Кадирова Светлана Витальевна
Воспитатель, МБДОУ "Детский сад комбинированного вида №2", г. Алексеевка, Белгородская область
Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):
Кадирова С.В. Организация работы с интеллектуально-одарёнными детьми в детском саду // Совушка. 2021. N2 (24). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/24/ (дата обращения: 22.02.2025).
Заказ № 1031648
Одаренный или талантливый? Часто эти два слова употребляют как синонимы. Однако такое использование малопродуктивно. Но если понятие «одаренные дети» покрывает весь объем понятия «талантливые», то почему же в таком случае в названиях популярных статей и брошюр эти два термина нередко ставят рядом, соединяя их союзом «и» («одаренные и талантливые дети»)? Несомненно, с точки зрения требований логики это неправомерно. Под одаренностью ребенка понимаются более высокая, чем у его сверстников при прочих равных условиях, восприимчивость к учению и более выраженные творческие проявления. Понятно «одаренность» происходит от слова «дар» и означает особо благоприятные внутренние предпосылки развития.
Проблемы одарённости детей дошкольного возраста волнуют и учёных, и родителей, и это неслучайно: по последним статистическим данным, примерно пятая часть дошкольников может быть отнесена к одарённым детям. Некоторые дети с раннего возраста особенно настойчиво тянутся к учению, ищут, требуют умственную нагрузку. Нередко уже в 3-4 года они умеют читать и считать, увлекаются различными умственными занятиями (например, освоением географических карт, разного рода вычислениями, словесными упражнениями). Встречаются дошкольники, которые свободно оперируют дробями, пишут печатными буквами без ошибок длинные фразы. При этом они быстрее и правильнее своих ровесников, при прочих равных условиях, умеют анализировать, обобщать, делать выводы.
Исследования отечественных психологов подтверждают: количество одаренных детей с каждым годом возрастает, что и обуславливает необходимость поиска эффективных подходов к диагностике одаренности и разработке программ развития и коррекции поведения одаренных детей. Существует значительное разнообразие видов одаренности, которые могут проявляться уже в дошкольном возрасте. В их числе интеллектуальная одаренность, которая во многом определяет склонность ребенка к точным наукам. Для детей с интеллектуальной одарённостью характерны следующие черты:
В поисках эффективных методов и приемов взаимодействия с детьми в нашем детском саду были определены следующие формы работы:
Психолого-педагогическую диагностику мы начинали с наблюдения за ребенком, которая проводилась во всех видах деятельности, это позволило получить первичную информацию о характере и направленности интересов, склонности ребенка. Однако в ходе наблюдения за детьми, трудно избежать субъективных оценок, и можно упустить из виду скрытые, нереализованные задатки и способности. Поэтому мы провели анкетирование родителей, а также обследовали детей с помощью стандартизованных методик.
Комплексная диагностика помогла выявить уровень развития интеллектуальных способностей и наметить систему предстоящей работы.
Под одаренностью понимается высокий уровень развития способностей ребенка, устойчиво проявляющихся на протяжении длительного отрезка его жизни, в сочетании с выраженной познавательной мотивацией. Согласно этой концепции умственно одаренный ребенок дошкольного возраста – это не тот ребенок, который быстро переходит к обучению школьной программы, а тот, у которого наиболее развиты характерные для дошкольников способности и интерес к познавательной деятельности. Под способностями понимаются универсальные действия ориентировки в окружающем с помощью специфических для дошкольника средств. В отличие от знаний, умений и навыков способности имеют непреходящее значение для всей человеческой жизни. В соответствии с концепцией одаренности именно высокий уровень развития способностей позволяет одаренному ребенку быстро ориентироваться практически в любой новой задаче, четко видеть ее условия, выделять существенные для решения отношения, находить пути решения через изменение условий, создавая замыслы новых творческих продуктов.
Для детей интеллектуально-одаренных программа их возрастной группы оказалась достаточно легкой, а знания по ней усваивались глубоко и прочно. Поэтому в организации образовательного процесса мы использовали принцип индивидуально-дифференцированного подхода. Дифференцированное обучение предусматривает создание оптимальных условий для развития способностей каждого ребенка. Так, например, таким детям мы предлагали усложненные варианты заданий, создавали условия побуждающие детей оказывать помощь другим детям, оценивать свои работы и работы других детей. Такой подход оказался эффективным в развитии способностей и одаренности детей.
В качестве примера предлагаются фрагменты игр:
«Продолжи рисунок». Цель: развивать у ребенка мышление, воображение, творческие способности. Для игры необходимо: листок бумаги и карандаш. Описание: ведущий рисует на бумаге геометрические фигуры – восьмерку, две параллельные линии, квадрат, треугольники, стоящие друг на друге, а затем передает участникам игры. Они должны превратить геометрические фигуры в интересные рисунки. Например, круг – в колесо машины или лицо человека. Выигрывает тот участник, который нарисовал самый интересный рисунок.
«Лабиринты» Цель: развивать логическое мышления, сообразительность и смекалку, умение ориентироваться в плане схеме, развивать зрительное восприятие, память и внимание, доказательную речь. Описание: – берем любой блок и передвигаем его по лабиринту; блоки можно передвигать из клетки в клетку только по прямой, наискосок ходить нельзя. Можно усложнить задание: предложить пройти лабиринт, опираясь на план-схему и индивидуальный маршрут.
Перспективным и важным направлением в работе с одаренными детьми, является развитие у них логического мышления, которое подразумевает формирование приемов мыслительной деятельности, а также умений понимать и прослеживать причинно-следственные связи, выстраивать простейшие умозаключения, делать выводы.
Обязательным условием развития логического мышления у интеллектуально одаренных детей является формирование приемов умственных действий: сравнения, обобщения, анализа, синтеза, классификации, аналогии, систематизации, абстрагирования.
В работе, мы использовали различный занимательный материал: головоломки, ребусы, игры-лабиринты. Они очень интересны по содержанию, занимательны по форме, отличаются необычностью решения, парадоксальностью результата:
Для формирования полноценных математических представлений и для развития познавательного интереса у дошкольников наряду с другими методами мы использовали ТРИЗ (теория решения изобретательных задач). Это позволило нам придавать занятиям комплексный характер (у детей развивается речь, развиваются способности к изобретательской деятельности, формируются математические представления) и давать возможность детям стать более инициативными, раскованными, проявлять свою индивидуальность, нестандартно мыслить, быть более уверенными в своих силах и возможностях;
Используемые игры содействуют так же развитию познавательной активности детей, аналитического восприятия, устойчивого внимания, памяти, речи, воображения, формированию нравственно-волевой и мотивационной сферы личности дошкольника.
Помимо непосредственно-образовательной деятельности, перечисленные выше дидактические и развивающие игры, мы применяли и в свободной игровой деятельности детей. Дети имели возможность самостоятельно выбирать интересующий их материал, создавали, придумывали интересные задачи и переносили полученный опыт из совместной деятельности в самостоятельную. Поэтому очень важным являлось создание в группе развивающей среды.
В ней содержится большое и разнообразное количество игр и пособий:
Перечисленные игры содействуют развитию математических способностей детей, развитию аналитического восприятия, познавательной активности детей, устойчивого внимания, памяти, воображения, речи.
Одним из важнейших направлений в работе с интеллектуально одаренными детьми, является организация работы с их родителями. Взаимодействие с семьями воспитанников выстраивается по следующим направлениям:
Таким образом, предложенная система работы с интеллектуально одаренными детьми, нам помогает во время заметить их проявление, обеспечить своевременное выявление и успешное сопровождение этих детей.
Литература: