Рабочая учебная программа по учебному предмету «Биология» для обучающихся 8 класса с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Пулукчу Ольга Николаевна

Учитель, МОУ "Павловская СШ",  п. Солнечный, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Пулукчу О.Н. Рабочая учебная программа по учебному предмету «Биология» для обучающихся  8 класса с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) // Совушка. 2021. N2 (24). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/24/ (дата обращения: 27.09.2024).

Заказ № 1021934


 

Срок реализации программы 2020-2021 год. Учебная недельная нагрузка – 1 час.

Период обучения

Количество часов

1 четверть

8 часов

2 четверть

8 часов

3 четверть

9 часов

4 четверть

9 часов

За год

34 часа

 

1.Планируемые результаты освоения учебного предмета

Предметные результаты

Достаточный уровень

Обучающиеся должны знать:

  • признаки сходства и различия между группами растений и животных;
  • представления об объектах неживой и живой природы;
  • знание правил здорового образа жизни и безопасного поведения, использование их для объяснения новых ситуаций.
  • знание выполнение классификаций на основе выделения общих признаков;
  • узнавание изученных природных объектов по внешнему виду (натуральные объекты, муляжи, слайды, рисунки, схемы);

 

Обучающиеся должны уметь:

  • осознание основных взаимосвязей между природными компонентами, природой и человеком;
  • установление взаимосвязи между средой обитания и внешним видом объекта (единство формы и функции);
  • выполнение практических работ самостоятельно или при предварительной (ориентировочной) помощи педагога.

 

Минимальный уровень

Обучающиеся должны знать:

  • основные требования ухода за домашними и некоторыми сельскохозяйственными животными (известными обучающимся).
  • знание особенностей внешнего вида изученных животных, узнавание и различение изученных объектов в окружающем мире, моделях, фотографиях, рисунках;
  • знание общих признаков изученных групп животных, правил поведения в природе, техники безопасности, здорового образа жизни.

 

Обучающиеся должны уметь:

  • представления об объектах и явлениях неживой и живой природы,
  • применение полученных знаний и сформированных умений в бытовых ситуациях (уход за растениями);
  • проводить несложный уход за некоторыми сельскохозяйствен­ными животными (для сельских школ) или за домашними животными (птицы, звери, рыбы), имеющимися у детей дома; рассказывать о своих питомцах (их породах, поведении и повадках).

 

Личностные результаты

  1. Осознание необходимости охраны природы.
  2. Установление взаимосвязи между экологически грамотным поведением в природе и сохранением многообразия мира животных.
  3. Формирование установки на безопасный здоровый образ жизни(правила поведения в природе, бережное отношение к животным организмам.
  4. Овладение правилами личной гигиены и общественной гигиены в повседневной жизни.
  5. Формирование готовности к самостоятельной жизни(знание правил ухода за животными в доме, на ферме).
  6. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных

ситуациях.

 

Базовые учебные действия

Коммуникативные учебные действия

Регулятивные учебные действия

Познавательные учебные действия

Умения:

– вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия;

– слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его;

– использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач.

Умения:

– принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления;

– осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач;

– осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;

– обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе деятельности;

– адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность.

Умение:

– дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-пространственную организацию;

– использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями;

– использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие несложные, доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.

 

2. Содержание учебного предмета

раздела (темы), подраздела

Наименование и содержание раздела (темы)

Кол-во часов

Проверочная, контрольная работа

 

Введение.

Многообразие животного мира.

2

 

 

Беспозвоночные животные.

Черви. Насекомые. Внешний вид, образ жизни, питание. Размножение. Способ передвижения.

6

1

Итого за 1 четверть

8

1

 

Позвоночные животные.

25

 

3.1

Рыбы.

Внешнее строение, питание, дыхание, кровообращение, нервная система, органы чувств.

8

1

Итого за 2 четверть

8

1

3.2.

Земноводные.

Общие признаки земноводных. Лягушка. Место обитания, образ жизни. Питание, дыхание, кровообращение, нервная система. Размножение.

3

 

3.3.

Пресмыкающиеся.

Общие признаки пресмыкающихся. Внешнее строение, питание, дыхание. Кровообращение, нервная система, органы чувств.

3

 

3.4.

Птицы.

Общая характеристика птиц. Питание птиц. Птицы леса. Домашние птицы.

3

 

Итого за 3 четверть

9

 

3.4.

Птицы.(продолжение)

3

 

3.5.

Млекопитающие.

Разнообразие млекопитающих. Приспособленность к условиям жизни. Внутреннее строение млекопитающего, органы пищеварения, дыхания, кровообращения, нервная система.

6

1

Итого за 4 четверть

9

1

Итого за год

34

3

 

3.Календарно-тематическое планирование уроков биологии в 8 классе (34 часа)

п/п

Дата

Тема

Тип урока

Кол-во часов

Основные виды учебной деятельности

Примечание

Год

Четв.

План.

Факт.

 

 

 

 

 

1 четверть (8 часов)

I. Введение (2часа).

   

07.09

 

Многообразие животного мира.

