Методика заучивания поэтических произведений с дошкольниками

Толстых Татьяна Анатольевна

Учитель-логопед, ДО МОУ СОШ №35, г. Подольск

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Толстых Т.А. Методика заучивания поэтических произведений с дошкольниками // Совушка. 2021. N2 (24). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/24/ (дата обращения: 18.05.2024).

Заказ № 1028229


 

В статье рассматриваются вопросы систематизации и расширения знаний педагогов о вариативности приемов работы с поэтическими произведениями как неотъемлемой составляющей звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста.

Ключевые слова: формирование речи дошкольников, поэзия, методика и приемы заучивания произведений.

Keywords: speech formation of preschool children, poetry, methods and techniques of memorizing works.

В эпоху компьютеризации и переизбытка игрушек дети все меньше и меньше интересуются художественной литературой. Однако не стоит забывать, что именно поэтическая часть творчество обеспечивает культурное развитие ребенка и формирование его речи.

Дошкольники должны не только послушать стихи, но и ощутить их в своем сердце. К.Чуковский назвал такой процесс приобщения ребенка к поэтическому искусству «стихотворным воспитанием».

В методике речевого развития особое место занимает работа, направленная на воспитание у детей любви к поэзии, ознакомление с поэтическими произведениями, развитие умений воспринимать и выразительно воспроизводить стихотворения. Заучивание стихов - одно из средств умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. Воспринимая поэтические строфы, дети получают эстетическое наслаждение. Стихи действуют на ребенка силой и обаянием ритма, мелодики; детей привлекает к себе мир звуков.

Заучивание поэтических произведений для дошкольников имеет огромную пользу: расширяется кругозор, рифма дает возможность обрести внутреннюю гармонию, развивается память, формируется культурный уровень маленького человечка. Каждое словесное произведение, усвоенное памятью ребенка, обогащает словарный фонд, формирующий его собственную речь. Выразительность исполнения развивает технику речи: дикцию, дыхание; овладение орфоэпией.

Особенности восприятия содержания и формы поэтических произведений детьми дошкольного возраста.

В стихотворении рассматривают две составляющие: целостность художественного образа и поэтическую форму (музыкальность, ритмичность, интонационность). Необходимо научить ребенка понимать и воспринимать эти две части в их единстве.

Для методики заучивания стихов существенно знание особенностей восприятия и запоминания поэзии детьми.

Облегчает восприятие произведений и процесс запоминания стихотворений любовь детей к звукам и игре с ними, к повтору, особая чувствительность к рифме, ритму.

Яркими, знакомые образы в произведении легче запоминаются , так как мышление ребенка отличается образностью. Воспринимая стихотворение, дети мысленно «прорисовывают» его содержание. Поэтому и хорошо запоминаются стихи, в которых видны сюжет, образность, предметность, лаконизм. Этим требованиям отвечают стихи А. Барто, С. Капутикян, С. Маршака и других.

На характер заучивания положительно влияет интерес ребенка к содержанию стихотворения. Быстрое запоминание зависит от настроя педагога на запоминание, мотивации. Это могут быть чтение стихов на празднике; чтение маме и бабушке, чтобы их порадовать; выступить перед малышами и другие мотивы.

Следует учитывать и то обстоятельство, что в непроизвольной деятельности, когда не ставится задача запомнить стихотворение, дети легко усваивают и запоминают целые страницы.

В произвольной деятельности, на занятиях, когда ставится задача запомнить стихотворение, дети испытывают трудности. Установлено, что способность к произвольному запоминанию можно формировать у детей начиная с 4-5 лет. Задача воспитателя – вести детей от непроизвольного запоминания к произвольному. Необходимо, чтобы дети умели ставить цель – запомнить.

Требования к отбору поэтических произведений для детей

  • простота и четкость ритма;
  • краткость самого стишка и отдельных строк;
  • простота и ясность знакомых детям образов;
  • при отборе стихов для заучивания учитывается их объем: 1-2 строфы для младших групп, несколько больше - для старших; разнообразие видов поэзии.

Заучивание стихов на разных возрастных этапах имеет свои особенности. Малыши быстро запоминают короткие стихи, в которых много глаголов, существительных, где есть конкретность образа, динамика действия. В старших группах дети запоминают значительно большие по объему стихи (два четверостишия) с эпитетами и метафорами.

Существуют определенные рекомендации, составленные на основе психо-возрастных особенностей детей, по подбору стихотворений для заучивания в детском саду. В инновационной программе дошкольного образования «От рождения до школы» предлагается список произведений, разработанный с учетом этих рекомендаций.

