Ткаченко Наталья Валерьевна
Воспитатель, ДОУ МДС №9 "Золотой ключик", г. Жирновск, Волгоградская обл
Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):
Ткаченко Н.В. Заучивание стихотворения Г. Новицкой «Тишина» // Совушка. 2021. N2 (24). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/24/ (дата обращения: 22.02.2025).
Заказ № 1031587
Образовательная область: развитие речи
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Возраст детей: средняя группа (4-5 года)
Формы занятия (НОД): решение проблемной ситуации, беседа, слушание музыки.
Формы организации: группа
Задачи:
Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные: формирование навыков общения со сверстниками, чувством доброжелательности.
Виды детской деятельности: познавательная, игровая, коммуникативная, двигательная,
Предварительная работа:
Загадки и чтение стихов об осени. Рисование на тему. Украшение группы, прослушивание и обсуждение музыки произведения П.И. Чайковского.
Материалы и оборудование: Аудиозапись Чайковского «Осенняя песнь. Октябрь», фонограмма «шум ветра», корзинка с яблоками, силуэт капельки.
Ход занятия:
Введение в игровую ситуацию (Сюрпризный момент с элементом)
Воспитатель: Добрый день, дорогие ребята! У меня сегодня прекрасное настроение и я хочу его передать всем вам. А поможет мне в этом этот цветок.
Я приглашаю всех встать в круг радости и сказать друг другу добрые пожелания, передавая из рук в руки «волшебный цветок».
Желаю счастья и добра
Всем детям с самого утра!
(Дети передают друг другу цветок и произносят добрые пожелания).
Воспитатель: Ребята, послушайте загадку:
Он на улице живет,
Листья осенью несет,
А зимой несет снежинки
Иногда весной – дождинки
Летом, если он подует –
С головы панаму сдует.
Дети : Ветер
Воспитатель: правильно
Фонограмма звука ветра
Воспитатель: Посмотрите, ребята вместе с ветерком прилетела его подружка Капелька.
II Основная часть
Создание положительной мотивации
Капелька: Здравствуйте, ребята.
Дети: Здравствуйте.
Капелька: А давайте с вами познакомимся, меня зовут Капитошка. А вас.
Психогимнастика: дети по одному называют свое имя).
Дети: Саша ,Маша ,Витя…..и т.д.
Капелька: Мне очень приятно с вами познакомиться. Ребята, я пролетала над лесом и видела какой он красивый. Я хочу вас пригласить погулять и поиграть в лесу. Вы согласны?
Дети: Да
Капитошка: Становитесь друг за другом, пойдем по узенькой дорожке, перепрыгнем через лужу и придем в лес (дети идут по ребристой дорожке, перепрыгивают через две параллельные веревки)
(попадают в осенний лес)
Капитошка: рРбята, вот мы и пришли с вами в лес. Давайте присядем на опушке и послушаем наш лес.
Дети садятся закрывают глаза,
Капитошка: попробуйте представить какое это время года
Звучит аудиозапись Чайковского «Осенняя песнь. Октябрь»
Капитошка: откройте глазки, что вы представили? А как вы думаете, можно сказать, что в лесу наступила осень? А по каким признакам вы это определили?
Дети: Стало холодно, часто идет дождь, на деревьях пожелтели листья, много луж. Птицы улетели в теплые края и т.д.
Капитошка: Ребята, как вы много знаете об осени. А я знаю стихотворение, которое называется «Тишина» Г. Новицкая.
Обрывает ветер листья в сентября
Улетели птицы в дальние края
Не узнать опушки, где жила весна
И слышна повсюду только тишина.
Сыплется с деревьев золото и медь.
Тишина как птица научилась петь.
(маленькая пауза 5-10 сек)
Воспитатель: Ребята, вам понравилось стихотворение?
Дети: Да
Воспитатель: Это веселое или грустное стихотворение?
Дети: Грустное
Воспитатель: Его надо читать громко или тихо?
Дети: Тихо
III этап Заучивание стихотворение
Воспитатель: А давайте мы его выучим.
(разбор стихотворения по вопросам)
Воспитатель: Что обрывает ветер?
Дети: Обрывает ветер листья с сентября
Воспитатель: Куда улетели птицы?
Дети: Улетели птицы в дальние края
Воспитатель: Не узнать опушку почему?
Дети: Не узнать опушку, где жила весна
Воспитатель: Что слышно по всюду?
Дети: И слышна повсюду только тишина
Воспитатель: Что сыплется с деревьев?
Дети: Сыплется с деревьев золото и медь
Воспитатель: Тишина, что научилась делать?
Дети: Тишина, как птица научилась петь.
Физкультминутка «Скучно, скучно нам сидеть»
Воспитатель: Ребята, давайте с вами поиграем в игру
«Скучно, скучно нам сидеть друг на друга всё глядеть, не пора ли пробежаться и местами поменяться»,
(меняются местами, одному стульчика не хватает, тот кому не хватило стульчика становится болельщиком.)
Воспитатель: А сейчас мы вернемся к нашему стихотворению.
Повторное чтение с установкой на запоминание 2-3 раза.
Воспитатель: Ребята, давайте сначала я буду читать стихотворение, а вы его будите повторять за мной
(повторение стихотворения хором).
Воспитатель: Кто запомнил стихотворение и хочет его прочитать?
(Дети читают наизусть.)
Капитошка: Молодцы, ребята, мне очень понравилось, как вы его читаете. Я хочу вам подарить корзинку с подарком.
(отдает корзинку с подарками воспитателю).
Капитошка: А мне пора лететь с ветерком к своим сестренкам-капелькам
(звучит фонограмма шум ветра).
Капитошка: До свидания, до новых встреч.
Воспитатель: Ребята, нам пора возвращаться в детский сад. Вставайте друг за другом и пойдем, перепрыгнем через лужу и пойдем по узенькой дорожке. Вот мы и в детском саду.
III. Заключительная часть
Рефлексия
Воспитатель: Вот мы и вернулись обратно в детский сад.
Воспитатель: Вам понравилось сегодняшнее путешествие?
Воспитатель: Куда мы с вами сегодня путешествовали?
Дети: В осенний лес
Воспитатель: Чем мы занимались сегодня с вами?
Дети: Играли и рассказывали стихотворение
Воспитатель: Посмотрите, Капитошка нам подарила 2 листика – зелёный и красный. Попросила поселить их на дерево. Если вам понравилось наше путешествие возьмите зелёный листик, а если вам не понравилось наше путешествие возьмите красный листик и повесьте на дерево.
До свидания!