Вводный урок

1

Вводная беседа.

Составление таблицы «Дикие и домашние животные». Работа в текстовом редакторе Word. Узнавание животных по внешнему виду. Выполнение упражнений в тетради на печатной основе. Выполнение задания на образовательном сайте «LearningApps.org».

 

   

14.09

 

Значение животных и их охрана.

Комбинированный урок

1

Работа с учебником с.3-6. Составление квеста. Беседа. Выполнение классификаций групп животных. Работа в тетрадях на печатной основе.

 

II .Беспозвоночные животные. (6 часов)

3

 

21.09

 

Общие признаки беспозвоночных животных. Общие признаки червей. Дождевой червь. Круглые черви — паразиты человека.

Урок сообщения новых знаний

1

Зарисовка в тетрадях дождевого червя. Работа с учебником с.11-15. Установление взаимосвязи между средой обитания и внешним видом. Узнавание и различение дождевых червей в окружающем мире. Практическая работа. Особенности внутреннего строения червя.

Беседа с практическими заданиями. Соблюдение правил профилактики глистных заболеваний. Работа в тетрадях на печатной основе.

 

   

28.09

 

Общие признаки насекомых. Внешнее строение и образ жизни насекомых.

Урок сообщения новых знаний

1

Урок-презентация (ИКТ). Работа в программе Power Point. Выборочное чтение. Работа в группах. Работа с микроскопом.Levenhuk Rainbow.

 

   

05.10

 

Бабочка- капустница Яблонная плодожорка.

Комбинированный урок

1

Рассказ – описание с составлением характеристики объектов. Работа с учебником с.23-27. Выборочное чтение. Работа в тетрадях на печатной основе. Выполнение задания на образовательном сайте «LearningApps.org».

 

 

6

12.10

 

Майский жук. Комнатная муха.

Комбинированный урок

 

Рассказ – описание с составлением характеристики объектов. Демонстрация видеофильма.

Наблюдение за майскими жуками и комнатными мухами. Умение сделать вывод.

 

 

7

19.10

 

Медоносная пчела. Тутовый шелкопряд.

 

Комбинированный урок

1

Заочная экскурсия

на пасеку. Работа с коллекцией насекомых. Работа в тетрадях на печатной основе. Беседа. Рассказ обучающихся о полезных свойствах меда; применение его в быту.

 

8

8

26.10

 

Проверочная работа по теме «Беспозвоночные животные».

Урок контроля знаний

1

Работа с индивидуальными карточками по группам. Выполнение заданий проверочной   работы. Оценивание результатов   выполненной работы.

 

2 четверть (8 часов)

III. Позвоночные животные. (26 часов)

   

09.11

 

Рыбы. (8 часов) Общие признаки позвоночных животных. Общие признаки рыб.

Урок сообщения новых знаний

1

Работа с учебником с.45-49 и тетрадью. Выделение признаков позвоночных. Подписывание частей тела и органов рыб. Работа с микроскопом.Levenhuk Rainbow. Работа на образовательной платформе «!Российская электронная школа».

 

   

16.11

 

Внешнее и внутреннее строение рыб.

Комбинированный урок

1

Беседа с моделированием объектов и ситуаций. Установление взаимосвязи между средой обитания и внешним видом. Заполнение таблицы. Рассматривание внутренних органов под микроскопом.Levenhuk Rainbow, нахождение на иллюстрациях и наоборот.

 

11

 

23.11

 

Размножение рыб.

Комбинированный урок

1

Работа с учебником с.52-54. Зарисовка развития рыб из икринки. Работа с индивидуальными карточками. Рассматривание икринок под микроскопом.Levenhuk Rainbow. Беседа. Работа в тетрадях на печатной основе.

 

12

 

30.11

 

Речные рыбы.

Комбинированный урок

1

Работа с раздаточным материалом. Выполнение КОЗ. Сравнение речного окуня и щуки. Работа в тетрадях на печатной основе. Выполнение задания на образовательном сайте «LearningApps.org».

 

13

 

07.12

 

Морские рыбы.

Комбинированный урок

1

 

14

 

14.12

 

Рыболовство и рыбоводство.

Комбинированный урок

1

Деловая игра.

Просмотр фильма о браконьерах. Словарная работа. Работа в тетрадях на печатной основе.

 

15

 

21.12

 

Рациональное использование и охрана рыб.

Комбинированный урок

1

Работа с учебником с. 61-62. Заполнение схемы. Сообщения обучающихся о охране рыб. Работа на образовательной платформе «!Российская электронная школа».

 

16

 

28.12

 

Проверочная работа по теме «Рыбы».

Урок контроля знаний

1

Работа с индивидуальными карточками по группам. Выполнение заданий проверочной   работы. Оценивание результатов   выполненной работы.

 

3 четверть (9 часов)

   

11.01

 

Земноводные. (3 часа) Общие признаки земноводных. Среда обитания и внешнее строение лягушки.

Урок сообщения новых знаний

1

Беседа с решением проблемных вопросов и ситуаций. Работа в программе Power Point. Сравнение зеленой лягушки и серой жабы. Установление взаимосвязи между средой обитания, природными условиями, образом жизни.

 

   

18.01

 

Внутреннее строение земноводных.

Комбинированный урок

1

Беседа с моделированием объектов и ситуаций. Работа со схемой строения лягушки. Выборочное чтение. Выполнение упражнений в тетради на печатной основе.

 

   

25.01

 

Размножение и развитие лягушки.

Комбинированный урок

1

Беседа с практическими заданиями. Рассматривание стадии развития лягушки. Работа по вопросам. Выполнение упражнений в тетради на печатной основе.

 

   

01.02

 

Пресмыкающиеся. (3 часа)

Общие признаки пресмыкающихся. Среда обитания и внешнее строение пресмыкающихся.

Урок сообщения новых знаний

1

Беседа с решением проблемных вопросов и ситуаций. Работа с презентацией. Выборочное чтение. Выполнение упражнений в тетради на печатной основе. Работа на образовательной платформе «!Российская электронная школа».

 

   

08.02

 

Внутреннее строение пресмыкающихся.

Комбинированный урок

1

Беседа с моделированием объектов и ситуаций. Составление схемы. Работа в текстовом редакторе Word.

 

   

15.02

 

Размножение и развитие пресмыкающихся.

Комбинированный урок

1

Беседа с практическими заданиями. Работа в парах. Сравнение рыб, лягушки и ящерицы, данные вносятся в таблицу.

 

   

22.02

 

Птицы. (6 часов) Общие признаки птиц. Особенности внешнего строения птиц.

Комбинированный урок

1

Беседа с решением проблемных вопросов и ситуаций. Дополнить общую характеристику птиц. Выполнение упражнений в тетради на печатной основе. Выполнение задания на образовательном сайте «LearningApps.org».

 

   

01.03

 

Особенности скелета, внутреннего строения птиц.

Комбинированный урок

1

Беседа с моделированием объектов и ситуаций. Подписывание частей скелеты птицы.   Показ частей тела птицы (на рисунке)

 

   

15.03

 

Размножение и развитие птиц. Птицы, кормящиеся в воздухе.

Комбинированный урок

1

Выполнение упражнений в тетради на печатной основе. Выборочное чтение. Зарисовка «Строение яйца птицы». Беседа с решением проблемных вопросов и ситуаций.

 

4 четверть (8 часов)

   

29.03

 

Птицы леса. Хищные птицы. Нелетающие птицы.

 

Комбинированный урок

1

Работа с учебником. Выполнение упражнений в тетради на печатной основе. Выполнение задания на образовательном сайте «LearningApps.org».

 

   

05.04

 

Домашние птицы.

Комбинированный урок

1

Работа с учебником с.127-129.

Выполнение упражнений в тетради на печатной основе. Работа с иллюстрациями. Установление взаимосвязи между средой обитания, природными условиями, образом жизни. Работа на образовательной платформе «!Российская электронная школа».

 

   

12.04

 

Птицеводство.

 

Комбинированный урок

 

Работа с учебником с.130-134. Заполнение таблицы «Сходство и различия домашних и диких кур». Работа в текстовом редакторе Word. Составление рассказа о разведении и выращивании сельскохозяйственных птиц.

 

   

19.04

 

Млекопитающие. (6 часов)

Общие признаки и внешнее и внутреннее строение млекопитающих.

Урок сообщения новых знаний

1

Беседа с решением проблемных вопросов и ситуаций.

Демонстрация скелета млекопитающих. Выделение признаков млекопитающих. Выполнение упражнений в тетради на печатной основе.   Работа на образовательной платформе «!Российская электронная школа».

 

   

26.04

 

Грызуны. Зайцеобразные.

Комбинированный урок

1

Рассказ-описание с использованием опорных схем. Работа в текстовом редакторе Word. Установление взаимосвязи между средой обитания и внешним видом. Выполнение упражнений в тетради на печатной основе. Выполнение задания на образовательном сайте «LearningApps.org».

 

   

17.05

 

Ластоногие. Китообразные.

Комбинированный урок

1

Рассказ-описание с использованием иллюстраций. Сравнение китообразных и ластоногих. Выборочное чтение. Выполнение упражнений в тетради на печатной основе. Установление взаимосвязи между средой обитания, природными условиями, образом жизни. Работа на образовательной платформе «!Российская электронная школа».

 

   

24.05

 

Парнокопытные, непарнокопытные.

Комбинированный урок

1

Беседа с практическими заданиями.

Рассказ – описание. Работа в парах. Выполнение упражнений в тетради на печатной основе.

 

33

 

26.05

 

Приматы.

Комбинированный урок

 

Работа с учебником с.190-192. Просмотр видеофильма о приматах. Беседа с решением проблемных вопросов и ситуаций. Установление взаимосвязи между средой обитания, природными условиями, образом жизни. Выполнение задания на образовательном сайте «LearningApps.org».

 

34

 

27.05

 

Контрольная работа по теме «Беспозвоночные и позвоночные животные».

Урок контроля знаний

1

Работа с индивидуальными карточками по группам. Выполнение заданий контрольной   работы. Оценивание результатов   выполненной работы.