В младшем дошкольном возрасте мышление ребенка (3-4 г.) отличается образностью, им легче запоминать стихи с яркими, конкретными образами, простым и четким ритмом. Слушая такие произведения, дети могут мысленно нарисовать" себе его содержание. Для заучивания можно использовать коротенькие стихи (например, «Пальчик-мальчик...», «Как у нашего кота...», «Огуречик, огуречик...», «Мыши водят хоровод...» – рус. нар. песенки; А. Барто. «Мишка», «Мячик», «Кораблик»; В. Берестов. «Петушки»; Е. Ильина. «Наша елка» (в сокр.); А. Плещеев «Сельская песня»; Н. Саконская. «Где мой пальчик?»; К. Чуковский. «Елка» (в сокр.)). В них описываются хорошо знакомые игрушки, животные, дети. По объему – это четверостишия, они понятны по содержанию, просты по композиции, ритм пляшущий, веселый, с явно выраженной рифмой. Часто есть момент игрового действия. Эти особенности стихов облегчают процесс их заучивания. Наличие игровых моментов, небольшой объем стихов дают возможность часто повторять текст и использовать игровые приемы в процессе заучивания стихов. Также не стоит забывать и материал народного творчества. Прелестные народные песенки, шутки, прибаутки, потешки как по содержанию, так и по форме и языку отлично отвечают требованиям, которые должны предъявляться к стихам для маленьких.

В среднем дошкольном возрасте рекомендуются более сложные по содержанию и форме стихи, увеличивается их объем (например, «Дед хотел уху сварить...», «Ножки, ножки, где вы были?», рус. нар. песенки; А. Пушкин. «Ветер, ветер! Ты могуч...»; З. Александрова «Елочка»; А. Барто «Я знаю, что надо придумать» и др.). В стихах этой возрастной группы уже могут встречаться художественные образы, элементы сравнения, метафоры, эпитеты (например, в стихотворении Е. Серовой «Одуванчик» есть такие образные эпитеты: одуванчик белоголовый, ветер душистый, цветок пушистый).

В старшем дошкольном возрасте совершенствуется умение осмысленно, отчетливо, ясно и выразительно читать наизусть стихи, проявлять инициативу и самостоятельность. Для заучивания рекомендуются достаточно сложные по содержанию и художественным средствам стихи («По дубочку постучишь...», рус. нар. песня; И. Белоусов «Весенняя гостья»; Е. Благинина «Посидим в тишине»; Г. Виеру «Мамин день», А. Пушкин «У лукоморья дуб зеленый...» (из поэмы «Руслан и Людмила»); И. Суриков «Вот моя деревня»). В подготовительной к школе группе детям интересно заучивать басни И. А. Крылова «Стрекоза и Муравей» «Ворона и Лисица», «Лебедь, Рак и Щука». Ребята очень любят их слушать и рассказывать, хотя конечно им еще сложно понять аллегорический смысл басни. Но для этого, воспитатель должен провести подготовительный анализ басни, подвести детей, с помощью сравнений с нашей повседневной жизнью, к пониманию басни.

Кроме психо-возрастного критерия подбора поэтических произведений, в методиках по развитию дошкольников (в основном это книги, пособия для воспитателей и родителей, статьи из интернета) встречается метод подбора стихов по психо-эмоциональному критерию. Чтобы стихотворение легко училось, оно должно по содержанию соответствовать не только возрасту, но и темпераменту ребенка. Шалунам лучше предлагать для запоминания стихи ритмичные, веселые, деткам спокойным – размеренные, плавные. Молчаливым детям тоже можно предложить ритмичные стихи, потешки, песенки (так они смогут выплеснуть стесняющую их энергию). Застенчивым будет приятно услышать свое имя в потешке, поставить себя на место действующего лица. Внимания требуют дети со слабой восприимчивостью к ритму и рифме стиха. Конечно, в школе с их темпераментом никто считаться не будет, но, пока они только учатся учить стихи, воспитатель может помочь им в этом именно таким «эмоциональным» подбором. Ведь ребенку необходимо понять технику запоминания, а это легче делать на том материале, который «сердцу ближе».

Методика заучивания наизусть стихотворений в возрастных группах

Занятие обычно строится по плану:

1) вступительная реплика (или небольшая беседа) воспитателя;

2) чтение воспитателем всего текста;

3) повторение всего текста ребенком с хорошей памятью;

4) повторение всего текста ребенком с плохой памятью.

