детей и подростков. М.: «Академия», 1996.
  3. Веракса Н.Е., Булычёва А.И. Развитие умственной одарённости в дошкольном возрасте. Вопросы психологии. №6, 2003.
  4. Белова, Е.С. Психологические особенности одаренных дошкольников // Одаренный ребенок. 2003. № 6.
  5. Белошистая А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников: вопросы теории и практики. М.: ВЛАДОС, 2003.
  6. Доровской А.И. Сто советов по развитию одаренности детей. Родителям, воспитателям, учителям. М.: Российское педагогическое агентство, 1997.
  7. Леднева С. Диагностика и развитие детской одаренности педагогом // Дошкольное воспитание. 2007. № 2. С. 50.
  8. Савенков А.И. Одаренные дети в детском саду и школе. М.: 2000.