Методические требования к заучиванию стихов:

– Не рекомендуется заучивать стихи хором, так как искажается или пропадает смысл стихотворения; появляются дефекты речи, закрепляется неправильное произношение; пассивные дети при хоровом чтении остаются пассивными. Хоровое повторение текста мешает выразительности, приводит к монотонности, ненужной тягучести, искажению окончаний слов, вызывает у детей быстрое утомление от шума. «Читая хором, – писала Е. И. Тихеева, – дети рубят, скандируют стихи, отбивают рифмы, приобретают одну и ту же манеру крикливого бессмысленного чтения, убивающего всякую индивидуальность».Такой же точки зрения придерживалась Е.А. Флерина, полагая, что разучивать стихи надо индивидуально, в противном случае пропадает эстетическая сторона деятельности.

– Поскольку для запоминания рекомендуются короткие стихи (объем памяти у детей невелик), стихотворение заучивается целиком (не по строкам и строфам), именно это обеспечивает осмысленность чтения и правильную тренировку памяти.

– Не следует требовать полного запоминания стихотворения на одном занятии. Психологи отмечают, что для этого необходимо от 8 до 10 повторений, которые следует распределить в течение какого-то отрезка времени. Для лучшего за поминания рекомендуют менять форму повторения, читать по ролям, повторять стихи при подходящих обстоятельствах.

Приемы обучения выразительному чтению стихов

Анализируя и синтезируя все рассмотренные способы, методы, требования к заучиванию, можно выделить основные позиции при проведении поэтического занятия в детском саду:

  1. Подготовка детей к восприятию поэтического произведения (создание поэтической атмосферы, мотивация, вступительная беседа);
  2. Выразительное и чувственное прочтение стихотворения воспитателем. Прочитать нужно так, чтобы воздействовать на сознание и чувства детей. Причем таким должно быть именно первое прочтение, пока не потерян момент неожиданности;
  3. Беседа с детьми о стихотворении (можно задавать вопросы, раскрывающие общую картину произведения, вопросы раскрывающие отношения ребенка к произведению, к герою, к поступкам, вопросы помогающие понять поэтическую форму и средства выражения;
  4. Повторное чтение всего произведения с установкой на запоминание;
  5. Воспроизведение стихотворения детьми. Вначале читают стихи те, кто лучше запоминает и изъявляет желание прочитать. Поскольку не все дети быстро запоминают текст, воспитатель помогает детям, подсказывает слова, интонации, напоминает о силе голоса, темпе речи. Чтобы поддержать интерес детей к запоминанию и улучшить его результаты, следует менять форму повторения (чтение в лицах, для куклы, в игровой форме). Стихотворение повторяется индивидуально, а не хором!
  6. Закрепление произведения на следующих занятиях, в подходящих по тематике жизненных ситуациях; создание детских иллюстраций к произведению, прослушивание музыки.

Нетрадиционные способы разучивания стихов с детьми

дошкольного возраста

1 способ. Учим стихи в движении.

Педагог выразительно читает весь текст, а затем предлагает его разыграть, изобразить в движении. Воспитатель показывает, какие движения дети будут изображать на слова текста. (Движения можно придумать самому или посмотреть в литературе). Дети вместе с воспитателем произносят слова и выполняют движения.

Зима

Белый снег, пушистый

В воздухе кружится – плавные движения руками по кругу

И на землю тихо

Падает, ложится. – присесть, руки опустить к полу

И под утро снегом

Поле забелело, – удивиться, развести руки в стороны

Точно пеленою

Всё его одело. – покружиться, развернув ладони вверх

Иван Суриков

Такие стихи с движениями можно читать много раз в день, и дети часто сами повторяют его, «приспосабливая» под любые игры. Главное, чтобы дети представляли все предметы и действия с ними. Все это полезно для развития образной памяти, речи, эмоциональной сферы.

Можно подключить кинестетическую память. Предложите ребёнку взять большую толстую нитку и «смотать из стихотворения клубочек». Вместе с ним, ритмично, мы как бы «наматываем» строчку за строчкой на «катушку» в нашей голове. Намотали? А теперь рассказываем снова и разматываем, а потом снова наматываем. Затем мы прячем ручки вместе с клубочком за спинку и «наматываем понарошку». Тут основной принцип в том, что ребенку-кинестетику (то есть такому, которому нужно не только посмотреть, но и потрогать), мы даем необходимую для запоминания опору - подкрепляем запоминание двигательным актом. Как вариант этого метода, вы можно предложить ребёнку класть в блюдо шарики. Строчка-шарик, а затем вынимать по одному и снова класть. Или нанизывать на нитку бусины.

Еще можно предложить детям представить ступеньки лестницы и на этих ступенькам «разложить» весь текст стихотворения, а потом медленно шагать по ступенькам и читать стихотворение.

2 способ. Учим стихи по картинкам.

Еще К.Д. Ушинский писал «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками и он их усвоит на лету».

Доказано, что в дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память и запоминание носит в основном непроизвольный характер. У детской памяти есть удивительное свойство – исключительная фотографичность. Зрительный образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков (действие непроизвольного внимания и непроизвольной зрительной памяти), позволяет значительно быстрее вспомнить стихотворение.

При заучивании стихов в работе с детьми-логопатами, опираясь на классическую методику заучивания стихов, наиболее эффективным является использование метода иллюстраций, позволяющего логически запоминать текст через смысловое соотнесение – один из способов логического запоминания текста. Согласно этого метода, содержание одной, двух или четырёх строк стихотворения обозначается определённой картинкой, наиболее ярко отражающей это описание.

Для детей старшей группы подобранные стихи изображаются 4-5 картинками, для детей подготовительной к школе группы – 7-8.

Весна

К нам весна шагает

Быстрыми шагами,

И сугробы тают

Под её ногами.

Чёрные проталины

На полях видны.

Видно очень тёплые

Ноги у весны.

Токманова И.

 

3 способ. Театральный.

Особенно быстро помогают запомнить текст с диалогами и действиями различные виды «театров» с их атрибутикой.

Например: стихотворение С.Я. Маршака «Багаж» можно выучить, если разыграть его по ролям с «вещами», которые сдавала дама (игрушками, их заменяющими).

Пальчиковый театр поможет запомнить практически любое стихотворение. Например, прочитайте детям «Два барана» С.Я. Маршака и изобразите животных двумя руками, выставив пальцы-рога. А затем попросите детей изобразить баранов и действия. Для детей 4-го года жизни интересной будет сценка, представленная в настольном театре кукол или в перчаточном. Дети 5-го года жизни разыграют стихи и в пальчиковом, и в перчаточном театре, и в лицах. Детям 6-го года жизни можно предложить самим выбрать вид театра, включая и «театр перед микрофоном». При этом придется постепенно выучить стихотворение: сначала диалог персонажей, а затем и слова автора.

4 способ. Частичное воспроизведение текста всей группой, если речь идет от лица коллектива.

Это может быть одна реплика или хорошо рифмующееся четверостишие. Так, в сказке К. Чуковского «Мойдодыр» один ребенок или воспитатель читает текст, а все дети продолжают: «Моем, моем трубочиста чисто, чисто, чисто, чисто. Будет, будет трубочист чист, чист, чист, чист».Коллективное чтение заставляет прислушиваться к чтению и читать именно те строчки, которые нужны в этом месте.

На формирование выразительности направлены и такие приемы:

  • образец выразительного чтения,
  • пример выразительного чтения ребенка,
  • оценка чтения,
  • подсказ нужной интонации.
  • напоминание о похожем случае из жизни ребенка, оживляющее пережитые чувства;
  • объяснения и указания по поводу выразительной формы чтения;
  • характеристика персонажей, помогающая подобрать нужные интонации.

Следовательно, на запоминание и воспроизведение стихотворения оказывают влияние психологические, возрастные и индивидуальные особенности усвоения материала, а также содержание и форма поэтического текста, его подача.

Таким образом из всего выше сказанного, можно сделать вывод, что художественная литература и, в частности, поэзия (и художественная мировая, и фольклорная) является важным источником средства обогащения образной речи ребенка, развития его поэтического слуха, этических и нравственных понятий. Ознакомление детей дошкольного возраста с поэтическим жанром художественной литературы помогает решать часть задач, которые стоят перед воспитателем при развитии речи ребенка. Это таки задачи как: расширение кругозора, развитие памяти, формирование культурного уровня, обогащение словарного запаса, развитие техники речи.

Существование различных методик заучивания стихотворений в детском саду, не дезориентирует воспитателя, а наоборот, при выявлении общих, главных позиций позволяет придерживаться главных правил и рекомендаций для достижения наилучшего результата. Подвести итог данной работы можно словами В.Г. Белинского «Читайте детям стихи, пусть ухо их приучится к гармонии русского слова, сердце преисполнится чувством изящного, пусть поэзия действует на них так же, как и музыка».

 

Литература:

 

  1. Андросова В. Чтение произведений художественной литературы: старшая группа // Дошкольное воспитание. 1991. №4
  2. Жуковская Р.И. Чтение стихотворений в детском саду. М.: ЭКСМО, 2010. 132с.
  3. Илларионова Ю.Г. О заучивании стихотворений в детском саду. // Дошкольное воспитание. 2008. №2. С.32-35.
  4. Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). М.: Просвещение, 2011. 144 с.
  5. Ушакова О.С. Развитие речи при ознакомлении детей с художественной литературой. М.: Просвещение, 2014. 263с.